Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Антибиотики - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАДАНИЕ 51
Тема занятия: Антибиотики и антибиотические препараты (Antibiotica).
Основные вопросы темы. Антибиоз и краткая история учения об антибиотиках. Источники получения антибиотических препаратов (грибы плесневые и лучистые, микроорганизмы, животные ткани, растения).
Возможность получения антибиотиков полусинтетическим и синтетическим способом. Биологическая стандартизация и единицы активности. Избирательность химиотерапевтического действия и антибактериальный спектр. Общие принципы рациональной антибиотикотерапии. Проблема химиорезистентности возбудителей к антибиотикам и пути ее преодоления (достаточные дозы, постоянство концентраций, комбинированное и сочетанное лечение и т. д.). Побочные действия и осложнения антибиотикотерапии: прямые токсические и аллергические реакции, реакции обострения, дисбактериозы, кандидозы, суперинфекции, гиповитаминозы — меры по предупреждению и устранению. Влияние антибиотиков на иммунологическую реактивность организма и течение инфекций. Фармакологическая характеристика отдельных антибиотиков и антибиотических препаратов.
Антибиотики пенициллиновой группы — виды пенициллинов: бензилпенициллин (О), феноксиметилпенициллин (V), алмециллин (о), эфициллин. Полусинтетические пенициллины на основе 6-амино- пенициллановой кислоты (метициллин, оксациллин) — отличительные особенности.
Экмоновоциллин и бициллин. Стрептомициллин. Антибиотики группы тетрациклина (хлортетрациклин, тетрациклин, окситетрациклин, дибиомицин) — спектр, показания к применению, осложнения, лекарственные формы, сочетания с кортикостероидами. Группа хлорамфеникола (синтомицин, левомицетин) — спектр, особенности действия, формы применения.
Неомициновый комплекс (неомицин, мономицин) — применение, дозировки.
Группа антибиотиков макролидов (эритромицин, олеандомицин, олететрин, новобиоцин)—сравнительная характеристика. Ристомицин, гелиомицин и альбомицин.
Антибиотики для местного применения: грамицидин С, полимиксин М, микроцид (глюкооксидаза), иманин и новоиманин, уснинат натрия. Антибиотики животного (экмолин, лизоцим) и растительного происхождения.
Понятие об антибиотиках полиеновой структуры с противогрибковым действием и антибиотиках с противовирусным и противоопухолевым действием.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Влияние антибиотиков на рост золотистого стафилококка.
Поверхность мясо-пептонного агара на чашке Петри засеять золотистым стафилококком; поместить на поверхности среды диски из пористой бумаги, пропитанной раствором пенициллина, стрептомицина, левомицетина и тетрациклина. Инкубировать в течение суток в термостате при температуре 37°. На занятии отметить наличие зоны торможения роста, сопоставить диаметр этих зон для каждого препарата и сделать заключение о влиянии изучаемых антибиотиков на золотистый стафилококк.
Опыт 2. Действие грамицидина «С» на кровь теплокровных животных.
Ввести внутрибрюшинно мыши 0,4 мл 0,1% раствора грамицидина «С»; через 10—15 минут занаркотизировать мышь при помощи эфира и взять кровь из сердца (0,9 мл), смешать ее с 0,1 мл 1,34% раствора оксалата натрия, отцентрифугировать и отметить цвет и прозрачность плазмы крови, сравнить с плазмой мыши, не получавшей грамицидина (контроль).
Выполнение заданий
Задание 1. Составить таблицу характеристики антибиотиков по источникам получения, биологической активности и антибактериальному спектру по схеме: название, количество единиц в 1 г, основные виды чувствительных возбудителей, источник получения.
Задание 2. Составить таблицу фармакологической характеристики антибиотиков, включив следующие графы: название антибиотика, путь введения или способ применения, лекарственные формы, средние дозировки и число введений в сутки, наиболее частые осложнения.
Задание 3. Выписать рецепты: калиевую соль бензилпенициллина во флаконах, бициллин, эфициллин, феноксиметилпенициллин в таблетках, хлортетрациклин в таблетках, глазной мази и для парентерального применения, дибиомициновую мазь, тетрациклин хлоргидрат в таблетках, окситетрациклин для внутримышечных инъекций, левомицетин в таблетках, линимент синтомицина, неомицин во флаконах для приема внутрь, мономицин во флаконах, эритромицин в таблетках, олеандомицин, олететрин, ристомицин, полимиксин М в таблетках и для наружного применения., грамицидин С в ампулах, иманин в мази, гелиомициновую мазь.
Материальное оснащение занятия
Животные: мыши (2), простейшие.
Реактивы и медикаменты:диски, пропитанные растворами пенициллина, стрептомицина, левомицетина и тетрациклина, 0,1% раствор грамицидина «С», 1,34% раствор натрия оксалата, наркозный эфир.
Аппаратура и инструментарий: чашки Петри с мясо-пептонным агаром, термостат, шприц, пробирки центрифужные, центрифуга, чашки Коха, микроскоп, вата, шприц, пипетки.
Наглядные пособия

  1. Учебные стенды — «Антибиотики».
  2. Таблицы химической структуры и применения антибиотиков.


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »