Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Транквилизирующие и психодепрессивные вещества - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 16
Тема занятия: Транквилизирующие и психодепрессивные вещества (Tranquillisata, Psychodepressiva). Нейроплегические средства фенотиазинового ряда (Neuroplegica)
Основные вопросы темы. Психоугнетающие (депрессирующие психику) вещества. Понятие о транквилизирующем, атарактическом, нейролептическом эффектах. Своеобразие седативного эффекта у психоугнетающих средств. Общие показания и практическое применение психодепрессивных средств.
Транквилизирующее действие алкалоидов раувольфии (резерпин, дезерпидин и др.). Серотониновый и другие механизмы действия резерпина. Осложнения резерпиновой терапии психозов.

Производные фенотиазинового ряда — понятие о нейроплегическом действии с точки зрения широкого диапазона влияния на все отделы и уровни нервной системы. Основные эффекты нейроплегических средств (потенцирование наркоза, усиление действия снотворных, болеутоляющих, анестетических средств, подавление интерорецепции, психоугнетающее, противорвотное, гипотермическое, противосудорожное, антигистаминное и другие виды действия). Использование фенотиазиновых производных в психиатрии, анестезиологии (химическая гибернация), неврологии и терапии.
Сравнительная фармакологическая характеристика аминазина, мепазина, пропазина, этаперазина, трифтазина, френолона и особенности их действия. Побочные действия фенотиазиновых производных (экстрапирамидные нарушения, нейролептический синдром и др.) и их устранение.
Фармакология амизила и его применение как премедикатора и транквилизатора. Оксилидин.
Так называемые «малые транквилизаторы» группы мепробаматов (мепротан). Бутирофеноны (галоперидол).
Транквилизирующее действие некоторых препаратов из группы антифеинов.

Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Потенцирующее действие аминазина на снотворный эффект барбамила.
Ввести одной крысе внутримышечно 0,1% раствор аминазина из расчета 0,3 мл на 100 г веса, другой — такое же количество по объему изотонического раствора натрия хлорида (контроль); через 15 минут обоим животным ввести внутрибрюшинно 1 % раствор барбамила из расчета 5 мг на 100 г веса; наблюдать за обеими крысами, определить длительность сна у первой и второй крысы; сравнить результаты и сделать выводы о влиянии аминазина на длительность сна, вызванного барбамилом.
Опыт 2. Противосудорожное действие аминазина.
Ввести под кожу крысе 1 мл 0,5% раствора аминазина; через 20 минут этой же крысе ввести под кожу 2 мл настойки табака; параллельно второй крысе ввести только настойку табака; сравнить результаты и дать объяснение.
Опыт 3. Гипотермическое действие аминазина.
У кролика с помощью электротермометра определить температуру в прямой кишке; затем ввести внутримышечно 0,1% раствор аминазина из расчета 0,003 г на 1 кг веса; следить за изменением температуры через каждые 15 минут в течение 45—60 минут; результаты опыта запротоколировать, дать анализ и сделать выводы.
Выполнение заданий
Задание 1. Заполнить таблицу сравнительной характеристики различных видов действия у разных представителей производных фенотиазина:


Название
препарата

Центральный седативный эффект

Антиги
стаминные
эффект

Потенцирование
наркоза

Холиноли-
тнческнй
эффект

Адрено
литиче
ский
эффект

Противо-
рвотный
эффект

Аминазин .... Пропазчн .... Мепазин .... Дипразин .... Этаперазин . . . Трифтазин ....

++++

+

++++

+ +

++

+++

Задание 2. Выписать рецепты: аминазин в таблетках и ампулах, резерпин в таблетках, мепротан в таблетках, амизил в таблетках, этаперазин в таблетках, оксилидин в таблетках и ампулах.

Материальное оснащение занятия
Животные: кролики (1), крысы (4).
Реактивы и медикаменты: 0,1% и 0,5% раствор аминазина, 1% раствор барбамила, настойка табака, изотонический раствор натрия хлорида.
Аппаратура и инструментарий:                колпаки стеклянные,
электротермометр, шприц, пинцет.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Производные фенотиазина».
  2. Таблицы химической структуры и сравнительного действия фенотиазиновых производных.


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »