Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Средства специального назначения - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ЗАНЯТИЕ 53

Тема занятия: Противоопухолевые, противолейкозные средства. Радиоактивные изотопы, радиозащитные и противолучевые средства.

Основные вопросы темы. Понятие об антибластоматозном действии и путях его реализации. Антипролиферативное, антимитотическое и радиомиметическое действия и их механизмы. Алкилирующее воздействие. Основные принципы химиотерапии злокачественных опухолей.
Сведения о фармакологии и применении хлорэтиламинов или азотипритов (новэмбихин, допан, сарколизин, хлорбутин и др.), этилениминов (дипин, тиодипин, этимидин и др.), тиофосфорамидов (тио-тэф, бензотэф, циклофосфан и др.), антиметаболитов (меркаптопурин, аметоптерин), миелосана, растительных средств (колхамин, алкалоиды барвинка розового, пеуцеданин и др.), антибиотиков (аурантин, неоцид, оливомицин, круцин и др.).
Средства для повышения сопротивляемости организма в борьбе с опухолевым ростом (спленин, чага и др.).
Радиоизотопы — определение, диагностическое и лечебное применение, токсикология. Радиоактивные изотопы в лечении опухолевидных заболеваний (радиойод, радиофосфор, радиозолото и пр.).
Понятие о лучевой болезни и средствах ее предупреждения и лечения (цистамина дигидрохлорид, цистеамин, батилол, линол, эмульсия тезана, эмульсия алоэ, облепиховое масло, изотиуроний и др.).
Лабораторно-практическая часть
Выполнение заданий
Задание 1. Рассмотреть микрофотографии люминесцентного анализа опухолей экспериментальных животных, леченных неоцидом и контрольных; сделать выводы.
Задание 2. Составить таблицу основных противолейкозно-противоопухолевых средств, включив следующие графы: название препарата, основные показания к применению, способ применения, путь введения, доза, основные осложнения.
Задание 3. Составить таблицу основных радиоизотопов (йода, фосфора, золота, серы), включив следующие графы; название изотопа, химический знак, цель применения, методы использования.
Задание 4. Составить таблицу по радиозащитным средствам, включив следующие графы: название препарата, способ применения, лекарственная форма, показания; таблица составляется на следующие препараты: цистамина дигидрохлорид, батилол, линол, эмульсия алоэ, облепиховое масло.
Задание 4. Выписать рецепты: новэмбихин в ампулах, допан в таблетках, сарколизин в таблетках, хлорбутин в таблетках, тио-тэф в ампулах, циклофосфан во флаконах, дипин в таблетках, 6-меркаптопурин в таблетках, колхамин в мази, экстракт чаги, цистамина дигидрохлорид в таблетках, эмульсию алоэ, облепиховое масло.
Материальное оснащение занятия
Иллюстрации: люминесцентные микрофотографии.
Наглядные пособия
1. Учебные стенды — «Средства, применяющиеся для лечения новообразований»; «Средства, применяемые для лечения и профилактики лучевой болезни».

ЗАНЯТИЕ 54

Тема занятия: Принципы лечения острых медикаментозных отравлений. Основные противоядия. Тиоловые соединения и комплексоны. Рентгеноконтрастные, защитные и диагностические средства. Микроэлементы. Понятие о лекарственных несовместимостях. Защитно-моющие средства и средства технического назначения.

Основные вопросы темы: понятие об острых, подострых и хронических медикаментозных отравлениях. Общие принципы оказания первой помощи при отравлениях: удаление, связывание и обезвреживание ядов. Антидотизм и антидоты. Понятие о комплексонах и клешнеобразующих соединениях,
Тиоловые соединения—общие принципы действия и применение как противоядий и средств для защиты от лучевых повреждений.
Понятие о рентгеноконтрастных средствах и их использовании в рентгенодиагностике.
Основные средства для диагностики, применяемые в медицине (флуоресцеин, индигокармин, гистамин и др.). Понятие о лекарственных несовместимостях и их практическое значение.
Понятие о микроэлементах, их физиологическая роль в организме, фармакологическое действие и практическое применение.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Антидотная терапия острого отравления мышьяком.
Двум мышам ввести внутримышечно 0,3—0,4 мл 25% раствора натрия арсената; непосредственно вслед за этим одной из мышей ввести внутрибрюшинно 0,4 мл 2% раствора унитиола; вести наблюдение за обоими животными и сделать выводы.
Опыт 2. Профилактическое и лечебное действие противоядия от тяжелых металлов при отравлении сулемой.
Одной из трех крыс при помощи зонда ввести в желудок 5 мл противоядия от металлов; всем трем крысам ввести в желудок 1 мл раствора сулемы (0,1%), одной из двух последних крыс через несколько минут ввести антидот; вести наблюдение за всеми тремя животными и сделать выводы, объяснив полученные результаты.
Опыт 3. Защитное действие активированного угля при отравлении стрихнином.
Одной лягушке подкожно ввести 1 мл 0,1 % раствора стрихнина нитрата; второй — такое же количество стрихнина, предварительно профильтрованного через активированный уголь; сравнить результаты, проанализировать их в протоколе.
Выполнение заданий
Задание 1. Составить таблицу некоторых отравлений и противоядий, применяемых при них, по схеме:


Отравление

Противоядие

Путь введения

Доза

 

 

 

 

Таблица составляется на следующие яды: окись углерода, цианистые соединения, соли тяжелых металлов, соединения мышьяка, концентрированные кислоты, барбитураты, опиаты, судорожные яды, ганглиоблокаторы, холиномиметики.

Задание 2. Заполнить таблицу рентгеноконтрастных средств.


Метод рентгенологического исследования

Название
веществ

Путь
введения

Доза

Рентгеноскопия желудочно-кишечного канала ..............................................
Бронхография..........................................
Пиелография............................................
Холецистография ...................................
Метросальпингография...........................
Ангиография............................................
Миелографии ..........................................

 

 

 

Задание 3. Привести примеры видов несовместимостей лекарственных препаратов:
а) физическая несовместимость (расплавление, воспламенение» нерастворимость);
б) химическая несовместимость (образование осадков, разложение, нейтрализация);
в) физиологическая несовместимость (антагонизм).
Задание 4. Составить таблицу основных микроэлементов, включив следующие графы: название микроэлемента, химический знак, содержание в крови человека, главные моменты биологической роли, основные признаки недостаточности, суточная потребность, препараты и их использование в медицине.
Таблицу составить на медь, кобальт, цинк, марганец, йод, фтор.
Задание 5. Описать состав и назначение защитных паст (ИЭР, ХИОТ, мыльноланолиновой, Рахманова, абразивной, силиконовой).
Задание 6. Выписать рецепты: противоядие от металлов, унитиол, натриевую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты, натрия тиосульфат, магния окись с белой глиной, танин для промывания желудка.
Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (2), мыши (2), крысы (3).
Реактивы и медикаменты: 25% раствор натрия арсената, 2% раствор унитиола, 0,1% раствор сулемы, противоядие от металлов, 0,1% раствор стрихнина нитрата, активированный уголь.
Аппаратура и инструментарий:колпаки и эксикаторы, шприцы, воронки, фильтры, желудочные зонды для крыс.
Наглядные пособия
Учебные стенды — «Симптоматология и лечение острых отравлений», «Принципы лечения отравлений и основные противоядия», «Лекарственные несовместимости», «Рентгеноконтрастные средства», «Микроэлементы».


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »