Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Жидкие лекарственные формы - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 8
Тема занятия: Жидкие лекарственные формы. Растворы (Solutiones) и лекарственные формы для впрыскиваний (Formae medicamentorum pro iniectionibus)
Основные вопросы темы. Растворы как лекарственная форма, классификация по способу применения (для наружного, внутреннего и парентерального применения). Растворители к растворам для наружного применения. Понятие об официнальных растворах и жидкостях (Liquores).
Растворы и другие лекарственные формы для впрыскиваний: растворы водные, масляные (Solutiones aquosue, oleosae), взвеси (Suspensiones) и эмульсии (Emulsa). Возможность приготовления растворов из стерильных порошков и таблеток ex tempore. Требования к инъекционным формам: растворители, пути введения, количества, методы стерилизации. Ампулированная форма инъекционных растворов. Правила приготовления и прописывания растворов. Способы выражения концентрации растворов (процентный, отношение). Новые синтетические растворители и средства для солюбилизации веществ в фармацевтической практике (твины и другие).
Практическая часть
Задание 1. Приготовить 200,0 раствора для наружного применения из натрия тетрабората (Natrium tetraboricum) в 2% концентрации:
а) выписать рецепт сокращенным и развернутым способом, указав: применять для полоскания;
б) приготовить раствор: отвесить нужное количество натрия тетрабората и растворить в широкогорлом цилиндре в необходимом количестве воды; полученный раствор процедить через ватку в склянку, закрыть пробкой, приклеить этикетку и отпустить.
Задание 2. Выписать рецепты: раствор формалина (Formalinum) 3% концентрации для обработки ног при потливости; раствор фенатина (Phenatinum) 5 сг р. d. для инъекций под кожу по 1 мл; раствор глюкозы (Glucosum) 5% концентрации в количестве 500 мл для внутривенного вливания капельным способом; раствор кофеина бензоат-натрия (Coffeinum natrio-benzoicum) 0,1 р. d. в ампулах для введения по 1 мл под кожу.
Задание 3. Написать на латинском языке наиболее распространенные растворители, используемые в приготовлении растворов для наружного применения и для инъекций (вода дистиллированная,
вода для инъекций, спирт, эфир, глицерин; растительные масла — персиковое, оливковое, миндальное; минеральные масла — жидкий парафин или вазелиновое масло). Указать, какой растворитель для приготовления каких растворов и инъекционных форм и для какого пути применения может быть использован:
а) перечислить способы прописывания растворов для наружного применения и отдельно растворов для инъекций;
б) перечислить основные практические формы применения растворов для наружного употребления;
в) перечислить методы стерилизации лекарственных веществ и растворов;
г) рассчитать процентную концентрацию растворов, выписанных в виде отношений 1 : 1000, 1 : 2000, 1 : 5000, 1 : 10 000.
Задание 4. Произвести следующие расчеты:
а) определить количество миллилитров раствора атропина сульфата в концентрации 0,1%, необходимое для введения, если доза атропина составляет 0,5 мг; то же для омнопона в 2% концентрации при дозе 2 сг; то же для глюкозы в 40% концентрации при дозе 2 г;
б) определить, какова концентрация раствора стрихнина нитрата, если его доза 0,0005 вводится в 0,5 мл; то же для котарнина гидрохлорида в дозе 0,05 в 1 мл; для раствора камфары масляного в дозе 0,4 в 2 мл;
в) определить, какова доза эфедрина хлоргидрата, который вводится по 1 мл в 5% растворе; то же для кальция хлорида в 5 мл 10% раствора.
Задание 5. Написать на русском и латинском языках названия официнальных растворов и жидкостей для наружного применения: раствор аммиака, раствор формальдегида, раствор перекиси водорода разведенный, жидкость Бурова, раствор свинца ацетата основного.
Материальное оснащение занятия
Медикаменты: Natrium tetraboricum, Liquor Burovi, Sol. Ammonii caustici, Aqua destillata, Aqua pro iniectionibus.
Аппаратура и вспомогательные материалы: аппарат для стерилизации, мерная посуда, стеклянные палочки, воронки, капсула- турки, весы с разновесом, склянки, пробки, резинки для закрытия растворов, аптечные сигнатуры, этикетки.
Наглядные пособия
1. Государственная фармакопея СССР.
2. Таблица условных обозначений и сокращений, принятых в рецептуре.
3. Учебный стенд — «Жидкие лекарственные формы».
4. Таблица количества капель в 1 г и 1 мл жидких лекарственных препаратов.
Домашнее задание
Выписать рецепты: 1) Раствор Aethacridinum в концентрации
(1 : 1000) для обработки ран. 2) Раствор Chloraminum в концентрации 2% для дезинфекции рук. 3) Раствор Hydrogenii peroxydati diluta для полоскания, обозначив разведение одной чайной ложки на стакан воды. 4) Спиртовый раствор Mentholum в 1% концентрации для обтирания кожи. 5) Спиртовый раствор Resorcinum в 5% концентрации для примочек. 6) Promedolum 0,02 р. d. для подкожных инъекций по 1 мл в ампулах. 7) Physostigminum salicylicum 0,0005 р. d. в растворе на 10 инъекций по 1 мл под кожу. 8) Platyphyllinum hydrotartaricum 2 мг р. d. в ампулах для подкожных инъекций по 1 мл. 9) Strophanthinum К 0,5 мг р. d. в ампулах для внутривенного введения по 1 мл. 10) Synoestrolum 1 сг р. d. в масляном растворе в ампулах для внутримышечных введений по 1 мл.

ЗАНЯТИЕ 7
Тема занятия: Жидкие лекарственные формы, дозируемые каплями. Настойки (Tincturae), жидкие экстракты (Extracta fluida)
Основные вопросы темы. Капли как лекарственная форма, ее достоинства и недостатки. Растворители в каплях для наружного и внутреннего применения. Количество капель в одном грамме наиболее употребляемых растворителей (спирт, вода, эфир). Правила выписывания лекарств в каплях для наружного и внутреннего применения.
Официнальные жидкости и растворы, дозируемые каплями.
Настойки и экстракты как сложные галеновые фармацевтические препараты. Принципы и способы приготовления (мацерация, перколяция). Экстрагирующие жидкости (вода, спирт, эфир и их смеси).
Соотношение извлекателей и лекарственного сырья в настойках и жидких экстрактах.
Классификация экстрактов: 1) по извлекающим жидкостям (Extracta aquosa, spirituosa, aetherea), 2) по консистенции (Extracta fluida, spissa, sicca).
Правила выписывания настоек и жидких экстрактов.
Практическая часть
Задание 1. Приготовление капель для носа из эфедрина хлоргидрата (Ephedrinum hydrochloricum) 2% концентрации в количестве 10,0:
а) выписать рецепт, обозначив: закапывать в каждую ноздрю по 3 капли;
б) приготовить капли: в мерный цилиндр налить половинное количество прописанного растворителя, куда добавить необходимое количество лекарственного вещества; полученный
раствор профильтровать сквозь предварительно промытый фильтр, затем добавить оставшееся количество растворителя (пропуская его через тот же фильтр) до получения раствора требуемого объема; раствор перелить в склянку, закрыть пробкой, приклеить этикетку и отпустить.
Задание 2. Приготовление капель для внутреннего применения из кофеина — бензоат натрия (Coffeinum natrio-benzoicum) 0,1 р. d. на 15 приемов:
а) выписать рецепт, обозначив прием по 20 капель 2 раза в день;
б) приготовить капли: в мерный цилиндр налить половинное количество прописанного растворителя, куда добавить необходимое количество лекарственного вещества; полученный раствор профильтровать сквозь предварительно промытый дистиллированной водой фильтр, затем добавить остальное количество растворителя (пропуская его через тот же фильтр) до получения раствора требуемого объема; раствор перелить в склянку, закрыть пробкой, наклеить этикетку и отпустить.
Задание 3. Отпуск капель из настойки ландыша (Tinctura Соnvallariae) и настойки валерьяны (Tinctura Valerianae) аа 10 капель р. d.:
а) выписать рецепт, обозначив прием по 20 капель 3 раза в день;
б) приготовить лекарственную форму: склянку поместить на правую чашку весов и тарировать; затем отвесить необходимое количество настойки ландыша и настойки валерианы и взболтать для смешивания; закрыть склянку пробкой, наклеить этикетку и отпустить.
Задание 4. Дать в письменном виде ответы на вопросы и задания:
а) сколько капель содержит 1 г воды, спирта, и эфира?
б) написать на латинском языке названия официнальных растворов и жидкостей для внутреннего применения: нашатырно-анисовые капли, раствор калия арсенита, раствор нитроглицерина 1%, вода горькоминдальная;
в) выписать рецепты: жидкий экстракт калины (Extractum Viburni fluidum) 25 капель р. d.; густой экстракт красавки (Extr. Belladonnae spissum) 0,015 р. d. в пилюлях; сухой экстракт опия (Extr. Opii siccum) 0,02 р. d. в свечах; Liquor Kalii arsenicosi 3 капли p. d.

Материальное оснащение занятия
Медикаменты: Ephedrinum hydrochloricum, Coffeinum natrio-benzoicum, Tinctura Convallariae, Tinctura Valerianae, Aqua destillata.
Аппаратура и вспомогательные материалы:весы с разновесами, градуированные цилиндры и мерная посуда, воронки, стеклянные палочки, фильтры, капсулатурки, сигнатуры, пробки, склянки.
Наглядные пособия
1. Государственная фармакопея СССР.
2. Таблица условных обозначений и сокращений, принятых в рецептуре.
3. Учебный стенд — «Жидкие лекарственные формы».
4. Таблица количества капель в 1 г и 1 мл жидких лекарственных препаратов.
Домашнее задание
Выписать рецепты: Codeinum phosphoricum 0,015 р. d. в каплях внутрь. 2) Promedolum 0,03 р. d. в каплях внутрь. 3) Scopolaminum hydrobro- micum 0,00025 р. d. в каплях внутрь. 4) Mentholum в концентрации 0,5% в каплях для носа на вазелиновом масле. 5) Zincum sulfuricum в концентрации 0,25% и Acidum boricum в концентрации 1% в глазных каплях. 6) Extractum Urticae
fluidum 30 капель р. d. 7) Tinctura Opii simplex 8 капель p. d. 8) Tinctura Leonuri c Tinctura Valerianae aa 10 капель p. d. 9) Liquor Ammonii anisatus 10 капель p. d. 10) Sol. Nitroglycerinni 1% 3 капли p. d.

ЗАНЯТИЕ 8
Тема занятия: Жидкие лекарственные формы. Микстуры (Mixturae), клизмы (Clysmata)
Основные вопросы темы. Характеристика микстуры как лекарственной формы. Растворители. Способы приготовления микстур (весовой, объемный, весо-объемный). Корригенсы в микстурах: сиропы (Sirupi) и ароматные воды (Aquae aromaticae). Взбалтываемые, мутные и опалесцирующие микстуры. Слизи и их роль в фармацевтической практике (слизь крахмала, салепа и др.) Правила и способы прописывания микстур (сокращенный и развернутый). Клизмы как разновидность растворов для ректального применения. Лекарственные клизмы — объем, правила прописывания, микроклизмы, капельные клизмы.
Практическая часть
Задание 1. Приготовление микстуры на 12 приемов из натрия салицилата (Natrium salicylicum) 0,5 р. d. и кофеина бензоат-натрия (Coffeinum natrio-benzoicum) 0,1 р. d.:
а) выписать рецепт, обозначив прием по 1 столовой ложке 3 раза в день;
б) приготовить микстуру: в подсобный широкогорлый цилиндр отмерить необходимое количество воды, к ней прибавить нужное количество натрия салицилата и кофеин-бензоат
19
2*
натрия, перемешивая до полного растворения; процедить в склянку через ватку, закрыть пробкой, приклеить этикетку и отпустить.

Задание 2. Приготовление 50,0 раствора для введения в прямую кишку (клизма) из хлорал-гидрата (Chloralum hydratum) 1,0 р. d. со слизью из крахмала (Amylum):
а) выписать рецепт, обозначив: введение в прямую кишку в подогретом виде;
б) приготовить раствор: в склянку отвесить необходимое количество воды и приготовленной слизи, тщательно взболтать, процедить и в полученную жидкость прибавить заранее отвешенный хлорал-гидрат и размешать до полного растворения; перелить в склянку, закрыть пробкой, приклеить этикетку и отпустить.
Задание 3. а) Написать на латинском языке названия официальных сиропов (простой, вишневый, малиновый, кожуры мандарина, солодкового корня, алтейный) и слизей (крахмала, аравийской камеди, салепа);
б) ответить на вопросы в письменном виде:
а) какой объем водных растворов в столовой, десертной, чайной ложках?
б) какое процентное соотношение сиропов и слизей в микстурах
и слизей в клизмах?
в) произвести расчет лекарственных веществ, сиропа и воды в микстуре для ребенка 3-х лет, следующего состава: Amidopyrini — 1,0; Natrii salicylici —3,0; Sirupi simplicis — 10,0; Aquae destill. ad 50,0; прием по 1 чайной ложке 3 раза в день.
Ответить на вопросы: сколько воды добавлено в микстуру? какая разовая доза амидопирина и салицилата натрия? сколько процентов приходится на сироп?
Материальное оснащение занятия
Медикаменты и растворители: Natrium salicylicum, Coffeinum natrio-benzoicum, Chloralum hydratum, Mucilago Amyli, Aqua destillata.
Аппаратура и вспомогательные материалы:весы с разновесами, градуированные цилиндры и мерная посуда, воронки, стеклянные палочки, вата, марля, капсулатурки, пробки, склянки.
Наглядные пособия
1. Государственная фармакопея СССР.
2. Таблица условных сокращений и обозначений в рецептуре.
3. Учебный стенд — «Жидкие лекарственные формы».

Домашнее задание
Выписать рецепты: 1) Calcium chloratum 1,0 р. d. в микстуре.
2) Kal. bromatum и Natr. bromatum аа 0,3 р. d. и Tinctura Valerianae 15 капель р. d. в микстуре. 3) Pepsinum 0,1 р. d. и Acidum hydrochloricum purum dilutum 5 капель p. d. в микстуре ребенку 5 лет (по 1 десертной ложке). 4) Coffeinum natrio- benzoicum 0,02 р. d. с сиропом в микстуре ребенку 2-х лет (по чайной ложке). 5) Natrium hydrocarbonicum 0,02 р. d. и Liquor Ammonii anisatus 3 капли p. d. c Sirupus Althaeae в количестве 10% в микстуре ребенку 3-х лет (по 1 чайной ложке). 6) Codeinum phosphoricum 0,015 р. d., Natrium benzoicum и Natrium hydrocarbonicum aa 0,25 p. d. и Tinctura Valerianae 15 капель p. d. в микстуре. 7) Bismuthum subnitricum 0,5 p. d. и Tannalbinum 0,3 p. d. со слизью во взбалтываемой микстуре. 8—9) Chloralum hydratum по 1,0 р. d. в микстуре со слизью перед сном; по 2,0 р. d. в клизме при судорогах. 10) Chiniofonum по 1,0 р. d. в клизме со слизью, чтобы получился 1% раствор.

ЗАНЯТИЕ 9
Тема занятия•. Жидкие лекарственные формы. Настои и отвары (Infusa et Decocta). Эмульсии (Emulsa ad usum internum).
Основные вопросы темы. Общая характеристика настоев и отваров как лекарственной формы и способы их применения.
Правила приготовления и прописывания настоев и отваров. Соотношение растительного сырья и воды при изготовлении настоев и отваров из различных по силе действия растительных материалов. Возможность приготовления настоев из концентратов.
Эмульсии как лекарственная форма для внутреннего применения. Типы эмульсий: масла в воде (м/в) и воды в масле (в/м). Составные части эмульсий (дисперсная фаза и дисперсионная среда). Эмульгаторы. Эмульсии семенные и масляные (Emulsa seminalia et oleosa). Правила приготовления, прописывания эмульсий. Эмульсии как основы (растворители) для микстур. Соотношения эмульгируемого вещества, эмульгатора и воды в масляных эмульсиях.
Практическая часть
Задание 1. Приготовление настоя из корневища с корнями валерьяны (Rhizoma cum radicibus Valerianae) в отношении 1 : 30 из 5,0 сырья с добавлением к нему натрия бромида (Natrium bromatum) 0,5 р. d. и кодеина фосфата (Codeinum phosphoricum) 0,015 р. d.
а) выписать рецепт, обозначив: прием по 1 столовой ложке 3 раза в день;
б) приготовить настой: отвесить нужное количество измельченного сырья, поместить в инфундирку и залить необходимым количеством воды комнатной температуры (при изготовлении настоев и отваров сухой растительный материал поглощает часть жидкости, поэтому воды нужно больше, чем
указано в рецепте,— примерно полуторное количество по отношению к весу взятого корня), закрыть крышкой и поставить на кипящую водяную баню (инфундирный аппарат) на 15 минут, часто помешивая стеклянной палочкой. По истечении указанного срока настой снять с водяной бани и поставить остывать на 45 минут; после охлаждения процедить через цедилку; остаток -выжать и всю жидкость процедить через вату, которую затем промыть водой до получения требуемого количества настоя, в котором растворяют предварительно отвешенные количества сначала кодеина фосфата, а затем натрия бромида; полученный раствор процедить в склянку, закрыть пробкой, наклеить этикетку и отпустить.
Задание 2. Приготовление отвара из листьев толокнянки (Folia Uvae ursi) в отношении 1 : 10 из 20,0 сырья:
а) выписать рецепт, обозначив прием по 1 столовой ложке 3—4 раза в день;
б) приготовить отвар: в инфундирку поместить необходимое количество предварительно измельченных в ступке листьев толокнянки, залить водой комнатной температуры, прибавив к нужному количеству на поглощение сырьем двойное количество воды по отношению к взятому сырью, закрыть крышкой и поставить на кипящую водяную баню на 30 минут при частом помешивании; после этого инфундирку снять с водяной бани и отвар немедленно процедить (отжимая остаток) сквозь цедилку; полученную жидкость довести водой до необходимого объема, вылить в склянку, закрыть пробкой, приклеить этикетку и отпустить.
Задание 3. Ответить в письменном виде на вопросы и задания:
а) из какого сырья готовятся настои и отвары в соотношении 1 :10, 1 :30, 1 :400? Какой существует официнальный настой? Каковы соотношения эмульгируемого вещества, эмульгатора и воды в масляной эмульсии? Как производится добавление лекарственных веществ к настоям и отварам?
б) написать на латинском языке в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа следующие части лекарственных растений: корень, корневище, кора, семя, плод, лист, цветок, трава, клубень, почка, рыльце;
в) выписать рецепты: отвар из коры дуба (Cortex Quercus) 1 : 10 в количестве 200,0, добавив 2% борной кислоты (Acidum boricum) для полоскания; эмульсию из 20,0 семян мака (SeminaPapaveris); настой листьев наперстянки (Folia Digitalis) в соотношении 1 : 300 в количестве 180,0, добавив к нему настойку ландыша (Tinctura Convallariae) 15 капель р. d. и настойку валерьяны (Tinctura Valerianae) 20 капель p.d.

Материальное оснащение занятия
Медикаменты: Rhizoma cum radicibus Valerianae, Natrium bromatum, Codeinum phosphoricum, Folia Uvae ursi, Aqua destillata.
Аппаратура и вспомогательные материалы:весы с разновесами, водяная баня или инфундирный аппарат, инфундирки, градуированные цилиндры, мерная посуда, склянки, ступки с пестиками, воронки, цедилки, вата, стеклянные палочки, капсулатурки, пробки.
Наглядные пособия
1. Государственная фармакопея СССР.
2. Условные обозначения и сокращения в рецептуре.
3. Учебный стенд — «Жидкие лекарственные формы».
Домашнее задание
Выписать рецепты: 1) Настой листьев наперстянки (Digitalis) из 0,6—180,0 с Kalium bromatum 0,5 р. d. и Tinctura Valerianae 20 капель р. d. 2) Настой травы адониса (Adonis vernalis) 1 : 30, добавив Natrium bromatum 0,3 р. d. и Tinctura Convallariae 15 капель p. d. 3) Отвар корня истода (Polygala) из 6,0—180,0, прибавив Natrium hydrocarbonicum 0,5 р. d. и Liquor Ammonii anisatus 10 капель p. d. 4) Настой листьев шалфея (Salvia) из 10,0—200,0 для полоскания. 5) Настой травы термопсиса (Thermopsis) 1 : 300 в количестве 180,0, добавив к нему Ammonium chloratum 0,4 р. d. 6) Эмульсию из 20,0 Oleum iecoris, обозначив прием по столовой ложке 4 раза в день (ребенку 2-х лет). 7) Эмульсию из 15,0 Oleum Amygdalarum, обозначив прием по столовой ложке 3 раза в день. 8) 150,0 эмульсии из Semina Papaveris, обозначив прием по 1 столовой ложке 2 раза в день.

ЗАНЯТИЕ 10
Тема занятия: Итоговое занятие по рецептуре
Занятие проводится в виде опроса студентов по всем разделам врачебной рецептуры. Затем каждый студент индивидуально выписывает пятнадцать рецептов на все лекарственные формы и производит расчеты согласно приводящемуся ниже заданию.
В конце занятия производится разбор написанных студентами рецептов с разъяснением допущенных ошибок.
ТИПОВОЕ ЗАДАНИЕ К ИТОГОВОМУ ЗАНЯТИЮ ПО РЕЦЕПТУРЕ
Билет № 8
1. Выписать следующие рецепты:
1. Pulvis foloirum Digitalis 0,05 р. d. в порошках.
2. Tetracyclinum 0,1 р. d. в таблетках.
3. Anaesthesinum в концентрации 10% в виде присыпки.
4. Ferrum lacticum 0,25 р. d. в пилюлях, обозначив принимать по 3 пилюли 4 раза в день после еды.
5. Acidum salicylicum в концентрации 2% в виде мази.
6. Acidum boricum в концентрации 5% в виде пасты.
7. Methylium salicylicum и Chloroformium в линименте.
8. Omnoponum 0,02 р. d. в суппозиториях.
1. Mesatonum 0,01 p. d. в ампулах.
2. Chloraminum в концентрации 0,5% для обработки ран.
3. Natrium benzoicum 0,3 р. d. и Liquor Ammonii anisabus 10 капель p. d. в микстуре.
4. Atropinum sulfuricum 0,0005 p. d. в каплях для приема внутрь.
5. Tinctura Belladonnae по 8 капель р. d.
6. Отвар из корня Senega sibirica в отношении 1 : 30 с Natrium hydrocar- bonicum 0,5 р. d.
7. Oleum Ricini в количестве 20,0 в виде эмульсии, обозначив прием по 2 столовых ложки через 1/2 часа.
I. Произвести расчеты, ответив на вопросы:
1. Сколько препарата получит больной, приняв внутрь 10 капель 2% раствора омнопона?
2. Сколько препарата получит больной, которому впрыснули под кожу 0,5 мл раствора атропина в концентрации 1 : 1000?
3. Какой концентрации следует приготовить раствор, чтобы в 1 мл этого раствора содержалось 0,5 мг препарата?



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »