Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 30
Тема занятия: Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства (Adrenomymetica, Adrenolytica, Sympatholytica).
Основные вопросы темы. Адренергические нервы, адренэргические медиаторы и адренореактивные системы. Понятие об α- и β-адренэргических рецепторах. Адренэргическая медиация в центральной нервной системе, центральные адренореактивные системы. Ферменты, разрушающие адренэргические медиаторы (моноамино- оксидаза, порокатехин-О-метилтрансфераза и их роль в осуществлении адренэргических эффектов.
Общая характеристика адреномиметических средств. Основные эффекты стимуляции адренэргических импульсов (вазокардиотонический, прессорный, мидриатический, бронхорасширяющий, гипергликемизирующий, утеротонический и др.).
Катехоламины (пирокатехинамины) и фенилалкиламины. Сравнительная фармакологическая характеристика адреналина, норадреналина, эфедрина, мезатона, метоксамина, изадрина и нафтизина — особенности их действия и применения. Противоастматические препараты этой группы.
Центральностимулирующее действие фенилалкиламинов (фенамин и первитин).
Адренолитические средства — механизм действия и основные эффекты (ангиодилятация и депрессорно-гипотензивное действие). Инверсно-парадоксальное действие адреналина на фоне адренолитиков.
Адренолитики периферического (алкалоиды спорыньи, фентоламин) и центрального (гидрированные алкалоиды спорыньи, апрессин) действия.
Симпатоблокирующие вещества — механизм действия, виды эффектов, применение. Истощающее катехоламины действие резерпина.
Фармакология орнида (бретилий) и октадина (гуанетидин).
Лабораторно-практическая часть
Опыты, и методика их проведения
Опыт I. Разрушение адреналина при окислении.
В три пробирки налить по 1 мл раствора адреналина хлоргидрата; в одну пробирку добавить 2 капли щелочи, в другую 2 капли хлористоводородной кислоты; третья пробирка служит контролем; отметить изменение цвета растворов и сделать выводы.
Опыт 2. Действие адреналина на капилляры языка лягушки.
Фиксировать лягушку спинкой вверх; зафиксировать язык и навести на него объектив микроскопа; пронаблюдать под микроскопом за степенью наполнения капилляров языка кровью до и после нанесения на язык 0,1% раствора адреналина хлоргидрата.
Опыт 3. Влияние адреналина на работу сердца.
а) в канюлю длительно работающего (несколько часов) изолированного сердца лягушки, после записи кривой на кимограмме в течение нескольких минут, добавить 2 капли раствора адреналина хлоргидрата (1 : 1000); вести наблюдение за изменениями ритма и частоты сердечной деятельности;
б) декапитировать лягушку и разрушить спинной мозг; фиксировать на пробковой доске, обнажить сердце и снять перикард; подсчитать норму сердечных сокращений и нанести на сердце 2 капли 0,1% раствора адреналина хлоргидрата; через каждые три минуты подсчитывать число сокращений и сделать выводы.
Выполнение заданий
Задание 1. Заполнить таблицу сравнительной характеристики адренометрических средств:


Название
препарата

Длительность
действия

Сила прессорного действия

Действие на сердце

Гипергликемическое
действие

Бронхорасширяю щее действие

Адреналин Норадреналин Эфедрин . . . Мезатон . . . Изадрин . . . Нафтизин . . .

10—
15'

++++

++++

++++

++++

Задание 2. Выписать рецепты: адреналин гидрохлорид с ментолом в каплях для носа, с новокаином для анестезии и в ампулах, норадреналин тартрат в ампулах, эфедрин хлоргидрат в таблетках и ампулах, теофедрин, мезатон в порошках и ампулах, изадрин для ингаляции, редергам в каплях, дигидроэрготоксин в растворе, апрессин в таблетках, орнид в таблетках, октадин в таблетках, фентоламин в ампулах.
Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (4).
Реактивы и медикаменты: 0,1% раствор адреналина хлор- гидрата, раствор соляной кислоты, раствор щелочи, раствор Рингера.
Аппаратура и инструментарий:микроскопы, кимограф, установка для длительно работающего изолированного сердца лягушки, колпаки, ножницы, пинцеты, зонд, пробирки, пипетки, пробковые доски.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Адреномиметические и адренолитические средства».
  2. Таблицы сравнительной фармакологической характеристики адреномиметических средств.
  3. Таблицы структурных формул фенилалкиламинов, адренолитических и симпатолитических средств.

ЗАНЯТИЕ 31
Тема занятия: Контрольно-итоговое занятие по группам веществ с преимущественным действием на центральную и вегетативную нервную систему и рецепторный аппарат
Форма занятия. Занятие проводится в виде индивидуальной письменной работы, в которой каждый студент выписывает 7 рецептов, составляет 3 рациональные комбинации для лечения тех или иных заболеваний, пишет названия и дозировки двух групп лекарственных веществ, описывает фармакодинамику одной из групп лекарственных веществ, картину отравления и помощь при отравлении двумя ядовитыми или сильнодействующими веществами.
В конце занятия производится разбор выполненных заданий с разъяснением допущенных ошибок.
Типовые задания к итоговому занятию по фармакологии Билет № 3
Задание 1. Выписать рецепты:
Новокаин для инфильтрационной анестезии, касторовое масло в эмульсии ребенку 3 лет, морфин хлоргидрат в ампулах, аминазин в драже, бемегрид, экстракт красавки в свечах, димедрол в капсулах.
Задание 2. Составить и выписать комбинации лекарств:
а)   для лечения невроза;
б)   для лечения ревматизма;
в)   для премедикации наркоза.
Задание 3. Написать официнальные латинские названия, указать пути введения, дозировки и лекарственные формы на препараты наркотических, анальгетических и М-холинолитических средств.
Задание 4. Описать формакодинамику противогистаминных средств.
Задание 5: а) описать картину отравления стрихнином;
б) описать помощь при передозировке и отравлении барбитуратами.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »