Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Сердечные средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 35
Тема занятия: Кардиотонические глюкозиды. Сердечные средства (Cardiaca).
Основные вопросы темы. Понятие о гликозидах с кардиотоническим действием и гликозид-содержащих растениях.
Основные сведения о химической структуре сердечных гликозидов и их расщеплении. Сущность кардиотонического действия (систолический, диастолический, тонотропный эффекты) и его механизм. Влияние на возбудимость и проводимость сердца, ударный и минутный объем, скорость кровотока. Биохимические сдвиги в сердце под влиянием сердечных гликозидов. Всасывание, кумуляция, побочное действие. Претоксическая и токсическая фазы в действии при передозировке или затянувшемся лечении. Меры по предупреждению и устранению кумулятивно-токсических эффектов сердечных гликозидов. Сущность терапевтического действия, показания к применению, противопоказания, примерные схемы лечения. Сравнительная фармакологическая характеристика гликозидов и препаратов различных видов наперстянки (красная, ржавая, реснитчатая, шерстистая), строфанта, адониса, ландыша, желтушника, морозника, обвойника, олеандра, джута, кендыря.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Избирательное действие сердечных гликозидов на сердце.
Лягушку приколоть к пробковой дощечке брюшком кверху, осторожно обнажить сердце и отметить характер сердечной деятельности; затем в бедренный лимфатический мешок ввести 0,2 мл адонизида, лягушку снять с дощечки и поместить под колпак; в течение 10—15 минут наблюдать за ее поведением (лягушка прыгает, перевернутая на спинку, переворачивается на брюшко, отвечает на раздражение и т. д.); убедиться в том, что поведение лягушки значительно не изменяется и после остановки сердца; результаты опыта занести в протокол и сделать соответствующие выводы.

Опыт 2. Влияние сердечных гликозидов на сердечную деятельность.
Лягушку приколоть к пробковой дощечке брюшком кверху и обнажить сердце; обратить внимание на частоту сердечных сокращений, последовательность сокращений предсердий и желудочка, степень наполнения его во время диастолы и опорожнения во время систолы (побледнение желудочка); после этого ввести в бедренный лимфатический мешок 0,3 мл настойки строфанта, разведенной водой в 20 раз (или 0,2 мл адонизида, или 0,3 мл гиталена) и наблюдать за изменениями сердечной деятельности; отметить время наступления неполного сердечного блока, «перистальтизма» сердца и время остановки его; обратить внимание на вид остановившегося сердца; результаты опыта и выводы запротоколировать.
Опыт 3. Влияние сердечных гликозидов на изолированное сердце лягушки.
На ленте кимографа зарегистрировать сокращения изолированного по методу Штрауба сердца лягушки; затем провести наблюдение за изменением силы и частоты сердечных сокращений при действии гиталена (2—3 капли на 100 мл рингеровского раствора) или раствора строфантина в концентрации 1 : 1 — 1,5 миллиона; зарисовать кимограмму.
Выполнение заданий
Задание 1. В фармакогностическом и фармакологическом музеях кафедры ознакомиться с гликозидосодержащими растениями кардиотонического действия и препаратами из них, составить в протоколе таблицу по схеме


Название
растения

Часть растения и биологическая активность

Основные
гликозиды

Основные
препараты

 

 

 

 

При составлении таблицы наименование растений, их частей, гликозидов и препаратов приводить на русском и латинском языках.
Биологическую активность указывать в количестве лягушачьих единиц действия (ЛЕД) в одном грамме сырья.
При составлении таблицы включить следующие растения; наперстянка (красная, ржавая, реснитчатая, шерстистая) строфант, адонис, ландыш, обвойник, олеандр, желтушник, морозник, джут.
Задание 2. Выписать рецепты: дигитоксин в таблетках, порошок листьев наперстянки в свечах, настой листьев наперстянки с калия бромидом, кордигит, дигоксин в ампулах, дигален-нео в ампулах,

лантозид, дигицилин, настой травы адониса с диуретином, микстуру Бехтерева, адонизид в ампулах, настойку ландыша с настойкой валерьяны, конваллятоксин в ампулах, коргликон в ампулах, настойку строфанта, строфантин в ампулах, эризимин в ампулах, нериолин в каплях, кардиовален, корхорозид в ампулах.
Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (3).
Реактивы и медикаменты: адонизид, настойка строфанта,
растворы строфантина в концентрации 1 : 100 000, 1 : 500 000, 1 : 1 000 000 и 1 : 5 000 000, приготовленные на рингеровском растворе, раствор Рингера, дистиллированная вода.
Аппаратура и инструментарий: кимограф с закопченной лентой, установка для изолированного сердца лягушки по методу Штрауба, пинцет, ножницы, баллончик для отсасывания жидкости, шприц, пипетки, пробковые дощечки, булавки, мерная посуда.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Сердечные гликозиды».
  2. Коллекция лекарственных растений — экспонаты №№ 7, 217, 259, 441, 535, 554, 566, 572, 766.
  3. Таблицы химических формул гликозидов.


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »