Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Снотворные средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 14
Тема занятия: Снотворные средства (Hypnotica). Алкоголи (Alcoholia) и средства для лечения алкоголизма
Основные вопросы темы. Общая характеристика снотворного действия и его механизмов в свете учения И. П. Павлова о сне. Сон физиологический и медикаментозный. Показания к применению снотворных средств. Успокаивающее, противосудорожное и наркотическое действие снотворных в зависимости от дозировки.
Классификация снотворных средств: 1) алифатического ряда: альдегиды (хлорал-гидрат, паральдегид), бромкарбамиды (карбромал, бромизовал), уреиды (уретан) и 2) гетероциклического ряда: барбитураты (барбитал, барбитал-натрия, фенобарбитал, барбамил, этаминал-натрий, гексобарбитал, циклобарбитал, баротал) и производные пиридина и пиперидина (тетридин, димерин). Зависимость между химической структурой и действием барбитуратных снотворных (сила и длительность действия, побочное влияние). Современная терапия барбитуратных отравлений.
Фармакология этилового алкоголя: местное и резорбтивное действие, влияние на пищеварение, терморегуляцию, центральную нервную систему. Антимикробные, наркотические, противошоковые и энергетические свойства алкоголя. Острое отравление алкоголем и помощь при нем. Хронический алкоголизм и борьба с ним. Средства для лечения алкоголизма (апоморфин, тетурам или антабус, отвар баранца, циамид). Токсикология метилового алкоголя и высших спиртов.
Лабораторно-практическая часть Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Растворимость снотворных средств в воде.
Поместить в пробирки по 0,1 хлоралгидрата, барбитала, барбитала-натрия и фенобарбитала, после чего в каждую пробирку добавить по 5 мл дистиллированной воды; описать результаты, дав объяснение.
Опыт 2. Влияние барбитал-натрия на функцию спинного мозга.
Определить состояние рефлекторной деятельности у двух лягушек; одной из них ввести под кожу нижней челюсти 1 мл 5% раствора барбитал-натрия, а второй 1 мл изотонического раствора натрия хлорида; через 10 минут декапитировать обеих лягушек, подвесить на штатив и определить время рефлекса по методу Сеченова — Тюрка, погружая лапку в раствор серной кислоты; сделать для каждой лягушки несколько определений через каждую минуту, сравнить результаты и дать объяснение.
Опыт 3. Противосудорожное действие снотворных средств.
Три лягушки поместить под стеклянные колпаки; одной из них ввести в подчелюстной лимфатический мешок 1—1,5 мл 3% раствора хлорал-гидрата (или 1—1,5 мл 5% раствора барбамила), а остальным двум — по 1 мл 0,01% раствора стрихнина нитрата; после наступления действия (угнетение под влиянием снотворного и судороги при введении стрихнина) первой лягушке ввести под кожу 1 мл 0,01% раствора стрихнина нитрата, второй 1—1,5 мл раствора снотворного (третья лягушка остается для контроля); вести наблюдение за поведением всех лягушек до конца занятия; полученные результаты занести в протокол, дав им анализ, и сделать выводы о практическом применении некоторых снотворных в соответствующих дозах в практике противосудорожной терапии.
Опыт 4. Влияние этилового алкоголя на белок.
В три пробирки налить по 5 мл яичного белка; в каждую пробирку по каплям добавлять этиловый спирт (в первую пробирку 95°, вторую — 70° и третью — 40°); в протоколе отметить характер реакции, объяснить различия и сделать выводы о практическом использовании алкоголя для наружного применения как антисептического средства.
Опыт 5. Снотворно-наркотическое действие хлорал-гидрата.
Лягушке под язык положить кристаллик хлорал-гидрата, поместить животное под колпак и вести наблюдение за изменениями состояния в течение всего занятия; запротоколировать время потери активного положения, наступления сна и наркоза.
Опыт 6. Наркотическое действие алкоголя.
Двум лягушкам ввести в спинной лимфатический мешок по 2 мл 20% раствора алкоголя (первой — этилового, второй — амилового) и поместить их под стеклянные колпаки; наблюдать за поведением лягушек до наступления наркоза, затем обнажить сердце и отметить различия в сердечной деятельности; сделать выводы.

Выполнение заданий
Задание 1. Составить таблицу сравнительного действия снотворных средств по схеме:


Название
препарата

Путь
введения

Доза

Время
наступления
сна

Длительность снотворного эффекта

Кумулятив
ные
свойства

 

 

 

 

 

 

Таблицу составлять на следующие препараты: хлорал-гидрат, барбитал, фенобарбитал, барбамил, этаминал, баротал, циклобарбитал, гексобарбитал, тетридин.
Задание 2. Выписать рецепты: барбитал в таблетках, барбитал- натрия в свечах, фенобарбитал в порошках, этаминал-натрия в капсулах, барбамил для инъекций, тетридин в таблетках, хлоралгидрат в микстуре как снотворное и в клизме как противосудорожное, бромизовал в таблетках, этиловый алкоголь для операционной и для компрессов.
Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (6).
Реактивы и медикаменты: хлоралгидрат, барбитал, барбитал- натрия и фенобарбитал в порошке по 0,1, 5% раствор барбитал-натрия, 5% раствор барбамила, 3 и 5% растворы хлорал-гидрата, 0,01% раствор стрихнина нитрата, изотонический раствор натрия хлорида, этиловый алкоголь 90°, 70°, 40°, 20°; 20% раствор амилового алкоголя, 0,5% раствор серной кислоты, дистиллированная вода, хлорал-гидрат в кристаллах, 10% раствор яичного белка.
Аппаратура и инструментарий: штативы для подвешивания лягушек, штатив с пробирками, колпаки стеклянные, пробковые дощечки, ножницы, пинцет, зонд, булавки, шприц, пипетки мерные.

Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Снотворные средства».


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »