Начало >> Статьи >> Архивы >> Протезирование детей с дефектами конечностей

Организация протезно-ортопедической помощи - Протезирование детей с дефектами конечностей

Оглавление
Протезирование детей с дефектами конечностей
Организация протезно-ортопедической помощи
Опорно-двигательный аппарат ребенка в онтогенезе
Патологические изменения
Деформация культей
Изменения формы культи при наличии костного блока берцовых костей
Деформации культи, вызванные обширными спаянными рубцами
Деформация эпифизов усеченных сегментов
Особенности перестройки дистального отдела усеченных костей
Деформация берцовых костей во фронтальной плоскости
Деформации коленного сустава и культи голени в сагиттальной плоскости
Недоразвитие бугристости большеберцовой кости
Деформация культи малоберцовой кости
Изменение шеечно-диафизарного угла после ампутации нижних конечностей
Клиническое обследование
Биомеханические методы
Соматометрические методы
Кинезиологические методы
Физиологические методы
Особенности ампутации у детей
Ампутация плеча
Ампутация голени, бедра, стопы
Особенности реампутации в детском возрасте
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование, детей с дефектами верхних конечностей
Художественное конструирование предметов труда и быта
Физиотерапевтическое лечение
Лечебная физическая культура
Игровые средства передвижения для детей с дефектами конечностей
Хирургическая подготовка к протезированию
Операции, ликвидирующие пороки и заболевания культи
Создание дополнительных источников управления протезами с внешними источниками энергии
Анатомическое удлинение культей с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов
Функциональное удлинение культи плеча
Операции, направленные на совершенствование системы крепления протезно-ортопедических изделий
Ортопедические операции при врожденных недоразвитиях конечностей
Послеоперационный период
Протезирование детей с дефектами верхних конечностей
Протезирование при дефектах предплечья
Протезирование при дефектах  плеча
Протезирование при дефектах после вычленения плеча
Стенд для объективной оценки результатов протезирования
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование при дефектах голени
Особенности изготовления протезов голени
Эксплуатация протезов голени
Особенности изготовления протезов ПН3-54 и ПП3-55
Протезирование при дефектах бедра
Протезирование при дефектах после вычленения бедра
Протезирование при врожденных аномалиях развития нижних конечностей
Особенности изготовления протезов ПН9-07 и ПН9-08
Протезирование детей с аномалиями развития верхних конечностей
Ортопедическая помощь при деформациях стоп и укорочении конечности
Косолапость
Полые стопы
Пяточная стопа
Отвисающая стопа
Конская стопа
Укорочение конечности

Часть I
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ
ДЕТЕЙ
Глава 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Реабилитация детей-инвалидов в нашей стране является одной из ведущих медико-социальных проблем, в которой важное место занимает протезно-ортопедическое снабжение, направленное на восстановление функции опорно-двигательного аппарата. Оно является завершающим этапом в комплексе восстановительного лечения заболеваний и деформаций опорнодвигательного аппарата.
Большое значение для оказания своевременной протезно- ортопедической помощи имеет тесный контакт между учреждениями здравоохранения и социального обеспечения, способствующий своевременному выявлению детей с дефектами и деформациями конечностей как приобретенного, так и врожденного характера, начиная с родильного дома. С этой целью еще в 1949 г. Министерство здравоохранения РСФСР предусматривало обязательную регистрацию всех новорожденных, у которых обнаружены деформации или дефекты конечностей, с последующим извещением детских консультаций по месту жительства новорожденного. Получив сведения, детские консультации обязаны немедленно организовать консультацию с ортопедом или хирургом и обеспечить проведение назначенного лечения на месте или в специальном ортопедическом учреждении.
В настоящее время для выявления и лечения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата существует развернутая сеть специализированных учреждений: детские ортопедические кабинеты, ортопедические стационары, специализированные санатории для детей с последствиями полиомиелита и для детей с церебральными параличами, в которых, наряду с лечением и ортопедическим снабжением, проводятся обучение и воспитание.
Для своевременного протезирования детей, подвергшихся ампутациям, лечебные учреждения здравоохранения должны немедленно выслать на протезно-ортопедические предприятия сигнальные карты. Протезно-ортопедическая помощь детям осуществляется учреждениями министерств социального обеспечения. Протезно-ортопедические объединения или предприятия представляют медико-технический комплекс, состоящий из двух взаимосвязанных частей — медицинского отдела и производственной части.
В медицинском отделе для приема детей, как правило, выделяется отдельный кабинет. Врач медицинского отдела тщательно осматривает ребенка, устанавливает степень подготовленности к протезированию; назначает конструкцию изделия в зависимости от возраста ребенка, уровня ампутации, состояния культи; снимает гипсовый слепок с культи для блокировки приемной гильзы; контролирует снятие мерки техником-протезистом. Эти данные записываются в карту протезирования и бланк заказа.
Врач должен учитывать, что протезирование детей имеет свою специфику и трудности, связанные с биологическими особенностями детского организма, в частности с продолжающимся ростом ребенка, и должно осуществляться строго индивидуально. Как правило, происходят отставание культи в росте, ее деформация, а при неправильном или несвоевременном протезировании могут возникнуть вторичные деформации в других отделах опорно-двигательного аппарата. При необходимости хирургической или консервативной подготовки культи к протезированию врач направляет ребенка в соответствующее лечебное учреждение сети Министерства здравоохранения по месту жительства или в клиники институтов протезирования.
Участие врача в примерке протезно-ортопедического изделия обязательно. При этом он обращает внимание на соответствие назначению и размерам подготовленного к примерке изделия, добиваясь тщательной подгонки приемной полости, уточняет и корректирует схему сборки; в случае необходимости вносит дополнительные поправки, назначает повторные примерки. Все уточнения и дополнения фиксируются в бланке заказа и карте протезирования, а в стационаре — в истории протезирования. При выдаче изделия врач проверяет, как ребенок пользуется изделием, не вызывает ли оно у него болезненных ощущений, наминов и пр. Врач инструктирует родителей ребенка по уходу за культей и протезом, тщательному контролю за правильным пользованием протезом и своевременной сменой изделия. Родители должны знать, что протезы нижних конечностей для детей до 3 лет заменяются через 6 мес, для дошкольников — через 8 мес, а детям школьного возраста — через год.
В процессе пользования протезы необходимо удлинять 3—4 раза по мере роста ребенка. Сроки замены протезов верхних конечностей менее определенны — они заменяются по мере роста. Врач ответствен за назначение детям только современных конструкций протезов.
В настоящее время протезно-ортопедические предприятия страны располагают современными конструкциями протезов верхних и нижних конечностей, разработанными Ленинградским НИИ протезирования, позволяющими обеспечить ортопедическую помощь детям всех возрастных групп и на все уровни ампутации.
Как правило, протезирование детей (как первичное, так и повторное) должно осуществляться в стационарах протезно- ортопедических предприятий, для чего в них выделяется специально оборудованная палата. Такие стационары осуществляют первичное, сложное и атипичное протезирование. Они имеют кабинеты лечебной физкультуры, физиотерапии, рентгеновский и трудотерапии, что позволяет производить определенную консервативную подготовку к протезированию, обучение пользованию протезно-ортопедическими изделиями, а детей старшего возраста — подключать к занятиям трудотерапией.
В особо сложных случаях (множественные врожденные и ампутационные дефекты, необходимость хирургической подготовки) протезирование производится в детских клинических отделениях научно-исследовательских институтов протезирования. В настоящее время в стадии практического решения находится специализация по вопросам детского протезирования ряда протезно-ортопедических предприятий Российской Федерации (Смоленского, Ростовского, Красноярского, Новокузнецкого и др.). Это позволит значительно улучшить качество лечения и протезирования детей с физическими дефектами, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи.
Кроме медицинского отдела со стационаром, протезно-ортопедические предприятия имеют и производственную часть. Особенностью протезного производства является то, что изделия собираются по индивидуальным заказам, но из готовых стандартных полуфабрикатов. Полуфабрикаты изготавливаются серийно: металлические — на Московском заводе протезных полуфабрикатов им. Н. А. Семашко, деревянные и пластмассовые— на Уфимском и Шакшинском заводах полуфабрикатов, резиновые — на экспериментальном заводе в Реутово. Готовые узлы централизованно направляются протезно-ортопедическим предприятиям. Таким образом, индивидуальными при протезировании являются изготовление приемной гильзы, выработка схемы, сборка протеза и др.
Особенностью конструкций протезов верхних конечностей для детей от 2 до 6 лет является то, что протезы собираются по модульной системе из унифицированных, максимально готовых полуфабрикатов. Узел «локоть—предплечье» может быть использован как в протезах плеча, так и после вычленения плеча. Это значительно упрощает сборку и подгонку протезов.
В протезах нижних конечностей с целью компенсации укорочения предусмотрена расставка за счет выдвижения щиколотки. Применение юстировочного приспособления дает возможность изменять схему сборки протеза во время примерки и ходьбы на протезе.
При изготовлении гильз широко используется пластмасса. Полиэтиленовые гильзы более легкие и обладают некоторыми амортизационными свойствами. Возможность легкой гигиенической обработки их имеет немаловажное значение при протезировании детей, особенно младшего возраста. В целях совершенствования работы протезных предприятий, а также для ускорения внедрения в практику разработок институтов с 1976 г. в системе протезной промышленности РСФСР была проведена реорганизация. Головные предприятия объединений являются опорными пунктами, к которым прикреплены близлежащие предприятия. Опорные пункты являются также базой институтов протезирования по апробации новых конструкций изделий и технологии их изготовления еще на стадии опытно-конструкторских разработок. Здесь же осуществляется внедрение первых промышленных образцов. Большую помощь опорным пунктам оказывают выездные бригады институтов в составе врача и инженера, закрепленных за определенными объединениями. В свою очередь, опорные пункты оказывают практическую помощь прикрепленным к ним предприятиям в освоении новых видов протезно-ортопедических изделий, снабжении полуфабрикатами, повышении квалификации кадров и др. Создание объединений позволяет шире использовать достижения науки и техники, применять прогрессивные технологические процессы, малую механизацию, быстрее осваивать производство новых видов изделий, повысить качество выпускаемой продукции. Все это будет способствовать улучшению протезно-ортопедической помощи населению.
Большая роль в организации протезно-ортопедической помощи детям отводится диспансерному наблюдению. Все дети до 16 лет, получившие протезно-ортопедические изделия, должны состоять на диспансерном учете в медотделе предприятия и в поликлинике по месту жительства. Сроки диспансерного наблюдения, порядок диспансеризации и взаимного оповещения медотдела протезно-ортопедического предприятия и поликлиники отражены в методических указаниях «Организация диспансерного наблюдения за протезируемыми». Ответственность за проведение диспансеризации возлагается на главных врачей протезных предприятий и лечебных учреждений по месту жительства. Диспансерное обслуживание предусматривает и активное выявление детей, нуждающихся в первичном протезировании.
Практика показывает, что еще нередки случаи несвоевременного обращения за протезно-ортопедической помощью. Причинами являются зачастую малая осведомленность родителей о возможности восполнения имеющегося у ребенка дефекта искусственной конечностью; недостаточное знакомство врачей лечебных учреждений с современными конструкциями протезно-ортопедических изделий и неправильное представление о возможных сроках протезирования. Бывают случаи направления на протезирование детей с порочными, не подготовленными к протезированию культями, и, кроме того, еще недостаточно тесна связь медицинских отделов протезных предприятий с учреждениями и органами здравоохранения, вследствие чего первичное протезирование некоторых детей осуществляется в сравнительно поздние сроки.
С целью устранения этих недостатков в 1973 г. министерствами здравоохранения и социального обеспечения были приняты практические меры, в частности направленные на своевременное выявление детей, нуждающихся в протезно-ортопедическом снабжении; на повышение квалификации хирургов, производящих ампутации, совершенствование системы первичного протезирования.
Протезно-ортопедические объединения и предприятия осуществляют практическое протезирование детей, проживающих в детских домах-интернатах, школах-интернатах, Домах малюток, санаториях системы социального обеспечения, просвещения и здравоохранения.
Дети с наиболее тяжелыми заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата, нуждающиеся в систематическом ортопедическом режиме, лечении и снабжении сосредоточены в детских домах-интернатах Министерства социального обеспечения РСФСР, а также в школах-интернатах Министерства просвещения и школах-интернатах, санаториях и лечебных учреждениях Министерства здравоохранения.
Детским домам системы Министерства социального обеспечения оказывается постоянная действенная помощь Московским и Ленинградским научно-исследовательскими институтами протезирования. Ежегодно бригады институтов выезжают в дома-интернаты для оказания помощи на месте и дачи рекомендаций по протезно-ортопедическому режиму.
Соблюдение необходимого ортопедического режима в домах- интернатах затруднено большим разнообразием нозологических и клинических форм заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата, требующих различных реабилитационных мероприятий. С целью улучшения протезно-ортопедической помощи в детских домах-интернатах в настоящее время проводится перепрофилизация последних соответственно клиническим формам: для детей с ампутационными и врожденными дефектами, церебральными параличами, миопатией и спинномозговыми грыжами и другими тяжелыми ортопедическими заболеваниями.
Это позволит целенаправленно заниматься реабилитацией, улучшить профессиональный рост кадров специалистов, строго соблюдать ортопедический режим, более полноценно осуществлять восстановительное лечение и протезно-ортопедическое снабжение детей однотипного контингента. Кроме того, это позволит наладить обучение, проводить профориентацию детей- инвалидов с последующей профессиональной подготовкой. Целесообразно, чтобы аналогичная работа была проведена и в учреждениях здравоохранения и просвещения.
В XI пятилетке для детей с дефектами конечностей намечено строительство в Ленинградской области специализированного детского дома-интерната по типу реабилитационного центра. Как уже указывалось, в нашей стране проблеме детского протезирования уделяется серьезное внимание. В ноябре 1978 г. было проведено I Республиканское совещание-семинар по организации протезно-ортопедической помощи детям, в работе которого приняли участие ученые, практики-врачи и инженеры, а также работники министерств Российской Федерации и братских республик. Были приняты рекомендации, направленные на улучшение организации протезирования детей, которые в настоящее время реализуются.
С целью дальнейшего совершенствования протезно-ортопедической помощи детям Ленинградским научно-исследовательским институтом протезирования продолжается работа по дальнейшему совершенствованию существующих конструкций протезов для детей и созданию новых. Так, учитывая большую вариабельность врожденных дефектов нижних конечностей, ведутся работы по созданию модульной системы протезов повышенной функциональности для этого контингента детей. Совершенствование протезов верхних конечностей идет по пути использования для управления ими внешних источников энергии. Ведутся разработки специальных протезов для учебы, игр, спорта. Разработаны методики и типовые приспособления для создания небольших спортивных площадок при детских домах- интернатах и стационарах протезно-ортопедических предприятий.



 
« Проблема патологии роста в детском возрасте   Противоопухолевые препараты »