Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Витаминные и ферментные препараты - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 40
Тема занятия: Витаминные и ферментные препараты.
(Vitamina, Fermenta).
Основные вопросы темы. Витамины, провитамины и антивитамины — физиологическая роль и биологическое значение. Гипоавитаминозные состояния и их причины. Понятие об акоферментозах.
Специфическое (профилактическое и лечебное) и фармакодинамическое действие витаминопрепаратов.
Роль витаминов в гериатрии, лечении атеросклероза, нарушений гемопоэза, функциях печени и лечении ее нарушений, лечении кожных заболеваний, нарушений пищеварения и т. д. Рациональная номенклатура витаминов. Источники витаминных препаратов (натуральные и синтетические препараты витаминного действия). Поливитаминные комплексы и их рациональные обоснования.
Препараты отдельных витаминов: А (ретинол, аксеромальт, рыбий жир, цихол), Β1 (тиамин, дрожжи, кокарбоксилаза, монодифосфорный эфир тиамина), В2 (рибофлавин, рибофлавин мононуклеотид); В6 (пиридоксин, пиридоксифен), пантотенат кальция, холин- хлорид, инозит, биотин, РР (никотинамид, кислота никотиновая, таблетки КН), С (кислота аскорбиновая, препараты шиповника, смородины и др.), Д (кальциферол, масляный и спиртовые концентраты, видеин, некорофтальмол), Е (токоферол, масло облепиховое, эревит, аевит), Р (галласкорбин, рутин, урутин, рутамин, кверцетин, гиперозид), И (капустный сок), Вс (птероилглутаминовая кислота), B12 (цианокобаламин), В15 (пангамат кальция), К (викасол, синкавит), липоновая кислота. В13 (оротовая кислота).
Роль ферментов в биологии и медицине. Фармакология энзимов как перспективный путь получения лекарственных веществ направленного действия.
Применение препаратов ферментного действия в лечебной практике.
Механизм действия и применение пищеварительных ферментных препаратов (пепсин, ацидин-пепсин, абомин, желудочный сок натуральный, панкреатин). Фармакология протеолитических ферментных препаратов (трипсин, альфа-химиотрипсин, химопсин, папаин, дезоксирибонуклеаза, стрептокиназа). Антиферменты в медицине. Система: гиалуроновая кислота — гиалуронидаза — антигиалуронидаза. Препараты антигиалуронового (гиалуронидазного) действия, лидаза, ронидаза, регенератор — механизм действия, применение в гинекологии и при спаечно-рубцовых процессах.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Влияние никотиновой кислоты на сосуды кролика.
Путем осмотра изучить состояние кровенаполнения сосудов уха кролика; после этого ввести в ушную вену 1 % раствор никотиновой кислоты из расчета 1 мл на 1 кг веса; обратить внимание на скорость развития сосудистой реакции, ее характер и длительность.
Опыт 2. Влияние витамина К на свертываемость крови.
Взять кровь из ушной вены кролика и определить время ее свертывания; после этого ввести внутривенно этому кролику 6 мл 0,3% раствора викасола и через час вновь произвести исследование крови на свертываемость; сделать выводы.
Выполнение заданий
Задание 1. Составить таблицу фармакотерапевтического применения витаминов, включив следующие графы: рациональное название витамина, суточная потребность, основные виды фармакологического действия, основные области применения, основные препараты и лечебные дозировки (таблицу составлять на витамины A, Β1, В2, В6, пантотеновую кислоту, РР, холин-хлорид, Д, Е, Р, С, В15, липоновую кислоту).
Задание 2. Составить таблицу по ферментным препаратам по схеме: название препарата, основное действие, показания к применению, способ применения и форма выпуска.
Задание 3. Выписать рецепты: бромгидрат тиамина в драже и ампулах, кокарбоксилаза в ампулах, рибофлавин в порошках, рибофлавин-мононуклеотид в ампулах, пиридоксин в ампулах, пантотенат кальция в таблетках, никотинамид в порошках и ампулах, аскорбиновую кислоту в порошках, ампулах и с глюкозой в ампулах, ретинол в драже, рыбий жир, спиртовый раствор кальциферола, видеин в таблетках, рутин в таблетках, галласкорбин
в порошке для наружного применения, кверцетин в таблетках, токоферол в растворе, облепиховое масло, пепсин с соляной кислотой в микстуре, желудочный сок натуральный, панкреатин в таблетках, лидазу в ампулах, трипсин кристаллический в ампулах, дезоксирибонуклеазу во флаконах.
Материальное оснащение занятия
Животные: кролик (1).
Реактивы и медикаменты: 1% раствор никотиновой кислоты, 0,3% раствор викасола, спирт.
Аппаратура и инструментарий:шприц, часовые стекла, игла для взятия крови, вата.
Наглядные пособия
1. Учебный стенд — «Витамины и ферменты».
2. Таблицы физиологической и фармакологической характеристики витаминов.
ЗАНЯТИЯ 41—42
Тема занятия: Гормональные препараты и средства, обладающие гормональной активностью (Hormonopraeparata). Тиреостатические (Thyreostatica) и антидиабетические (Antidiabetica)
средства.
Основные вопросы темы. Роль эндокринных желез и их инкретов в нейро-гуморальных механизмах регуляции функций и обмене веществ организма. Источники получения и биологическая стандартизация гормонопрепаратов. Синтетические аналоги гормонов.
Специфическое действие гормональных препаратов и его виды (заместительное, стимулирующее, блокирующее). Фармакодинамическое действие гормонов и их аналогов. Общие принципы рациональной гормонотерапии. Пути введения, лекарственные формы, дозировки, побочные действия, противопоказания, токсичность и пр. Понятие об антигормонах.
Гипофиз и его «тропные» функции. Нейрогипофиз, гипоталамо- гипофизарно-надпочечниковая система и ее роль в стрессовых реакциях.
Препараты гипофиза (адренокортикотропин, АКТГ-цинк-фосфат, пролактин, интермедии, окситоцин и др.). Соматотропин, тиреотропин и гипофизарные гонадотропины. Гормональная функция коры надпочечника. Глюко- и минералокортикоиды — виды действия, активность, терапевтическое применение. Использование в медицине дезоксикортикостерона и его препаратов. Альдостерон.
Рациональные принципы АКТГ-кортикостероидной терапии — показания и противопоказания, принципы дозирования, предупреждение осложнений, правильная отмена и т. д.
Сравнительная фармакологическая характеристика кортикостероидных препаратов (гидрокортизон, преднизон, дексаметазон и др.) и их противовоспалительные дезиллергизирующие и другие свойства. Местное использование глюкокортикоидов и их комбинации с антибиотиками. Специальные мази, содержащие кортизон и гидрокортизон (гидрокортикоцин, оксикорт и др.). Фармакологическая блокада коры надпочечника.
Фармакология гормонопрепаратов щитовидной железы (тиреоидин, трийодтиронин) и фармакотерапия гипотиреоза. Тиреостатические средства, используемые при гипертиреозе (метилтиоурацил, камфйод, радиойод, мерказолил и др.) — механизм действия и применение. Действие и применение паратиреокрина.
Препараты поджелудочной железы с гипогликемизирующим (инсулин и др.), гипергликемизирующим (глюкагон), липотропным (липокаин) и вазорасширяющим (ангиотрофин, депопадутин) действием. Фармакология инсулина — рациональные обоснования к применению, проблема пролонгирования действия, осложнения, дозировки, лекарственные формы. Антидиабетические сахароснижающие препараты для перорального применения из групп сульфаниламидов (бутамид, цикламид и др.) и их использование в терапии диабета. Растительные средства с гипогликемизирующим влиянием.
Сексагены (эстрогены, прогестины, гонадотропины, андрогены) и их биофармакологическое действие.
Рациональные принципы применения эстрогенных (фолликулин, эстрадиол, диэтилстильбэстрол, октэстрол, этинилэстрадиол и др.), гестагенных (прогестерон и др.), гонадотропных (хориогонин) и андрогенных (метилтестостерон, тестостерон-пропионат, тестобромлецит и др.) — препаратов.
Стероидные препараты с анаболической активностью — стеранаболы (метандростенолон и нандролон) и их применение.
Сексагенные препараты в фармакотерапии стенокардии, атеросклероза, опухолей.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Гипогликемизирующее действие инсулина и помощь при передозировке.
Трем мышам, голодавшим 24 часа, ввести под кожу по 0,5 единицы инсулина за 1 час до проведения опыта; после развития симптомов гипогликемии одной мыши ввести внутрибрюшинно 0,25 мл 15% раствора глюкозы, второй — подкожно 0,1 мл 0,1% раствора адреналина, а третью — оставить для контроля; сопоставить полученные результаты и сделать выводы.
Опыт 2. Антидиуретическая активность питуитрина.
Трем мышам ввести внутрибрюшинно по 1 мл изотонического раствора натрия хлорида, подогретого до 37° С. Через 10—15 минут двум из этих мышей ввести подкожно 0,2 мл питуитрина, а третьей — 0,2 мл изотонического раствора натрия хлорида (контроль). Наблюдать за диурезом в течение 60—90 минут и сделать выводы.
Выполнение заданий
Задание 1. Составить таблицу биологической активности основных гормональных препаратов, включив следующие графы: название препарата, число единиц в 1 мг или в 1 мл, путь введения, доза; таблицу составить на АКТГ, инсулин, питуитрин, интермедии, паратиреоидин.
Задание 2. Составить таблицу сравнительной активности и длительности действия препаратов инсулина, включив следующие графы: название препарата, число единиц в 1 мл, начало развития эффекта, длительность эффекта, средние дозировки и число введений.
Задание 3. Составить таблицу сравнительной активности кортикостероидных препаратов, включив следующие графы: название препарата, отложение гликогена, влияние на обмен электролитов, эозинопения, противоревматическое действие, доза относительной активности.
Таблицу составить на следующие препараты: гидрокортизон (принять за 1), кортизон, преднизолон, преднизон, триамсинолон, дексаметазон.
Задание 4. Перечислить основные осложнения АКТГ — кортизонотерапии и меры по их предупреждению.
Задание 5. Перечислить основные показания к применению стеранаболов.
Задание 6. Выписать рецепты: АКТГ во флаконах, пролактин в ампулах, ДОК-ацетат в ампулах, гидрокортизон в таблетках и в мази, преднизолон в таблетках, тиреоидин в таблетках, метилтиоурацил в порошках, паратиреоидин в ампулах, инсулин во флаконах, липокаин в таблетках, бутамид в таблетках, фолликулин в ампулах, октэстрол в таблетках, этинилэстрадиол в таблетках, прогестерон в ампулах, тестостерон-пропионат в ампулах, андро- стендиол-дипропионат в ампулах, тестобромлецит в таблетках, метандростенолон в таблетках, хлортрианизен в таблетках.
Материальное оснащение занятия Животные: мыши (6).
Реактивы и медикаменты: питуитрин, адреналин, инсулин,
15% раствор глюкозы, изотонический раствор натрия хлорида.
Аппаратура и инструментарий:колпаки стеклянные, воронки с мерными цилиндрами, шприцы, водяная баня, штативы.
Наглядные пособия
1. Учебный стенд.— «Гормональные препараты».
2. Таблицы биологической стандартизации и препаратов гормонального действия.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »