Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 29
Тема занятия: Н-холинолитические средства курарного действия — миорелаксанты (Curarina, Myorelaxantia). Гистамин и противогистаминные средства. (Antihistaminica)
Основные вопросы темы. Передача импульсов с двигательного нерва на мышцу и медиация этого процесса. Механизмы курарной блокады (конкурентная и деполяризационная) и разделение миорелаксантов на группу пахикураре (тубокурарин, диплацин и др.) и группу лептокураре (дитилин, декаметоний и др.). Практическое применение миорелаксантов в анестезиологии, хирургии (потенцирование наркоза, расслабление скелетной мускулатуры, управляемое дыхание, вправление вывихов и репозиция переломов) и в неврологии (противосудорожное действие при столбняке и гиперкинезах).  Зависимость длительности и выраженности эффекта от дозировок и путей введения. Возможность перорального применения курареподобных средств (элатин, кондельфин, меликтин и др.)
Осложнения при кураризации. Рекураризация. Антагонизм энтихолинэстеразных средств с пахикурарными препаратами.

Декураризация.
Гистамин — основные эффекты (капиллярный, депрессорный, спазматический, желудочно-секреторный и др.) и роль в патологии (болевой синдром, аллергия, анафилаксия, воспаление, ожоговый шок и пр.).
Основные механизмы и сущность противогистаминного действия и лечебное применение антигистаминов (лекарственная болезнь, аллергические состояния и т. д.). Фармакология димедрола и диазолина. Противогистаминное действие производных фенотиазина (дипразин и этизин). Аллооцимен.

Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Анализ нервно-мышечной блокады, вызванной курарным препаратом.
Фиксировать лягушку к пробковой доске и обнажить седалищный нерв; ввести под кожу нижней челюсти 0,3 мл 1 % раствора диплацина. посадить лягушку под колпак и пронаблюдать за ее поведением, отмечая ряд факторов (время исчезновения произвольных движений, рефлекс переворачивания со спинки, рефлекс на щипок задней конечности, способность подтягивать к туловищу отведенную заднюю лапку); пронаблюдать реакцию раздражения электрическим током обнаженного седалищного нерва и непосредственно мышцы; дать объяснение всем наблюдаемым явлениям и разнице в ответных реакциях на раздражение нерва и мышцы.

Опыт 2. Влияние димедрола на гистаминовую кожную реакцию.
Тщательно протереть ватой, смоченной в спирте, кожу на внутренней поверхности предплечья обеих рук; нанести на одну руку по 1 капле дистиллированной воды на расстоянии 5 см друг от друга, а на другую руку каплю 20% раствора димедрола; затем к одной из водных капель и к «димедроловой» капле добавить по 1 капле 0,1% раствора гистамина хлоргидрата; прокалить иглу на огне спиртовки и после ее остывания сделать ею укол через все три капли (внутрикожно); снять капли сухой ватой; сравнить ощущения и изменения кожи в местах уколов и сделать анализ.

Выполнение заданий
Задание 1. Составить таблицу сравнительной характеристики миорелаксантов по схеме;


Название
препарата

Химическая
сущность

Цель
применения

Путь введения

Доза

 

 

 

 

 

Задание 2. Выписать рецепты: диплацин в ампулах, дитилин в ампулах, элатин в таблетках, димедрол в капсулах и в растворе для внутримышечных впрыскиваний, диазолин в таблетках, дипразин в таблетках и ампулах, этизин в таблетках и ампулах.
Материальное оснащение занятия
Животные:     лягушки (2).
Реактивы и медикаменты: 1% раствор диплацина, 20% раствор димедрола, 0,1% раствор гистамина, спирт, вода дистиллированная.
Аппаратура и инструментарий: источник тока, пробковые доски, колпаки, ножницы, пинцеты, лигатуры, пипетки, шприц, игла, спиртовка, вата.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Курареподобные и антигистаминные средства».
  2. Таблицы сравнительной фармакологической характеристики и формул курареподобных препаратов.


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »