Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Противотуберкулезные средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 50
Тема занятия·. Противотуберкулезные средства (Antituberculosa) и фитонциды (Phytoncida)
Основные вопросы темы. Общие положения рациональной химиотерапии туберкулеза. Проблема химиорезистентности туберкулезных возбудителей к противотуберкулезным средствам. Длительность лечения туберкулеза и проблема связанных с ней побочных действий. Пути преодоления химиорезистентности возбудителя, побочных явлений и осложнений при проведении противотуберкулезной терапии.
Классификация современных противотуберкулезных средств: антибиотики, гидразиды изоникотиновой кислоты, производные парааминосалициловой кислоты, тиосемикарбазоны и прочие противотуберкулезные средства. Противотуберкулезные средства I и II ряда.
Фармакология стрептомицина — химическая структура, характер и механизм антибактериального действия, спектр, распределение и превращения, побочные эффекты и осложнения. Проблема стрептомицинорезистентности бактерий. Препараты (стрептомицин сульфат и хлоркальциевый комплекс, дигидрострептомицин, стрептодимицин, дигидрострептомицин пантотенат и паскат).
Стрептомицин в терапии нетуберкулезных инфекций. Стрептомициллин. Фармакология циклосерина.
Общие сведения о канамицине и виомицине. Гидразиды изоникотиновой кислоты в терапии туберкулеза. Сравнительная характеристика изониазида, фтивазида, салюзида, ларусана, метазида.
Парааминосалицилат натрия и бепаск. Солютизон, этоксид, этионамид и пиразинамид в лечении туберкулеза. Общая характеристика фитонцидов и фитонцидных препаратов. Феномен фитонцидов, их химическая характеристика, характер и механизм действия. Использование фитонцидов и препаратов лука, черемши, чеснока, хрена, редьки и черемухи в фармакотерапии. Алилглицер, урсалл, аллилчен, настойка чеснока. Полифенольные комплексы растений.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Влияние летучих фитонцидов на простейших.
На середину внутренней поверхности чашки Коха нанести каплю взвеси, содержащей инфузории (или простейшие из прямой кишки лягушек) и под малым увеличением микроскопа проследить за их состоянием; затем на дно чашки поместить несколько измельченных стебельков ботвы свежего лука, покрыть крышкой и через 5, 10 и 15 минут повторно изучать состояние простейших, по результатам изменения состояния простейших сделать заключение о характере действия летучих фитонцидов лука.
Выполнение заданий
Задание 1. Заполнить таблицу характеристики противотуберкулезных средств, распределив их на препараты I и II ряда по схеме:


Название
препарата

Основные показания к применению (формы туберкулеза)

Путь введения и лекарственная форма

Доза и длительность лечения

Основные побочные влияния и осложнения

 

 

 

 

 

Задание 2. Ознакомиться в фармакогностическом музее кафедры с растениями, обладающими фитонцидными свойствами, заполнив таблицу по схеме:


Название растения на русском и латинском языках

Используемая часть растения

Показания к применению

Препарат

Форма и способ применения

 

 

 

 

 

Таблица составляется на следующие растения: лук репчатый, лук медвежий, чеснок посевной, редька посевная, хрен обыкновенный, черемуха обыкновенная, лишайники и на следующие препараты: аллилчеп, аллилглицер, урзалл.
Задание 3. Выписать рецепты: стрептомицина сульфат во флаконах, стрептомицина хлоркальциевый комплекс для эндолюмбального введения, стрептодимицин во флаконах, дигидрострептомицин пантотенат во флаконах, изониазид в порошках, фтивазид в таблетках, салюзид растворимый в ампулах, парааминосалицилат натрия в порошках и ампулах, бепаск в порошках, циклосерин в таблетках, этионамид в таблетках, этоксид в таблетках, солютизон в растворе для интратрахеального введения, аллилглицер во флаконах, урсалл в мази.
Материальное оснащение занятия

  1. Простейшие.
  2. Реактивы и медикаменты: сок ботвы свежего лука.
  3. Аппаратура и инструментарий: чашки Коха, микроскоп, пипетки.

Наглядные пособия

  1. Учебные стенды — «Противотуберкулезные средства», «Фитонцидные препараты».
  2. Таблицы химической структуры и дозировок противотуберкулезных средств.
  3. Коллекция лекарственных растений: экспонаты №№ 473, 475, 476, 670, 822, 854.


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »