Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Спазмолитические средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 37
Тема занятия: Спазмолитические средства (Spasmolytica).
Основные вопросы темы. Определение понятия спазмолитического действия и его механизмы (нейротропный, миотропный, смешанный). Ангиолитическое, вазодилатирующее, антиангиоспастическое, коронаро-бронхолитическое и другие действия.
Роль спазмолитических препаратов в терапии спазмов гладкой мускулатуры (пилороспазм, язвенная болезнь, дискинезии кишечника, бронхиальная астма, колики), сосудистых спазмов и гипертензивных состояний (гипертоническая болезнь, гипертонические
кризы, прединсультные состояния). Модели экспериментальных спазмов гладкой мускулатуры и гипертоний (питуитриновая и др.).
Классификация спазмолитиков миотропного (нитроэфиры, производные пурина, производные изохинолина, флавон-фурокумарины, биологические препараты, растительные средства), нейро- тропного (М-холинолитики, адренолитики, ганглиолитики) и смешанного (сочетанные М-Н-холинолитики группы сложных эфиров карбоновых кислот с атропиноподобным, папавериноподобным и ганглиоблокирующим действием) действия.
Фармакология нитритов и органических нитратов. Сравнительная характеристика амилнитрата, нитрита натрия, нитроглицерина, нитранола, нитросорбида, эринита. Коронаролитические свойства ментола, валидола, хлорацизина и диэтифена. Коронаро- бронхолитические свойства производных пурина (теобромин, теофиллин, эуфиллин, дипрофиллин), спазмолитики изохинолинового ряда (папаверин, сальсолин, глауцин). Фармакология дибазола — его спазмолитическое, нейротропное и адаптационное влияние и роль в терапии гипертонических кризов и поражений нервной ткани. Использование в медицине флавонфурокумариновых препаратов (келлин, пастинацин, анетин и др.). Саррацин гидротаррат. Роль АТФ и ангиотрофина в терапии сосудистой паталогии. Фармакотерапия гипертонической болезни; центральнодействующие средства (бромиды, седативно-снотворные средства, раувольфия, девинкан, апрессин), средства с периферическим нейротропным действием (ганглиолитики, адрено-симпатолитики) и миотропные спазмолитики, используемые в комплексном лечении гипертензивных состояний.
Основные рациональные комбинации средств спазмолитического и гипотензивного действия и их фармакологическое обоснование.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Действие амилнитрита на сосуды уха кролика.
Поместить позади уха кролика сильную электролампу с белым рефлектором; установить картину сосудистой сети уха, обратив особое внимание на мелкие сосуды; дать понюхать кролику вату, смоченную несколькими каплями амилнитрита; наблюдать за сосудистой сетью, описать эффект, отметив быстроту его наступления и продолжительность.
Опыт 2. Метгемоглобинообразующее действие нитритов.
Ввести в лимфатический мешок лягушки 1 мл 10% раствора натрия нитрита; наблюдать за изменениями в цвете кожи и через 10 минут разрушить спинной мозг, надрезать верхушку сердца; собрать в специальную пробирку вытекающую кровь и разбавить ее в 10 раз дистиллированной водой; произвести спектральное исследование при помощи ручного спектроскопа, обратив внимание на полосы поглощения в оранжево-красной и желто-зеленой частях спектра; вести параллельное исследование с контрольной лягушкой; сравнить результаты и сделать выводы.
Опыт 3. Влияние сальсолина на кровяное давление.
Определить при помощи прибора Грант-Ротшильда величину кровяного давления кролика на центральной артерии уха; после этого ввести подкожно кролику 1 мл 2% раствора сальсолина хлоргидрата; через 20 минут вновь определить уровень кровяного давления; сделать выводы.
Опыт 4. Действие папаверина на кишечник (демонстрация).
Поместить отрезок тонкой кишки кролика в стаканчик с жидкостью Рингера-Локка при температуре 38—39° С; записать на ленте кимографа кривую сокращений отрезка кишки (ритм, амплитуда, характер); затем добавить в жидкость 1 мл 1% раствора бария хлорида и вновь записать кривую; добавить 2 мл 0,5% раствора' папаверина хлоргидрата и записать эффект; сделать выводы.
Выполнение заданий
Задание 1. Составить таблицу сравнительной характеристики действия нитроэфиров, включив следующие графы: название препарата, путь введения, доза, время начала эффекта, его длительность (таблицу составлять на алминитрит, нитрит натрия, нитроглицерин, нитранол, эринит, нитросорбид).
Задание 2. В фармакогностическом музее кафедры ознакомиться с растениями, обладающими гипотензивным действием, составив таблицу по схеме:


Название растения на русском и латинском языках

Используемая часть
растения

Действующее вещество

Название
препарата

Доза

 

 

 

 

 

В таблицу внести следующие растения: боярышник, гледичия, магнолия, раувольфия, астрагал пушистоцветковый, цимицифуга, василистник, барвинок.
Задание 3. Выписать рецепты: амилнитрит в ампулах, натрия нитрит в микстуре, нитроглицерин в каплях и таблетках, нитранол в таблетках, валидол в каплях, сальсолин с фенобарбиталом в
порошках, дибазол с папаверином в порошках, дибазол для инъекций, келлин в таблетках, жидкий экстракт боярышника, ангиотрофин в ампулах, раунатин в таблетках, саррацин в таблетках, пастинацин в таблетках.
Материальное оснащение занятия
Животные: кролики (2), лягушки (2).
Реактивы и медикаменты: амилнитрит, 10% раствор натрия нитрита, 2% раствор сальсолина хлоргидрата, 1% раствор бария хлорида, 0,5% раствор папаверина хлоргидрата, раствор Рингера-Локка, дистиллированная вода.
Аппаратура и инструментарий:электролампа с белым рефлектором, ручной спектроскоп, шприц, ножницы, пробковые дощечки, аппарат Грант-Ротшильда, установка для изолированного отрезка кишечника кролика, кимограф с закопченной лентой, вата.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Сосудорасширяющие и гипотензивные средства».
  2. Коллекция лекарственных растений — экспонаты №№ 100, 175, 488, 576, 770, 889.


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »