Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Общая фармакология - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
ЗАНЯТИЯ 11—12
Тема занятия: Экспериментальные обоснования основных положений общей фармакологии
Основные вопросы темы: Содержание общей фармакологии. Общие положения взаимодействия лекарств с организмом.
Виды действия лекарственных веществ на организм: местное, резорбтивное, прямое и непрямое, рефлекторное, первичное, этиологическое, патогенетическое, функциональное. Избирательность (элективность), специфичность и поливалентность в действии лекарств. Зависимость действия лекарств от физико-химических свойств, дозы, концентрации, условий внешней среды и состояния организма (пол, возраст, вес, исходное состояние, реактивность, тип высшей нервной деятельности, физиологические и патологические состояния).
Характеристика основных путей введения лекарств в организм и зависимость действия от пути введения. Значение скорости введения лекарств в организм для их действия.
Основные механизмы в действии лекарств и ядов на организм: физико-химический, химический, энзимо-биохимический. Первичные фармакологические реакции и их биохимическая сущность.
Резорбция, распределение, связывание и депонирование, превращение (метаболизм, биотрансформация), обезвреживание (детоксикация) и выведение (элиминация) лекарственных веществ и ядов.
Явления при повторном применении лекарств. Понятие о привыкании (толерантность), тахифилаксии, кумуляции и сенсибилизации. Пристрастие и наркомании.
Явления при комбинированном применении лекарственных средств: аддиция, синергизм, антагонизм, индифферентизм, синерго- антагонизм, коалитивное действие.

Виды антагонизма (химический, функциональный, конкурентный, прямой и непрямой, односторонний и двухсторонний). Практическое значение знаний о явлениях при повторном и комбинированном применении лекарств. Реактивность организма к лекарствам и ядам: лекарственная непереносимость (интолерантность, идиосинкразия). Лекарственная аллергия и лекарственная болезнь. Побочно-токсическое действие лекарств. Широта терапевтического действия и переносимость лекарственных средств. Практические возможности предупреждения, смягчения и устранения перечисленных явлений.
Лабораторно-практическая часть
Опыт 1. Местное и рефлекторное действие нитрата серебра на лягушку.
Поместить лягушку под стеклянную воронку и после наблюдения в течение 3—5 минут за общим состоянием и поведением (активность, поза, рефлексы, дыхание, кожные покровы), нанести стеклянной палочкой на боковую поверхность спины 20% раствор нитрата серебра; наблюдать за общим состоянием, поведением и изменениями кожи на месте нанесения азотнокислого серебра; ход опыта и результаты наблюдений занести в протокол.
Опыт 2. Резорбтивное действие паров формалина на мышь.
Поместить мышь в колбу и в течение нескольких минут понаблюдать за общим состоянием и поведением животного; затем в колбу опустить ватный шарик, смоченный раствором формалина; наблюдать за изменениями в состоянии животного; ход опыта и полученные результаты с анализом последних занести в протокол.
Опыт 3. Зависимость действия фенола на лягушку от дозы.
Взвесить двух лягушек одного пола и примерно одинаковых размеров; ввести им в бедренный лимфатический мешок 0,5% раствор фенола в разных дозах: одной — из расчета 150 гамм и другой — 40 гамм на 1 г веса; поместить обеих лягушек под стеклянные колпаки или воронки и вести наблюдение за ними; определить время наступления судорог и их интенсивность; ход опыта, полученные результаты с анализом данных занести в протокол.
Опыт 4. Зависимость действия эфира на мышей от концентрации.
В две колбы объемом 800 мл налить наркозный эфир в разных количествах: в одну колбу 0,6 мл, в другую — 0,2 мл., колбы закрыть пробками; через две минуты (требуемые для испарения эфира) в каждую колбу посадить по одной мыши одинакового веса; вновь закрыть колбы пробками и вести наблюдение за животными; определить время наступления бокового положения, затем вынуть мышей из колбы и проверить рефлексы; высчитать концентрации эфира в колбах; ход опыта и полученные результаты занести в протокол.
Опыт 5. Зависимость фармакологического эффекта стрихнина на лягушек от температуры среды.
В две колбы налить по 200 мл воды различной температуры (в одну — комнатной, а в другую — 26°); отобрать двух лягушек одного пола и одинакового веса, ввести в бедренный лимфатический мешок каждой лягушке 0,01% раствора азотнокислого стрихнина в равных дозах — по 2 гамма на 1 г веса; погрузить лягушек в колбы с водой различной температуры; вести наблюдение за временем наступления судорог; ход и результаты опыта с анализом полученных данных занести в протокол.
Опыт 6. Зависимость действия сульфата магния на лягушек от пути введения.
Взвесить две примерно одинаковых размеров лягушки и ввести им 10% раствор сульфата магния в количестве 3 мл — одной в желудок, а другой — подкожно; поместить лягушек в 2 колбы; вести наблюдение за обеими лягушками; сравнить полученные результаты и дать им анализ; ход опыта и полученные данные занести в протокол.
Опыт 7. Антагонистическое действие пилокарпина и атропина на ширину зрачка глаза кроликов.
В конъюнктивальный мешок правого глаза кролика закапать 2 капли 2% раствора хлоргидрата пилокарпина; на протяжении часа наблюдать за изменением величины зрачка правого глаза в сравнении с левым; затем в правый конъюнктивальный мешок закапать 2 капли 2% раствора сульфата атропина и наблюдать за шириной зрачка, снова сопоставляя с левым глазом; ход опыта и анализ полученных результатов занести в протокол.

Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (7), мыши (3), кролики (1).
Реактивы и медикаменты: 20% раствор нитрата серебра,
0, 5% раствор фенола, эфир наркозный, 0,01% раствор стрихнина нитрата, 10% раствор магния сульфата, раствор формалина, 2% раствор хлоргидрата пилокарпина, 2% раствор атропина сульфата, вода дистиллированная.
Аппаратура и инструментарий: воронки стеклянные, колбы емкостью 800 и 200 мл с пробками, колпаки, шприцы, мерные пробирки, пинцеты, водяная баня, желудочный зонд для лягушек, пипетки, квачи.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »