Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ВЕЩЕСТВА С ПРОТИВОМИКРОБНЫМ И ПРОТИВОПАРАЗИТАРНЫМ ДЕЙСТВИЕМ
ЗАНЯТИЕ 45
Тема занятия: Общие данные о противомикробном действии и основные положения химиотерапии. Антисептические и дезинфицирующие средства общего действия группы фенола, смол, эфирных масел, бальзамов, дегтей, продуктов переработки нефти и минеральных масел. Противомикробное действие кислот и щелочей. Мыла и детергенты.
Основные вопросы темы. Общая характеристика противомикробных средств. Бактерицидное и бактериостатическое действие. Антисептический эквивалент. Избирательное (химиотерапевтическое) действие и общие положения химиотерапии.
Фармакология и токсикология фенола — местное, противомикробное, резорбтивное действие, отравление.
Крезолы, лизол, нафтализол, диоксибензолы, тимол, резорцин, пирогаллол. Гексахлорофен. Фенилсалициловая кислота и бензонафтол. Смолистые препараты, дегти и бальзамы (ихтиол, альбихтол, деготь, можжевеловое масло, мазь Вишневского, хвойно-каротиновая паста, пихтовый бальзам, эвкалиптовое масло). Продукты переработки нефти, минеральные масла, солидолы и их использование в медицине (нефть нафталанная, озокерит, парафин, полимерол, мазь СТ, антрасульфоновая мазь, антрамин и др.).
Противомикробное действие кислот и щелочей, фармакология салициловой кислоты (кератопластическое и кератолитическое действие), применение в дерматологии. Противомозольное действие салициловой и молочной кислот. Применение в медицине борной, бензойной и уксусной кислот. Цигерол. Кислоты как компоненты противогрибковых и противозачаточных средств. Нашатырный спирт, окись кальция, борат натрия и их лекарственное значение. Антиэпилептические свойства бората натрия. Щелочные мыла, зеленое мыло, спирт мыльный. Понятие о детергентах и их применение в медицине (диоцид, зефирол).
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Местное и резорбтивное действие фенола:
а)  участок кожи спины лягушки смазать жидким фенолом; наблюдать за наступающими изменениями; описать их характер и объяснить механизм;
б) ввести в спинной лимфатический мешок лягушки 1 мл 2% раствора фенола и наблюдать за изменениями в состоянии; описать картину отравления; обратить особое внимание на состояние центральной нервной системы (возбудимость, судороги, изменение дыхания); при развитии судорог последовательно разрушить головной и спинной мозг и на основании полученных данных сделать выводы о характере действия фенола на центральную нервную систему.
Опыт 2. Действие фенола на белок.
В пробирку с 0,5 мл яичного белка добавить 0,5 мл 5% раствора фенола; описать результаты.
Опыт 3. Действие фенола на кожу.
Налить в чашку 5% водный раствор фенола и погрузить в него пальцы руки на 3—5 минут; отметить изменения на коже, обратив внимание на окраску, изменение чувствительности, зуд; после этого обработать один палец ватой, смоченной в воде, второй — в алкоголе и третий — подсолнечном масле; отметить полученные результаты и сделать выводы о практическом их значении.
Опыт 4. Некротизирующее действие фенола (демонстрация).
Описать вид и форму некроза уха кролика через 4 дня после погружения уха на полчаса в сосуд с жидким фенолом.
Выполнение заданий
Задание 1. Составить таблицу феноловых коэффициентов препаратов крезола, лизола, резорцина, тимола приняв фенол за единицу.
Задание 2. Выписать рецепты: фенол для дезинфекции, лизол для спринцеваний, резорцин в спиртовом растворе для смазывания кожи при зуде, фенилсалициловую кислоту в порошках с экстрактом красавки, бензонафтол в таблетках, мазь Вишневского, нафталан в пасте, ихтиол в свечах, салициловую кислоту в мази, борную кислоту для полоскания, борат натрия с хлоридом натрия в недозированном порошке для полоскания, зеленое мыло для втираний.

Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (2), кролики (1).
Реактивы и медикаменты: фенол жидкий, фенол в 2% и 5% растворе, масло подсолнечное, спирт этиловый, яичный белок, вода дистиллированная.
Аппаратура и инструментарий:шприц, ножницы, зонд для разрушения спинного мозга, пробирки, чашки, вата.
Наглядные пособия
1. Учебный стенд — «Противомикробные средства группы фенола, смол, дегтей, переработки нефти».

ЗАНЯТИЕ 46
Тема занятия: Антисептические и дезинфицирующие средства группы галоидов, красителей, окислителей, формальдегида и разные противомикробные средства
Основные вопросы темы. Основные механизмы противомикробного действия галоидов, красителей, окислителей и формальдегида. Препараты иода и хлора как антисептические средства в медицинской практике. Хлорная известь, хлорамины, пантоцид, спиртовый раствор йода, раствор Люголя. Практическое значение окислителей и применение перекиси водорода, калия перманганата, гидроперита. Препараты формальдегида и их использование (формалин, лизоформ, гексаметилентетрамин).
Производные красителей, частичная избирательность их антимикробного действия. Фармакология и применение этакридина, метиленового синего, бриллиантового зеленого, жидкости Новикова. Противогрибковые свойства красителей. Применение в медицине иодинола дииодолеина и ангиноля. Антисептические свойства этилового алкоголя.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Окисление морфина и метилового спирта перманганатом калия.
В одну пробирку налить 2 мл 1 % раствора морфина хлоргидрата, а в другую — такое же количество метилового спирта; затем в каждую из этих пробирок прибавить по несколько капель слабого раствора калия перманганата; обратить внимание на изменение окраски; пронаблюдать, что происходит с этими веществами; написать реакцию восстановления калия перманганата в присутствии органических веществ.
Опыт 2. Влияние перекиси водорода на живую ткань.
В пробирку влить 3—5 мл дефибринированной крови собаки или другого животного, разведенной в 20—50 раз изотоническим раствором натрия хлорида, и прибавить несколько капель официнального раствора перекиси водорода; обратить внимание на появление большого количества мелких пузырьков и объяснить их.
Опыт 3. Влияние формалина на белок.
В пробирку с раствором белка прибавить несколько капель формалина; определить характер наступивших изменений и объяснить их механизм; ответить, какое значение имеют результаты этого опыта в объяснении механизмов действия формалина?
Опыт 4. Влияние паров формальдегида на лягушку.
Лягушку поместить под колпак, у свода которого прикреплен и смочен раствором формалина ватно-марлевый шарик; наблюдать за поведением животного и определить характер местного и резорбтивного действия формальдегида; после наступления обездвижения лягушки вскрыть ее и обратить внимание на сердечную деятельность; результаты запротоколировать и сделать выводы.
Опыт 5. Определение продуктов разложения гексаметилентетрамина.
В пробирку налить 5 мл 10% раствора соляной кислоты, закрыть пробирку пробкой и подогреть до кипения; открыв пробирку, легко определить наличие паров формальдегида по запаху; после этого в пробирку прибавить 3—5 мл 10% раствора едкого натрия и подогреть; снова по запаху определить второй продукт гидролиза; объяснить характер происшедших качественных реакций и сделать заключение о зависимости антимикробного действия гексаметилентетрамина от реакции среды.
Выполнение заданий
Задание 1. Выписать рецепты: хлорамин для обработки рук, слизистых оболочек и ран, спиртовый раствор иода, раствор перекиси водорода для полоскания и для обработки ран, перманганат калия для полосканий, промывания желудка и лечения ожогов, раствор метиленового синего для лечения болезней кожи, метиленовый синий в облатках, спиртовый раствор блестящего зеленого для обработки ран, этакридин для обработки ран, настой листьев медвежатника с гексаметилентетрамином, гексаметилентетрамин в таблетках и ампулах, раствор формалина для лечения потливости ног, йодинол во флаконах.

Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (1).
Реактивы и медикаменты: 1% раствор морфина хлоргидрата, метиловый спирт, раствор калия перманганата 1 : 2000, дефибринированная кровь, разведенная в 5 раз изотоническим раствором натрия хлорида, 3% раствор перекиси водорода, формалин, раствор белка, 10% раствор гексаметилентетрамина, 10% раствор соляной кислоты, 10% раствор едкого натрия.
Аппаратура и инструментарий:колпак стеклянный с ватномарлевым шариком, ножницы, пинцет, пробковая доска, пробирки, горелки, пипетка, мерные цилиндры, пробки для пробирок.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Антисептические средства группы окислителей галоидов, красителей, формальдегида и разные дезинфицирующие средства».


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »