Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Успокаивающие и противосудорожные средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 15
Тема занятия: Успокаивающие (Sedativa) и противосудорожные (Anticonvulsiva) средства
Основные вопросы темы: определение понятия «седативное» действие и его механизмы. Фармакология бромидов (влияние на высшую нервную деятельность, принципы дозировок, показания к применению, осложнения). Бромизм — его предупреждение и лечение. Роль бромидов в лечении эпилепсии.

Успокаивающее действие бром-камфары, валидола, валокормида и корвалола, препаратов валерьяны, пустырника, пассифлоры, шлемника байкальского.
Седативно-наркотические свойства магния сульфата.
Понятие о судорожных состояниях, эпилепсии, гиперкинезах и паркинсонизме. Методы фармако-терапевтической оценки противосудорожного действия. Неспецифическое противосудорожное действие снотворно-наркотических веществ.
Фармакология антиэпилептических (Antiepileptica) средств — химическая структура, классификация, применение, препараты (дифенин, фенобарбитал, бензонал, триметин, гексамидин, хлоракон, фенакон). Понятие об антигиперкинетических и антипаркинсонических средствах (Antihyperkinetica, Ant ip arcinson ica) и их использование в медицинской практике (корбелла, тропацин, динезин, циклодол, ридинол и др.).
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Влияние бромидов на рефлекторную возбудимость.
У двух лягушек определить состояние рефлекторной возбудимости (реакция на щипок, квакательный рефлекс, рефлекс на переворачивание); одной из лягушек ввести в спинной лимфатический мешок 1 мл 10% раствора натрия бромида и поместить под стеклянный колпак вместе со второй контрольной лягушкой; через каждые 10 минут определять рефлекторную возбудимость у обеих лягушек; данные наблюдения занести в протокол и сделать выводы.
Опыт 2. Противосудорожное действие фенобарбитала и триметина.
Поместить двух мышей под стеклянные колпаки; ввести под кожу одной мыши 0,2 мл 0,15% раствора фенобарбитала (растворять в 5% растворе гидрокарбоната натрия) или внутримышечно 1,5 мл 1 % раствора триметина; через 50 минут обеим мышам ввести внутрибрюшинно по 0,2 мл 1% раствора коразола; наблюдать за скоростью наступления судорог и их интенсивностью; сделать выводы.
Выполнение заданий
Задание 1. В фармакогностическом музее кафедры ознакомиться с растениями седативного действия и составить таблицу по схеме: название растения на русском и латинском языках, используемая часть растения, препарат, путь введения и доза. Таблицу составлять на валерьяну, пустырник, пассифлору, шлемник.

Задание 2. Составить таблицу сравнительной характеристики противоэпилептических средств по схеме: название препарата, путь введения, доза, при какой форме эпилепсии применяется, длительность применения, побочные эффекты.
Задание 3. Выписать рецепты: натрия- и калия-бромид в микстуре, натрия бромид в ампулах, бромкамфара в желатиновых капсулах, настойка валерьяны с настойкой пустырника, настой валерьяны с калия бромидом и кодеином фосфатом, корвалол, магния сульфат в ампулах, фенобарбитал в порошках для лечения эпилепсии, бензонал в таблетках, дифенин в капсулах, гексамидин в таблетках, тропацин в порошках, динезин в таблетках, циклодол в таблетках.
Материальное оснащение занятия
Животные: мыши (2), лягушки (2).
Реактивы и медикаменты: 10% раствор натрия бромида, 0,15% раствор фенобарбитала, 5% раствор натрия гидрокарбоната, 1% раствор триметина, 1% раствор коразола.
Аппаратура и инструментарий:                колпаки стеклянные, пинцеты, шприц.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Успокаивающие, противосудорожные и противоэпилептические средства».
  2. Коллекция лекарственных растений — экспонаты №№ 114, 311, 591, 596, 656, 877.


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »