Начало >> Статьи >> Архивы >> Протезирование детей с дефектами конечностей

Протезирование детей с дефектами нижних конечностей - Протезирование детей с дефектами конечностей

Оглавление
Протезирование детей с дефектами конечностей
Организация протезно-ортопедической помощи
Опорно-двигательный аппарат ребенка в онтогенезе
Патологические изменения
Деформация культей
Изменения формы культи при наличии костного блока берцовых костей
Деформации культи, вызванные обширными спаянными рубцами
Деформация эпифизов усеченных сегментов
Особенности перестройки дистального отдела усеченных костей
Деформация берцовых костей во фронтальной плоскости
Деформации коленного сустава и культи голени в сагиттальной плоскости
Недоразвитие бугристости большеберцовой кости
Деформация культи малоберцовой кости
Изменение шеечно-диафизарного угла после ампутации нижних конечностей
Клиническое обследование
Биомеханические методы
Соматометрические методы
Кинезиологические методы
Физиологические методы
Особенности ампутации у детей
Ампутация плеча
Ампутация голени, бедра, стопы
Особенности реампутации в детском возрасте
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование, детей с дефектами верхних конечностей
Художественное конструирование предметов труда и быта
Физиотерапевтическое лечение
Лечебная физическая культура
Игровые средства передвижения для детей с дефектами конечностей
Хирургическая подготовка к протезированию
Операции, ликвидирующие пороки и заболевания культи
Создание дополнительных источников управления протезами с внешними источниками энергии
Анатомическое удлинение культей с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов
Функциональное удлинение культи плеча
Операции, направленные на совершенствование системы крепления протезно-ортопедических изделий
Ортопедические операции при врожденных недоразвитиях конечностей
Послеоперационный период
Протезирование детей с дефектами верхних конечностей
Протезирование при дефектах предплечья
Протезирование при дефектах  плеча
Протезирование при дефектах после вычленения плеча
Стенд для объективной оценки результатов протезирования
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование при дефектах голени
Особенности изготовления протезов голени
Эксплуатация протезов голени
Особенности изготовления протезов ПН3-54 и ПП3-55
Протезирование при дефектах бедра
Протезирование при дефектах после вычленения бедра
Протезирование при врожденных аномалиях развития нижних конечностей
Особенности изготовления протезов ПН9-07 и ПН9-08
Протезирование детей с аномалиями развития верхних конечностей
Ортопедическая помощь при деформациях стоп и укорочении конечности
Косолапость
Полые стопы
Пяточная стопа
Отвисающая стопа
Конская стопа
Укорочение конечности

Глава 6
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПЕРВИЧНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ
Протезирование детей существенно отличается от протезирования взрослых. Его специфику определяют биологические особенности растущего организма: незрелость психомоторных функций, незавершенность формирования и высокая пластичность костно-мышечной системы, вариативность анатомо-физиологических параметров детей различных возрастных групп, особенности формирования культи в процессе роста в патологических условиях.

Общее физическое развитие ребенка находится в прямой зависимости от уровня его двигательной активности. Поэтому раннее рациональное протезирование, восстанавливая опорную функцию конечности и близкий к нормальному двигательный режим ребенка, создает условия, необходимые для правильного развития опорно-двигательного аппарата и психики и в будущем — полноценного участия в общественно полезной деятельности.

Таблица 19. Протезы нижних конечностей для детей

Запоздалое протезирование детей с дефектами верхних конечностей также приводит к тому, что неблагоприятные последствии потери конечности в периоде роста проявляются особенно резко. Ребенок должен «расти с протезом». Дети сравнительно легко осваивают пользование протезами, по закрепление выработанных навыков у них требует большего времени, чем у взрослых.
Протезирование детей должно обязательно проводиться в условиях стационара и всякий раз завершаться обучением пользованию протезом.
В отличие от взрослых протезирование детей непосредственно после ампутации должно носить первично-постоянный характер. Это объясняется спецификой детского возраста, продолжающимся ростом и формированием опорно-двигательного аппарата и организма в целом.
Первичное протезирование ставит следующие цели:

  1. формирование культи, разработку подвижности в суставах, укрепление мышц, выработку равновесия;
  2. раннее восстановление функции опоры и передвижения и, следовательно, естественного двигательного режима ребенка;
  3. выработку наиболее рациональных навыков ходьбы в новых условиях;
  4. выявление функциональных возможностей ребенка и его культи, определение показанного вида протезирования и параметров сборки протеза.

Противопоказания к протезированию всегда носят временный характер и связаны с раневым процессом или некоторыми болезнями культи (остеомиелит, лигатурные свищи, выстояние костного опила, гипертрофические и болезненные рубцы).

ПРОТЕЗИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ДЕФЕКТАМИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Последствия ампутации или врожденного недоразвития конечности в детстве могут быть предотвращены своевременным протезированием. Опорно-двигательный аппарат ребенка подготовлен к ходьбе к концу первого года жизни, в этом периоде ребенок и должен получить протез. Кроме функциональности, косметичности и прочности, протезы для детей (табл. 19) должны соответствовать их возрастным особенностям.
Протез для малышей (до 2—3 лет) должен обладать достаточной функциональностью, допускать нормальную подвижность в шарнирах, иметь стопу с хорошими амортизационными свойствами, облегчающими перекат. Непременным требованием является возможность удлинения протеза по мере роста ребенка. Материал, из которого изготавливается протез для детей младшего дошкольного возраста, должен допускать частую гигиеническую обработку и не вызывать раздражение нежной кожи ребенка. Особенным должно быть и крепление протеза на культе: важно не допускать сжатия мягких тканей бедра или туловища. В качестве дополнительного крепления у детей младшего возраста применяется крепление к лифчику.
Требования к протезам для старших детей иные. Стопа протеза должна обязательно иметь голеностопный шарнир, материалы для приемных гильз должны применяться более прочные, крепление протеза к поясу или бандажу — как у взрослых. Общие требования к протезам для всех групп возрастных и всех уровней дефекта — возможность не только удлинения параметров протеза, но и коррекции схемы.
Теоретическая разработка единой схемы построения протеза для детей в широком возрастном интервале крайне затруднена различием антропологических свойств детей. Специальными телерентгенографическими исследованиями у детей выявлены три варианта анатомического строения нижних конечностей (вальгусные, варусные, прямые). У малышей преобладает О-образная форма ног, но и у них установлено наличие различных вариантов. Анализ боковых фотограмм показал, что в сагиттальной плоскости схема строения нижних конечностей у малышей также вариабельна.
Существенной особенностью детей младшего возраста является имеющая место у них эволюция схемы нижних конечностей на протяжении одного года.
Клинико-рентгенологическое изучение результатов протезирования детей и взрослых, перенесших ампутацию в детском возрасте, показало наличие у многих из обследованных различных деформаций культи, связанных в большинстве случаев с неправильным протезированием. Исследования с использованием специальных датчиков показали, что при ходьбе на коротком или длинном протезе резко возрастают удельные нагрузки на посадочные места культи, что оказывает неблагоприятное влияние на ростковые зоны.
Основным морфологическим субстратом, реагирующим на реактивные силы опоры, возникающие при ходьбе на протезе, является метаэпифизарная зона роста берцовых костей. У большинства детей она, как и щель коленного сустава, располагается горизонтально. Специфические условия передачи тяжести тела на боковые поверхности культи в приемной гильзе протеза таковы, что наиболее равномерно зона роста нагружается при отвесном положении культи.
Таким образом, при выборе индивидуальных параметров сборки протезов голени для детей решающим является обеспечение равномерной нагрузки на ростковые зоны и, тем самым, предупреждение развития деформации культи. Эти исследования и практика экспериментального протезирования позволяют рекомендовать преимущественно для детей «нулевую» схему сборки, протеза, т. е. с расположением центра голеностопного шарнира на одной вертикали с центром коленного сустава.

Вследствие наличия различных анатомических вариантов строения нижних конечностей (и культей) у детей с преимущественной нагрузкой на их боковые поверхности при ходьбе на протезе возникают моменты, увеличивающие отведение или приведение культи в зависимости от ее первоначальной ориентации.
У детей с вальгусным или варусным строением ног протез, построенный по «нулевой» схеме, будет способствовать изменению ориентации культи из крайнего положения на отвесное, предотвращая возникающие деформации. В процессе пробной носки обязательно предусматривается возможность коррекции схемы. При построении протезов бедра для детей целесообразно руководствоваться принципом анатомо-функционального подобия, а также учитывать увеличение шеечно-диафизарного угла.
Вследствие указанной особенности детей с культями бедра и относительной недостаточности отводящих мышц приемную гильзу следует устанавливать на приведение. Такое положение культи способствует улучшению функции мышц, удерживающих таз в горизонтальном положении.
Учитывая сравнительно небольшое число детей с ампутационными дефектами, большую вариабельность размеров культи, особенно бедра, подчеркнуто коническую форму в связи с продолжающимся ростом, серийный выпуск приемных полостей гильз к протезам для детей нецелесообразен. Их рекомендуется изготавливать индивидуально по слепкам, строго соблюдая соответствие «жестких» размеров культи и приемной полости гильзы протеза.
В отличие от взрослых детям следует изготовлять протез с тонкостенной приемной гильзой из жестких материалов, чаще всего из пластмассы, обычно полиэтилена высокого давления (более эластичного, «мягкого») для малышей до 6-летнего возраста и низкого или среднего давления — для более старших детей.
Приемные гильзы протезов голени изготавливаются с глубокой посадкой. После ампутации на уровне средней и нижней трети, при отсутствии деформации культи во фронтальной (вальгус, варус) и сагиттальной (контрактура, рекурвация) плоскостях может назначаться протез без гильзы бедра. При этом надо иметь в виду, что при ходьбе на таком протезе резко увеличивается нагрузка на посадочные области. У детей это может оказаться не безразличным для правильной функции ростковых зон. Поэтому при назначении протезов без бедренной гильзы необходимы осторожность и особо тщательное наблюдение за детьми.
Своеобразие атрофических процессов детской культи бедра с превалированием фронтального размера над сагиттальным диктует необходимость построения гильзы, увеличенной в поперечном направлении.

Снятие мерки. Мерка снимается по общим правилам. На  плотной бумаге делается обчерк здоровой конечности и культи в двух плоскостях: фронтальной (при положении конечности и культи задней поверхностью на листе бумаги) и сагиттальной (при положении конечности и культи наружной поверхностью на листе бумаги). После односторонней ампутации, кроме того, делают обчерк сохранившейся стопы при ее нагрузке. После нанесения обчерка производятся линейные и круговые измерения ампутированной и здоровой конечностей, а также туловища. Длина здоровой стопы измеряется по обчерку от середины контура пятки до конца большого пальца.
Круговые размеры стопы измеряют на уровне головок плюсневых костей, на высоте продольного свода через ладьевидную кость и на уровне пятки и голеностопного сустава спереди.
Длина гильзы голени со стопой (от коленных шарниров до пола) определяется измерением расстояния от надмыщелков бедра здоровой конечности до пола (внутренней лодыжки).
У детей после ампутации голени необходимо измерять длину бедер. При наличии укорочения бедра на стороне ампутации размер «пол — колено» соответственно увеличивается.
При снятии мерки на протез без гильзы бедра размер «пол — колено» следует увеличить на 2 —4 см, а для протеза с гильзой бедра — на 1 —1,5 см по сравнению с размером, снятым со здоровой голени.
Длина протеза па культю бедра определяется измерением расстояний (снаружи) от верхнего края (верхушки) большого вертела, сзади от седалищного бугра («тубера») и снутри от промежности здоровой конечности до пола при строго вертикальном положении больного и правильном положении таза.
При снятии мерки на протез голени измеряются периметры дистальной части культи, середины, под коленом и на уровне колена. При назначении протеза с гильзой бедра измеряют периметр над коленом и на уровне концов шин. Данные измерений записывают па бланке заказа снаружи от линии обчерка культи точно на уровне измерений. Это необходимо для последующего контроля за правильностью изготовления слепка.
При снятии мерки на протез бедра, кроме периметров культи на уровне промежности, в средней и нижней трети, измеряют с помощью акушерского тазомера или штангенциркуля с удлиненными браншами фронтальный и сагиттальный ее размеры и размер «длина промежности» — расстояние от седалищного бугра до места прикрепления приводящих мышц. Этот размер должен быть точно выдержан на слепке и в приемной гильзе.
Гипсовый слепок с культи бедра снимают в положении больного «стоя» при естественной физиологической ориентации культи. На культю натягивается капроновый чулок, закрепляющийся двумя кровоостанавливающими зажимами к концам эластического плечевого тяжа, переброшенного через противоположное культе надплечье ребенка. К концу чулка крепится груз в 2—3 кг с тем, чтобы создать равномерное распределение и напряжение мягких тканей по протяжению культи. На чулке после тщательной пальпации и измерений химическим карандашом наносятся границы «промежности», т. е. расстояние от середины толщи сухожилий в месте начала приводящих мышц до середины вершины седалищного бугра, область большого вертела, прямой мышцы бедра. На чулке же проводится по передней поверхности ось направления культи и воображаемой вертикали: эти две линии будут отражать угол наклона оси приемной гильзы протеза, угол приведения культи бедра у данного ребенка. Накладываются на культю туры гипсового бинта, и еще до застывания гипса производится моделирование слепка — поджатием большим и указательным пальцами раскрытой кисти сзади создается посадочная площадка в виде горизонтального отвала соответственно седалищному бугру и ягодичной складке.
Спереди, примерно соответственно области скарповского треугольника, создается пелот высотой 0,5—0,8 см; при вдавливании стенки одновременно по ходу начала приводящих мышц формируется желоб. Моделируются завертельный пелот и латеральный пелот для нагрузки области илиотибиального тракта. Таким способом получается гипсовый негатив. Гипсовый позитив изготавливается по обычной технологии; поперечные размеры по трем уровням сверяются с данными мерки.
Позитив наращивается, как принято, в дистальном конце на длину соответственно размеру тубер — колено так, чтобы низ полиэтиленовой гильзы по диаметру соответствовал сечению коленной чашки (протезов бедра завода им. Н. А. Семашко, ПН6-39—80, 90 или 100 мм; или полиэтиленовой чашки протеза ЛНИИП — 65 или 78 мм). На гипсовом позитиве выдерживаются контуры и размеры, в частности промежности, который строго индивидуален для каждого ребенка (рис. 31). Его соблюдение обеспечивает хорошую подгонку посадочного кольца протеза.
Сечение детской культи бедра в горизонтальной плоскости на уровне промежности представляет фигуру неправильной трапеции с закругленными краями, с основанием кнаружи, так как наружный парасагиттальный размер культи больше, чем длина промежности. Фронтальный размер «промежность — вертел» у детей больше сагиттального на 10—18%. Таким образом, сама форма детской культи бедра обусловливает целесообразность изготовления приемной гильзы, вытянутой в поперечном направлении. При небольших сроках после ампутации, когда изменения в соотношении размеров выражены нерезко, а также при длинных культях приемную полость следует изготовлять с преобладанием сагиттального размера.


Рис. 31. Гипсовый позитив для изготовления гильзы бедра, а — вид спереди; б— вид сзади.

Протезы голени детям назначаются с глубокой посадкой. В протезах с гильзой бедра боковые стенки делаются на уровне мыщелков бедра, передняя стенка захватывает нижнюю часть надколенника; в протезе без гильзы бедра боковые стенки гильзы голени охватывают мыщелки бедра и надколенник.
Перед наложением гипсовых бинтов чернильным карандашом отмечают на культе вершины надмыщелков бедра, середину надколенника, костные выступы и болезненные места. На участки культи, которые необходимо освободить от нагрузки (бугристость и гребень большеберцовой кости, головка малоберцовой кости, бугорок наружного мыщелка большеберцовой кости), клеолом наклеиваются кожаные или войлочные накладки. На культю надевают тонкий трикотажный или капроновый чулок. Накладывают гипсовые бинты, захватывая весь коленный сустав. Тщательно моделируют все контуры сустава и культи и особенно в области собственной связки надколенника. На боковых поверхностях негатив плотно приглаживают и поджимают вверх, имитируя нагрузку на культю. Плотное моделирование негатива с боковых поверхностей позволяет освободить от давления заднюю и переднюю поверхность культи. Негатив делают в положении сгибания колена: при изготовлении гильзы без захвата надколенника — на 5—7°; с захватом надколенника — на 10—15°.
При изготовлении негатива для протеза без гильзы бедра необходимо произвести примерку негатива. Для этого на негативе наносят линию обрезки верхнего контура, как это необходимо для гильзы протеза, надрезают верхний край в области надколенника и снимают негатив. Далее делают предварительную его обрезку. Задний край надсекают. На конце негатива делают отверстие, через которое пропускают капроновый чехол. Чехол и затем негатив снова надевают на культю, протягивают мягкие ткани. Согнув колено до предела, моделируют задний контур негатива. При этом самой культей создается отвал, необходимый для беспрепятственного сгибания колена. Спереди выше надколенника негатив моделируют дополнительно. Края разреза накладывают друг на друга и делают небольшой отвал.
Гипсовый позитив удлиняют настолько, чтобы длина его была равна гильзе голени до щиколотки. Направление удлиняющей части должно соответствовать мысленной механической оси конечности, соединяющей центры тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Обработка позитива состоит только в сглаживании неровностей и удалении небольшого слоя гипса (1—2 мм) по окружности на участках, выносливых к нагрузке. При этом необходимо строго выдерживать размеры, указанные на мерке. В области середины собственной связки надколенника на позитиве делают углубление для пелота шириной 10—12 мм, протяженностью 20—25 мм, глубиной 8— 10 мм.
При изготовлении позитива для протеза без гильзы бедра, как правило, приходится удалять часть гипса выше надмыщелков бедра. Поперечный размер позитива в этой области должен быть равен поперечному размеру согнутого коленного сустава, измеряемому штангенциркулем при умеренном сдавливании мягких тканей.
После ампутации нижних конечностей и полного заживления раны ребенок госпитализируется в стационар протезно- ортопедического объединения для изготовления первичного протеза. Последний может быть изготовлен и в травматологическом стационаре с использованием стандартных полуфабрикатов детских протезов голени и бедра, которые получают на протезно-ортопедических предприятиях. Использование стандартных полуфабрикатов способствует с самого начала выработке правильного стереотипа и облегчает обучение ходьбе. Приемная гильза первичного протеза может быть изготовлена из гипса. В последние годы широко используются металлические и пластмассовые гильзы максимальной готовности, которые меняются по мере формирования культи ребенка.
Изготовление первичного протеза бедра. В зависимости от возраста ребенка и уровня дефекта подбираются полуфабрикаты: стопа, соответствующая размеру сохранившейся стопы ребенка, узел «колено—голень» и крепление. Для детей до 6 лет используются пластмассовые полуфабрикаты конструкции ЛНИИП — ПН6-42;6—13 лет — полуфабрикаты протеза
ПН6-39, для подростков — ПН6-35. К чашке коленного узла прибиваются 3 пластинки из листов жести длиной 10—15 см, шириной 2 см для крепления дистальной части протеза к гильзе бедра. Перед изготовлением гипсовой приемной гильзы врач должен хорошо изучить культю, определить ее форму, направление, тургор мягких тканей, возможность частичной нагрузки на конец культи, болезненные участки и костные выступы.
Очень важно хорошо нащупать седалищный бугор, вершину большою вертела, определить степень выраженности аддукторов, расстояние между седалищным бугром и серединой промежности, а также высоту последней.
Протез изготовляется в положении больного стоя. При этом перекос таза во фронтальной и сагиттальной плоскостях должен быть полностью устранен, и культе нужно придать такое положение, какое она должна будет занимать в протезе.
Когда есть уверенность, что положение ребенка устойчивое, а культи — правильное, приступают к изготовлению приемной гильзы. Делать это должны обязательно двое — врач и техник или медицинская сестра. Если конец культи покрыт нормальной кожей и нет выстояния костного опила, гильзу следует изготовлять по типу тотально-контактной, которая обеспечивает нагрузку не только на область посадочного кольца, но и по всей поверхности культи, включая конец культи. По форме конца культи из пенополиуретана вырезается опорная подушка толщиной 1 —1,5 см, которая прикладывается к концу культи. На культю натягивается трикотажный чехол. Если тотально-контактная гильза не показана, под конец культи подкладывается ком ваты толщиной 5—6 см, который после изготовления гильзы вынимается, что освобождает конец культи от нагрузки. На культю накладываются туры гипсового бинта, начиная сверху вниз. В области сиденья накладывают 3—4 слоя. До застывания гипса производится моделирование приемной полости по описанной ранее методике. После затвердения гипса к гильзе 1—2 гипсовыми бинтами прикрепляется дистальная часть протеза. Направление ее во фронтальной плоскости должно быть таковым, чтобы воображаемая линия нагружения протеза проходила через проекции центров тазобедренного сустава, коленного и голеностопного шарниров. Пока гипсовые бинты, фиксирующие протез к гильзе, еще не затвердели, больному предлагают стать на протез. При этом уточняется схема сборки протеза, после чего дистальная часть протеза окончательно фиксируется к гильзе. Не снимая протеза, размечают места крепления протеза и прорисовывают линию обрезки верхнего края гильзы. Протез снимается, края гильзы обрезаются и заглаживаются по правилам обработки гипсовой повязки. В передневнутренней стенке гильзы вырезается отверстие для протягивания чехла. При двусторонних дефектах протезы изготовляются в положении больного лежа на спине с подложенной под таз жесткой подушкой.

Изготовление первичного протеза голени.

Используются полуфабрикаты постоянных протезов для детей: до 6 лет — ПНЗ-48 и ПНЗ-49, от 6 до 13 лет —ПНЗ-45 и ПНЗ-50. Для крепления гипсовой гильзы голени к щиколотке или металлической заготовке (протеза ПНЗ-50) прибиваются три пластины из листовой жести длиной 15—17 см.

Гипсовую приемную полость изготовляют с глубокой посадкой с захватом надколенника, как правило, без гильзы бедра.
Гильзу голени изготовляют в положении больного сидя. Перед наложением бинтов определяют положение вершин надмыщелков, надколенника, вышестоящие костные выступы. Участки культи, которые необходимо высвободить от нагрузки (бугристость и гребень большеберцовой кости, бугорок наружного мыщелка большеберцовой кости), защищают кожаными пли войлочными накладками или комочками ваты. Под конец культи подкладывают ком паты толщиной 5-7 см. На культю натягивают трикотажный чехол или чулок и при этом вату под концом культи расправляют через чехол таким образом, чтобы она тонким слоем покрывала боковые поверхности конца культи. Если концевая поверхность культи покрыта полноценной кожей и нет выстояния костных опилов, гильзу изготовляют тотально-контактной. В таких случаях под конец культи подкладывается тонкий слой пенополиуретана, вырезанный соответственно размеру и форме концевой поверхности. Гипсовые бинты накладывают, захватывая надколенник и мыщелки бедра при согнутом иа 10—15° колене. Тщательно моделируют все контуры сустава и культи, особенно места нагрузки иа собственную связку надколенника, супрапателлярную область и мыщелки бедра. Освобождают от нагрузки гребень большеберцовой кости и головку малоберцовой кости, икроножную мышцу. На боковых поверхностях гильзу плотно приглаживают и поднимают вверх, имитируя нагрузку на культю. После затвердения гильзы к ней пригипсовывают дистальную часть протеза таким образом, чтобы проекция центров коленного сустава и голеностопного шарнира во фронтальной плоскости находилась на одной оси. Прочерчивается контур обрезки верхнего края гильзы. Сзади освобождаются сухожилия сгибателей коленного сустава. Протез снимается. Верхний край гильзы обрабатывается. После просушки пришивается крепление протеза; в случае ампутации бедра подбедренный ремешок, кожаный вертлуг крепятся к кушаку или лифчику (у детей младшего возраста). Протез голени крепится с помощью уздечки к поясу для чулок или лифчику.
Приемная полость заменяется на новую по мере того, как становится широкой относительно периметров формирующейся культи. Опыт показывает, что обычно приходится изготовлять новую полость через 1—2 нед.
Первичный протез может быть изготовлен и при протезировании на операционном столе (экспресс-протезирование). После операции в рану вставляется дренаж. Поверх асептической повязки надеваются специальный хлопчатобумажный чехол и тонкий лист пенополиуретана, выкроенный по форме культи и склеенный полосками липкого пластыря. Зачем изготовляется гипсовая приемная полость, в которой делается отверстие для вывода дренажа наружу. После затвердения приемной полости к ней пригипсовывается заранее заготовленная дистальная часть протеза сразу на операционном столе или спустя 2—3 дня. На 4—5-й день ребенка начинают обучать стоянию и ходьбе.
Протез снимается на 12-е сутки, снимаются швы и изготавливается новый протез, но без пенополиуретановой прокладки. По наблюдениям В. Л. Бердникова и др. (1977), при экспресс- протезировании, как правило, послеоперационный отек не развивается и сроки постоянного протезирования сокращаются.
При наложении на культю дистракционного аппарата (В. И. Филатов и др.) также целесообразно первичное протезирование. Протез может быть изготовлен через несколько дней после наложения дистракционного аппарата. В нем предусмотрены разгрузка на бедро (бедренная гильза) и частичная опора на конец культи. Нагрузка на кольца аппарата минимальная — только для предотвращения вращательных движений культи по отношению к протезу. В последнем имеются стопа и щиколотка, соединенная с кожаной гильзой бедра металлическими шинами. Опорная чашка телескопически входит в трубу щиколотки и фиксируется к дистальному кольцу дистракционного аппарата посредством эластических тяг. Перед надеванием протеза отсоединяется бедренная гильза. Дистальные части шин проводятся во фронтальной плоскости между спицами дистракционного аппарата. Культя голени вставляется в опорную чашку, имеющую подушку из полиэтилена. Затем надевается гильза бедра и соединяется с протезом в шарнирных соединениях шин. Больной встает, опорная чашка закрепляется так, чтобы больной испытывал небольшое давление на конец культи. Бедренная гильза шнуруется, и закрепляются эластические тяги к дистальному концу аппарата. Вначале больной пользуется костылями, затем тростью. Через неделю разрешается ходьба без дополнительной опоры.



 
« Проблема патологии роста в детском возрасте   Противоопухолевые препараты »