Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 36
Тема занятия: Противоаритмические (Antiarythmica), мочегонные, (Diuretica) и противоотечные средства. Антидиуретические средства (Antidiuretica).
Основные вопросы темы. Общие сведения об аритмиях и основных механизмах их возникновения. Экспериментальные модели аритмий (аконитиновая и др.). Определение понятия антиаритмические средства и основные механизмы их действия. Фармакология хинидин сульфата, особенности его антиаритмического действия и лечебного применения. Антиаритмические свойства новокаинамида, аймалина, боярышника, солей калия. Противоаритмическая способность некоторых сердечных гликозидов при определенных видах аритмий.
Современные представления о механизмах диуреза. Ферментные системы почек. Канальцевая реабсорбция и канальцевая секреция. Роль гормональных факторов в регуляции диуреза (антидиуретический гормон и альдостерон). Ренальные и экстра- ренальные факторы диуреза. Основные механизмы диуретического действия (осмотический, кислотообразующий, блокирующий реабсорбцию, карбоангидразный, клубочковый и др.).
Понятие о салуретическом действии. Классификация мочегонных средств: осмодиуретики (соли калия, мочевина), кислотообразующие диуретики (соли аммония и кальция), ингибиторы карбоангидразы (диакарб), соединения ртути (меркузал, промеран), производные пиримидина (аллацил), гетероциклические сульфаниламиды группы хлортиазида (дихлотиазид, циклометиазид), антагонисты альдостерона (альдактон). производные ксантина (теобромин, теофиллин, эуфиллин), растительные диуретики (полевой хвощ, медвежатник, береза, можжевельник, ортосифон и др.). Дегидратирующие свойства мочевины и ее применение при отеках мозга. Антидиуретические средства и механизмы антидиуреза. Применение питуитрина сухого (адиурекрин) при несахарном диабете.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Диуретическое действие меркулаза.
Ввести подкожно одной мыши 0,1 мл меркузала, а второй — такое же количество изотонического раствора натрия хлорида; поместить мышей в стеклянные воронки с пробирками для собирания мочи; сравнить количество мочи в пробирках через час.
Выполнение заданий
Задание 1. В фармакогностическом музее кафедры ознакомиться с растениями, содержащими вещества, обладающие мочегонным эффектом и составить таблицу по схеме:


Название растения на русском и латинском языках

Используемая
часть

Препарат

Доза и путь введения

 

 

 

 

Задание 2. Заполнить таблицу сравнительной оценки различных мочегонных средств:


Мочегонные средства

Доза, вызывающая повышение суточного выделения натрия в 2 раза (в мг)

Сравнительная сила действия, если за единицу принять препарат ртути

Ртутные диуретики .................................
Дихлотиазид............................................
Диакарб....................................................
Кислотообразующие диуретики . . .

 

 

Задание 3. Заполнить таблицу сравнительного воздействия диуретических средств по степени эффекта выведения калия, натрия, хлоридов, бикарбонатов, активной реакции мочи и крови:


Название препарата

Калий

Натрий

Хлориды

Бикарбо
наты

Ph
мочи

Изменения в крови

Ртутные диуретики .......................
Диакарб..................
Хлортиазид . . . Дихлотиазид . .

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Ознакомиться с электрокардиограммами животных с экспериментальными аритмиями (контрольными, до и после применения антиаритмических средств).
Задание 5. Выписать рецепты: хинидин в капсулах, новокаин- амид в ампулах, аммония хлорид в растворе для приема внутрь, калия ацетат в микстуре, меркузал в ампулах, промеран в таблетках, диакарб в таблетках, дихлотиазид в порошках, теофиллин в свечах, эуфиллин в свечах, жидкий экстракт полевого хвоща, настой почек березы, настой листьев ортосифона.
Материальное оснащение занятия
Животные: мыши (2).
Реактивы и медикаменты: меркузал, изотонический раствор натрия хлорида.
Аппаратура и инструментарий:шприц, стеклянные воронки с пробирками для сбора мочи.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Мочегонные средства».
  2. Коллекция лекарственных растений — экспонаты №№ 80, 523, 641, 784, 814.
  3. Электрокардиограммы экспериментальных аритмий.


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »