Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Наркотические средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЧАСТНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
ВЕЩЕСТВА С ДЕПРИМИРУЮЩИМ ТИПОМ ДЕЙСТВИЯ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ
ЗАНЯТИЕ 13
Тема занятия•. Наркотические средства (Narcotica)
Основные вопросы темы. Понятие о наркозе с позиций учения И. П. Павлова. Последовательность действия наркотиков на различные отделы центральной нервной системы. Периоды наркоза и их механизмы. Виды наркоза: ингаляционный, неингаляционный, смешанный, комбинированный, основной, потенцированный. Сравнительная характеристика ингаляционного и неингаляционного наркоза.
Наркотики ингаляционные (Narcotica inhalantia) — летучие жидкости (хлороформ, эфир, хлорэтил, фторотан) и газовые наркотики (закись азота, ацетилен, циклопропан) и наркотики неингаляционные: барбитураты (гексенал, тиопентал, тиобутал), спирты (этиловый алкоголь, нарколан), стероидные препараты (виадрил).
Сравнительная характеристика летучих жидкостей, применяемых для ингаляционного наркоза (физико-химические свойства, местно-рефлекторное действие, токсичность и широта действия, длительность действия, осложнения и т. д.). Особенности влияния на организм газовых наркотиков. Влияние наркотиков на сердечнососудистую систему, дыхание, обмен веществ, терморегуляцию, функции внутренних органов. Особенности действия нелетучих наркотических средств, применяемых для неингаляционного наркоза (всасывание, распределение, выведение, кумулятивные свойства, влияние на печень и почки и т. д.).
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Пробы на чистоту эфира.
а) проба с фильтровальной бумагой: на кончик фильтровальной бумажки, положенной на стеклянную пластинку, нанести глазной пипеткой 2—3 капли исследуемого эфира; через 3—5 минут обратить внимание на наличие в этих местах пятна и запаха;
б) проба на наличие перекисей: в пробирки налить по 2 мл исследуемых образцов эфира и в каждую пробирку прибавить по 1 мл 10% раствора калия иодида и взболтать; проследить за изменением окраски в испытуемых пробах. Дать пояснение; пробы вести с чистым и загрязненным эфиром.
Опыт 2. Местное действие эфира, хлороформа и хлорэтила (на студентах группы).
а) в кожу сгибательной поверхности предплечья при помощи ватного тампона втереть на поверхности 3 х 3 см на одном предплечье эфир, а на втором — хлороформ; покрыть обработанные участки кожи вощеной бумагой, затем ватой и забинтовать на 10 минут; отметить сначала субъективные ощущения, а через 10 минут (после снятия повязки) — объективные данные (гиперемия и др.); сравнить результаты, сделать выводы о силе раздражающего влияния обоих веществ и их практическом значении;
б) на кожу сгибательной поверхности предплечья нанести струю хлористого этила до наступления оледенения; занести в протокол субъективные и объективные данные (проба на болевое раздражение), сделать выводы о практическом использовании «замораживающего» действия хлористого этила.
Опыт 3. Рефлекторное действие эфира.
Фиксировать в станке кролика; в сердце и плевральную полость ввести металлические иглы с разноцветными флажками; подсчитать число дыханий и сердечных сокращений; дать кролику подышать с ватного тампона, смоченного эфиром, и отметить результаты; после этого смазать ноздри и носовые ходы 10% раствором кокаина (дикаина) и повторить опыт; сделать выводы.
Опыт 4. Резорбтивное действие ингаляционных наркотических средств.
Двух лягушек одинаковой величины поместить под стеклянные колпаки и проследить за их поведением и состоянием: подвижность, частота дыхания, рефлексы; смочить подвешенные к сводам колпаков ватно-марлевые шарики, один — эфиром, другой — хлороформом (по 3 мл одновременно); наблюдать за состоянием лягушек,
отметив время наркоза (исчезновение рефлексов); снять колпаки и отметить время появления рефлексов и принятия активной позы обеими лягушками. Описать результаты опыта по схеме и сделать выводы.

Наркотик и количество его

Время начала опыта

Длительность периода возбуждения (начало наркоза)

Длительность наркоза (возобновление рефлексов)

Время от начала наркоза до принятия активной позы

 

 

 

 

 

Опыт 5. Действие гексенала.
Ввести кролику в краевую вену уха (медленно) 3 мл 10% раствора гексенала. Отметить результаты (время наступления и длительность наркоза).

Выполнение заданий
Задание 1. Описать физические свойства летучих наркотических жидкостей по схеме:


Наименование препарата на русском и латинском языках

Химическая
формула

Физические
свойства

Летучесть
(точка
кипения)

Раствори
мость

Воспламе
няемость

в воде

в
жирах

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Составить таблицу сравнительной характеристики, ингаляционных наркотиков по схеме, включающей следующие графы: название, концентрация наркотиков в крови в период хирургического сна, концентрация в крови, вызывающая угнетение дыхания, широта наркотического действия, длительность периода возбуждения, продолжительность наркоза, осложнения.
Задание 3. Выписать рецепты: эфир для наркоза, хлороформ со скипидаром в линименте, хлороформенная вода с мятной водой при тошнотах, гексанал в ампулах, тиопентал-натрия в ампулах.

Материальное оснащение занятия
Животные: кролики (1), лягушки (2).
Реактивы и медикаменты: эфир наркозный, эфир загрязненный, хлороформ, хлорэтил, 10% раствор гексенала, 10% раствор калий-йодида, 10% раствор кокаина (дикаина).

Аппаратура и инструментарий: пробирки, пипетки (глазные и мерные), фильтровальная бумага, вощеная бумага, вата, бинты, колпаки стеклянные, шприц, ватно-марлевые тампоны, станок для фиксации кролика, иглы с разноцветными флажками.
Наглядные пособия
1. Учебный стенд — «Наркотические средства».
2. Таблицы сравнительной характеристики и химической структуры наркотиков.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »