Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 39
Тема занятия: Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли. Средства, способствующие выведению солей из организма, белковые гидролизаты, кровозаменяющие и противошоковые жидкости.
Основные вопросы темы•, электролитный баланс организма и его роль в поддержании постоянства внутренней среды (гомеостаз). Ионные взаимоотношения и ионный антагонизм. Физиологическое значение ионов натрия, калия, кальция и магния. Понятие о ионном и ионно-солевом действии. Осмотические механизмы в действии солей. Изотонические, гипо- и гипертонические растворы и их лечебное применение.
Фармакология натрия хлорида. Гипо- и гипернатриемия.
Применение солей натрия в медицине.
Действие калия на сердечно-сосудистую систему, скелетную мускулатуру, проведение нервных импульсов и диурез. Гипокалиемия и роль калия хлорида при лечении кортикостероидами, сердечными гликозидами и современными диуретическими средствами.
Соли кальция, их действие на центральную нервную систему, клеточную проницаемость, свертывание крови, костеобразование. Обоснования противовоспалительного, десенсибилизирующего, гемостатического, антитетанического и диуретического действия. Применение в практике кальция хлорида, кальция глюконата и кальция лактата.
Ионы магния — биологическое значение и антагонизм с ионами кальция. Магний сульфат — его седативное, гипотензивное, наркотическое, противосудорожное, дегидратирующее, слабительное и желчегонное действие и их зависимость от путей введения и дозировок. Общая характеристика средств, влияющих на обмен, выведение солей из организма и камнеобразование. Возможности камнеразрушающего действия (цинхофен, уродан, экстракт марены красильной, цистенал, энатин, пиперазин, тэм, артемизол).
Общие сведения о гидролизатах белков и парентеральном питании. Назначение, принципы применения кровозаменяющих и противошоковых жидкостей и их классификация.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Действие ионов кальция и калия на сердце.
Записать сокращения изолированного по Штраубу сердца лягушки при питании его жидкостью Рингера обычного состава и той же жидкостью без калия и без кальция или с увеличенным их содержанием; опыт ведется в такой последовательности пропускания растворов: а) жидкость Рингера обычного состава; б) ту же жидкость без кальция с последующим отмыванием нормальным раствором Рингера; в) ту же жидкость без калия с последующим отмыванием жидкостью Рингера обычного состава;
Смену указанных растворов надо производить лишь после того, как прошел эффект от предыдущего воздействия; сопоставить полученные результаты и сделать выводы.
Опыт 2. Осмотическое действие солей на эритроциты.
В каждую из четырех чистых и сухих пробирок наливают по 5 мл соответственно 10%, 0,9%, 0,45% раствора натрия хлорида и дистиллированную воду; добавить к каждой пробирке по 2 капли дефибринированной крови, взболтать, наблюдать тотчас, а затем через полчаса и через час за прозрачностью и цветом жидкости после оседания эритроцитов; сделать выводы.
Опыт 3. Токсическое действие дистиллированной воды.
Обнажить сердце лягушки, проколоть его верхушку тонкой иглой и ввести в полость желудочка 0,3—0,5 мл дистиллированной воды; второй лягушке таким же путем ввести равное количество раствора Рингера; сопоставить результаты.
Выполнение заданий
Задание 1. Составить таблицу основных сведений по классификации, составу и использованию основных кровозаменителей противошоковых жидкостей, включив следующие графы: название жидкости, основные составные части, показания к применению, путь введения и доза; внести в таблицу гидролизин, полиглюкин, поливинол, поливинилпирролидон, гемодез, феррофузин, акумарин, БК-8, альбумин.
Задание 2. Выписать рецепты: изотонический раствор натрия хлорида для внутривенных вливаний, кальция хлорид в микстуре и ампулах, кальция глюконат в таблетках и ампулах, калия хлорид в порошках, магния сульфат в ампулах, цинхофен в таблетках, уродан в гранулах, таблетки экстракта марены красильной, цистенал в каплях, энатин в капсулах.
Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (3).
Реактивы и медикаменты: раствор Рингера для холоднокровных, раствор Рингера без калия, раствор Рингера без кальция, раствор натрия хлорида 10%, 0,9%, 0,45%, бидистиллированная вода, дефибринированная кровь.
Аппаратура и инструментарий: установка для изолированного сердца холоднокровного, кимограф с закопченной лентой, пробковые доски, ножницы, пинцет, баллон Ричардсона, шприц, пробирки, стеклянная палочка, пипетки.
Наглядные пособия
1. Учебные стенды: «Вещества, действующие на обменные процессы» (разделы — соли, противоподагрические вещества) и «Кровезаменители и противошоковые жидкости».



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »