Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Кислоты, щелочи и противокислотные средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ВЕЩЕСТВА С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ДЕЙСТВИЕМ НА ОБМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ВНУТРЕННЮЮ СРЕДУ ОРГАНИЗМА
ЗАНЯТИЕ 38
Тема занятия: Кислоты (Acida). Щелочи и противокислотные средства (Antacida). Аминокислоты. Глюкоза и сахаристые вещества. Кислород и оксигенотерапия.
Основные вопросы темы. Основные сведения о кислотно-щелочном равновесии в организме и механизмах его поддержания. Понятие об ацидемиях и алкалозах (виды). Непосредственное, рефлекторное и резорбтивное действие кислот и щелочей. Механизмы местного влияния в зависимости от концентрации, крепости и диссоциации. Отравления концентрированными кислотами и едкими щелочами и помощь при них.
Анализ влияния кислот и щелочей на процессы пищеварения. Использование препаратов кислот (соляная разведенная, ацидол, фосфорная) в медицине. Органические слабые кислоты (яблочная, лимонная и др.) — их энергетическое и алкализирующее действие. Лечебное значение клюквенных экстрактов и морсов. Щелочи как актацидные (противокислотные) средства — сравнительная оценка силы и особенностей действия. Антацидные свойства препаратов алюминия и других групп средств.
Минеральные воды с медицинской точки зрения.
Биологическое значение аминокислот. Применение в медицине метионина, глутаминовой кислоты, гистидина, лейцина и цистеина.

Сахаристые вещества в медицинской практике (сахар, сахар молочный, сиропы, глюкоза, виноградный сок, мед медицинский, препараты Конькова, фруктозодифосфат натрия, сахарин). Фармакология глюкозы.
Виды гипоксий. Медицинское значение кислорода и оксигенотерапии.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Коагуляция белка под влиянием кислот.
В три пробирки налить по 2 мл раствора яичного белка; в первую пробирку прибавить 3 капли азотной кислоты, во вторую — 3 капли соляной кислоты, в третью — 3 капли серной кислоты; наблюдать за образованием коагулятов и сделать выводы.
Опыт 2. Сравнительная характеристика некротического действия крепких кислот и едких щелочей (демонстрация).
Описать характер некрозов на коже кролика, подвергшегося предварительному воздействию на одной стороне крепкой серной кислоты, а на второй — едкого калия (форма, вид, отделяемое); установить наличие коагуляционного или колликвационного некроза.
Выполнение заданий
Задание 1. Составить таблицу сравнительной силы противокислотного (нейтрализующего кислоту действия) антацидных препаратов, включив следующие графы: название препарата, сила нейтрализующего действия по сравнению с действием натрия гидрокарбоната, принятым за единицу (таблицу составить на следующие препараты: карбонат кальция и магния, магния окись, трисиликат магния, тиха-аскане).
Задание 2. Составить таблицу по аминокислотным препаратам, включив следующие графы: название препарата, основное биологическое значение, фармакологическое действие, показания к применению, формы и способы применения, дозировка.
Задание 3. Выписать рецепты: разведенную соляную кислоту в каплях и с пепсином в микстуре, натрия гидрокарбонат с магния окисью в неразделенном порошке для приема внутрь, натрия гидрокарбонат для внутривенных вливаний при ацидозе, магния окись с белой глиной при отравлениях кислотами, метионин в таблетках, глутаминовую кислоту в порошках, глюкозу для внутривенных вливаний, глюкозу в изотоническом растворе поваренной соли для подкожных вливаний, глюкозу в капельной клизме.


Материальное оснащение занятия
Животные: кролики (1).
Реактивы и медикаменты: концентрированные азотная, серная и соляная кислоты, раствор яичного белка.
Аппаратура и инструментарий:пробирки, пипетки.
Наглядные пособия
1. Учебный стенд — «Средства, действующие на обменные процессы», разделы — кислоты, щелочи, глюкоза, кислород.
2. Таблицы сравнительной эффективности нейтрализующих кислоту средств.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »