Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Сульфаниламидные и антилепрозные средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 49
Тема занятия: Сульфаниламидные (Sulfanilamida) и антилепрозные (Antileprica) средства. Препараты нитрофуранового ряда. Противовирусные средства.
Основные вопросы темы. Химическая структура препаратов сульфаниламидного ряда и зависимость между строением и действием. Спектр, характер и механизм противомикробного действия. Проблема химиорезистентности возбудителей к сульфаниламидным препаратам. Принципы рациональной сульфаниламидотерапии и дозирование. Всасывание, распределение, обезвреживание, ацетилирование и выведение сульфаниламидов. Побочные действия и осложнения сульфаниламидной терапии: аллергические реакции, поражения центральной нервной системы, диспептические расстройства, дизурические явления, гемотоксическое действие, эндогенные гипоавитаминозы и дисбактериозы. Сравнительная фармакологическая характеристика основных препаратов: стрептоцид, норсульфазол, метилсульфазин, сульфадимезин, сульфацил, этазол, фталазол, сульгин, дисульформин. Мазь сунорэф. Сульфаниламидные препараты с пролонгированным действием (сульфапиридазин). Другие фармакодинамические эффекты препаратов сульфаниламидного ряда — сахароснижающий, диуретический и тиреостатический. Общие сведения о лепре и принципах ее лечения. Производные сульфонов с противолепрозным действием — солюсульфон и др.
Противолепрозные свойства чаульмугрового масла, циклосерина. Нитрофураны как соединения с выраженным антимикробным действием избирательного характера. Антибактериальный спектр, превращения. Применения фурацилина, фурадонина, фуразолидона и фурагина и их сравнительная фармакологическая характеристика. Нитрофураны при трихомониазе. Фурапласт и его применение.
Понятие о противовирусном действии. Сульфодиамин.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Влияние сульфаниламидных препаратов на кишечную флору лягушек.
У лягушки, которой 3 дня вводилась в желудок 10% взвесь норсульфазола, взять при помощи пипетки содержимое клоаки и перенести 1 каплю в небольшое количество раствора Рингера на часовом стекле; рассмотреть в лупу инфузории; параллельный опыт вести с контрольной лягушкой; данные' записать в протокол и сделать выводы.
Опыт 2. Растворимость и всасываемость сульфаниламидов.
а) всыпать в пробирки по 0,1 норсульфазола, фталазола и сульфацил-натрия и добавить по 2—3 мл дистиллированной воды; затем в пробирки, где не произошло полного растворения, добавить небольшое количество 10% раствора гидрата окиси натрия;
б) ввести при помощи специального зонда трем лягушкам энтерально по 0,1 норсульфазола, фталазола и сульфацил-натрия; через 30 минут лягушек обездвижить, приколоть к пробковым доскам и вскрыть желудки, отметив наличие или отсутствие введенных препаратов; сделать выводы.
Выполнение заданий
Задание 1. Распределить сульфаниламидные препараты по длительности действия и составить таблицу сравнительной их характеристики по схеме: название препарата, химическая структура, всасываемость, длительность действия, форма применения, дозы и схемы лечения.
Задание 2. Составить таблицу по нитрофурановым производным по схеме:


Название
препарата

Основные показания к применению

Методы
применения

Лекарственная форма

Доза и концентрация

 

 

 

 

 

Задание 3. Выписать рецепты: стрептоцид в присыпке, мази, линименте и порошках, норсульфазол натрия для впрыскивания, сульфадимезин в таблетках, сульфацил растворимый в глазных каплях, фталазол в таблетках, этазол в порошках, фурацилин для полосканий, в глазных каплях и мази, фурадонин в порошках, фуразолидон в таблетках.
Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (5).
Реактивы и медикаменты: 10% раствор норсульфазола, норсульфазол, фталазол и сульфацил растворимый, раствор Рингера, 10% раствор гидрата окиси натрия, вода дистиллированная.
Аппаратура и инструментарий:лупа, часовые стекла, пипетки, пробирки, желудочный зонд для лягушек, пробковые доски, пинцеты, ножницы, зонд пуговчатый.
Наглядные пособия

  1. Учебные стенды — «Сульфаниламидные средства», «Нитрофураны».
  2. Таблицы химической структуры сульфаниламидных средств и нитрофуранов.


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »