Начало >> Статьи >> Архивы >> Протезирование детей с дефектами конечностей

Лечебная физическая культура - Протезирование детей с дефектами конечностей

Оглавление
Протезирование детей с дефектами конечностей
Организация протезно-ортопедической помощи
Опорно-двигательный аппарат ребенка в онтогенезе
Патологические изменения
Деформация культей
Изменения формы культи при наличии костного блока берцовых костей
Деформации культи, вызванные обширными спаянными рубцами
Деформация эпифизов усеченных сегментов
Особенности перестройки дистального отдела усеченных костей
Деформация берцовых костей во фронтальной плоскости
Деформации коленного сустава и культи голени в сагиттальной плоскости
Недоразвитие бугристости большеберцовой кости
Деформация культи малоберцовой кости
Изменение шеечно-диафизарного угла после ампутации нижних конечностей
Клиническое обследование
Биомеханические методы
Соматометрические методы
Кинезиологические методы
Физиологические методы
Особенности ампутации у детей
Ампутация плеча
Ампутация голени, бедра, стопы
Особенности реампутации в детском возрасте
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование, детей с дефектами верхних конечностей
Художественное конструирование предметов труда и быта
Физиотерапевтическое лечение
Лечебная физическая культура
Игровые средства передвижения для детей с дефектами конечностей
Хирургическая подготовка к протезированию
Операции, ликвидирующие пороки и заболевания культи
Создание дополнительных источников управления протезами с внешними источниками энергии
Анатомическое удлинение культей с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов
Функциональное удлинение культи плеча
Операции, направленные на совершенствование системы крепления протезно-ортопедических изделий
Ортопедические операции при врожденных недоразвитиях конечностей
Послеоперационный период
Протезирование детей с дефектами верхних конечностей
Протезирование при дефектах предплечья
Протезирование при дефектах  плеча
Протезирование при дефектах после вычленения плеча
Стенд для объективной оценки результатов протезирования
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование при дефектах голени
Особенности изготовления протезов голени
Эксплуатация протезов голени
Особенности изготовления протезов ПН3-54 и ПП3-55
Протезирование при дефектах бедра
Протезирование при дефектах после вычленения бедра
Протезирование при врожденных аномалиях развития нижних конечностей
Особенности изготовления протезов ПН9-07 и ПН9-08
Протезирование детей с аномалиями развития верхних конечностей
Ортопедическая помощь при деформациях стоп и укорочении конечности
Косолапость
Полые стопы
Пяточная стопа
Отвисающая стопа
Конская стопа
Укорочение конечности

Конечной целью ЛФК являются развитие двигательных навыков применительно к пользованию протезами и выработка нового динамического стереотипа, максимально соответствующего возрастным особенностям ребенка. Эта задача решается в направлении оздоровления всего организма — укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, выработки равновесия, развития координации, силы мышц и общей выносливости, гибкости, профилактики нарушений осанки, развития новых компенсаторных навыков при пользовании протезами, а также развития двигательной функции — подвижности в суставах и выносливости, опороспособности, мышечно-суставной чувствительности.
Основу лечебной физической культуры составляют физические упражнения, а также различные виды физической культуры, спортивные упражнения и игры, применяемые с лечебной целью. Физические упражнения условно разделяются на общеукрепляющие и специальные. Первые воздействуют на организм в целом, вовлекая в движение здоровые части тела, вторые разрешают частные задачи с учетом клинических проявлений дефекта.
Для повышения двигательных функций разработано около тысячи специальных упражнений: для профилактики и лечения контрактур, плоскостопия, дефектов осанки; для развития силы и выносливости культи, тренировки мышечно-суставной чувствительности, «воспитания» спорности культей и др.
Многообразие упражнений позволяет использовать их с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей больных и составлять разнообразные комплексы уроков. Специальные упражнения применяются в сочетании с общеукрепляющими.
В методике лечебной физической культуры после ампутаций выделяются три периода: послеоперационный, подготовительный и период обучения пользованию протезами. Послеоперационный период (7—14 дней) — до снятия швов, подготовительный (14—30 дней)—до получения первичного протеза и период обучения — индивидуально до полноценного освоения пользования протезом.
С первых часов после операции проводятся дыхательная гимнастика и упражнения для сохранившейся конечности и мышц туловища. С 5—6-го дня добавляются осторожные движения в неиммобилизированных суставах культи, а у детей с 4—5-летнего возраста — фантомно-импульсивная гимнастика. После ампутации нижней конечности с 7—8-го дня разрешается вставание и включаются упражнения на равновесие. При выполнении экспресс-протезирования осторожная ходьба под контролем методиста разрешается с первых послеоперационных дней. После ампутации верхней конечности при отсутствии осложнений ходьба под наблюдением персонала разрешается со 2—3-го дня. Рекомендуется возможно раннее формирование компенсаторных действий по самообслуживанию (вставание из разных положений, умывание, причесывание, прием пищи сохранившейся рукой или использование простейших приспособлений для самообслуживания — при двустороннем дефекте).
Необходимо учитывать также свойственные детям разного возраста особенности функционирования нервной системы, не допуская развития у них утомления. Поэтому предпочтительны кратковременные (по 15 мин) занятия, проводимые 3—4 раза в день, по возможности групповые (по 3—4 ребенка). Они должны соответствовать уровню психического развития детей, учитывать индивидуальные особенности. Для детей младшего возраста занятия должны носить игровой характер и имитационный, чередоваться с отдыхом и сопровождаться поощрением.
В зависимости от периода подготовки больного и уровня дефекта занятия ЛФК проводятся в помещениях для занятий ЛФК, а также в местах дневного пребывания детей (игровая или классная комнаты, столовая, учебно-тренировочная площадка с различными дорожками и устройствами для обучения ходьбе в условиях улицы и пользованию общественным транспортом).

Рис. 37. Игровые электронные автоматы в период подготовки детей к протезированию

Помещения для занятий ЛФК, помимо обычного спортивного инвентаря (гимнастические стенки, скамейки, палки, подвесные блоки, мячи, медицинболы и др.), должны быть оснащены детской мебелью, горками со ступеньками, манежами для ходьбы, параллельными брусьями, переносными барьерами разной высоты, имитирующими препятствия. Должно быть много разнообразных, желательно ярких игрушек — деревянных, резиновых, надувных, пластмассовых. Для контроля за движениями и осанкой устанавливаются зеркала на противоположных стенках. На полу оборудуются различной ширины дорожки со следками.
Необходимы специальные приборы и приспособления для тренировки опорности культей, мышечно-суставного чувства, силы и выносливости, разработки контрактур, набор различных приспособлений — имитаторов бытовых приборов, стенд для определения эффективности пользования протезами верхних конечностей, игровые электронные автоматы (рис. 37) и детские средства передвижения.
Ребенка с дефектом конечности необходимо активно приобщать к физической культуре и разнообразным спортивным играм с помощью как протезов, так и специальных индивидуальных приспособлений (рис. 38). Такая комплексная подготовка помогает более полноценной компенсации дефекта и возвращению ребенка в круг здоровых сверстников. Для этого должны быть созданы необходимые условия.

Рис. 38. Игра в настольный теннис после двусторонней ампутации плеча.
Из средств физической культуры для детей с дефектами конечностей используются: езда на велосипеде, детских педальных машинах, картах (рис. 39), плавание, ходьба на лыжах, катание на волокушках, на коньках, а также спортивные игры
(баскетбол, обычный и сидячий волейбол, бадминтон, городки, настольный теннис и др.) (рис. 40).
Лечебная физкультура при дефектах нижних конечностей.
В послеоперационном периоде, помимо дыхательных и общеукрепляющих упражнений, проводятся фантомно-импульсивная гимнастика, движения в сохранившейся конечности, подготовка к вертикальному положению и ходьбе. Постепенно, с возрастающей амплитудой и нагрузкой включаются упражнения в суставах усеченной конечности. В подготовительный период необходимо укрепить организм, развить подвижность в суставах, улучшить координацию, силу и выносливость, опороспособность культи, подготовить кожу к нагрузкам в протезе. Производится разработка подвижности в суставах до полной амплитуды и укрепление мышц культи путем активных, активно-пассивных упражнений, упражнений с грузом на блоке, упражнений с сопротивлением грузу. Путем специальных физических упражнений достигается существенное укрепление определенных функциональных групп мышц, участие которых в ходьбе на протезе исключительно важно: на бедре — ягодичных (предупреждение феномена Тренделенбурга и хромоты) и ишиокруральных (активное участие в «замыкании» коленного шарнира протеза в начале интервала опоры в виде отталкивания культи и приемной полости назад), икроножной мышцы на голени, участвующей в разгибании коленного сустава при нагружении протезированной конечности. Включаются упражнения в легком давлении на участки посадочной области.


Рис. 39. Средства передвижения детей с дефектами конечностей.


Рис. 40. Детский игровой комплекс.

Специальные упражнения и занятия проводятся в период первичного протезирования ребенка.
Лечебная физкультура при дефектах верхних конечностей. Необходимо проводить тренировку остаточных функций культей или рудиментов конечностей. При этом очень важно использовать общеукрепляющую гимнастику. В качестве упражнений, укрепляющих мышцы туловища, целесообразны: разгибание спины лежа на животе; боковые движения в том же положении; вставание из положения лежа на спине.
С 5—6 мес жизни ребенка применяются специальные упражнения, активизирующие самостоятельные повороты в положении лежа, переход в положение сидя; с 8—9 мес — вставание и ходьба, захват и игра с погремушками, а в последующем— с игрушками в целях подготовки к простейшим навыкам самообслуживания и формирования у ребенка представлений о цвете, форме, размере, массе, особенностях материала, из которого изготовлена игрушка. Вначале должны использоваться игрушки, форма которых облегчает их захват одной или двумя культями; затем применяются простейшие приспособления (манжетка), облегчающие пользование игрушками.
В дошкольном и школьном возрастах применяются упражнения, укрепляющие мышцы культи и надплечья, корригирующие дефекты осанки. Стимулируется возрастное развитие ходьбы, бега, лазания, а также общей координации и равновесия. С успехом применяются игровые электронные автоматы и детские средства передвижения, которые способствуют развитию координации, быстроты реакции и других качеств.
Особого внимания требуют дети с амелией верхних конечностей и после двустороннего вычленения в плечевых суставах. У них затруднены выработка и удержание равновесия при стоянии и ходьбе, при беге дети падают чаще, чем их нормально развитые сверстники. Необходимы специальные упражнения для выработки равновесия. Малышей можно обучать в специальной «ходилке». Детей 2—3-летнего возраста можно обучать восхождению на низенькую скамеечку и спуску с нее, затем переходить к ходьбе по лестнице. Надо научить ребенка правильно падать и вставать. Параллельно с этим следует тренировать компенсаторные движения ног, рта, головы и туловища, которые облегчают навыки самообслуживания.
Необходимы специальные упражнения для развития подвижности, силы и выносливости мышц плечевого пояса, культей или недоразвитых конечностей. Даже небольшие рудименты целесообразно тренировать с целью последующего их использования в протезировании. Хорошо известна удивительно высокая способность безруких детей осваивать функции схвата при помощи стоп. Необходимо, помимо упражнений на развитие подвижности в суставах, силы и выносливости, координации, мышечно-суставного чувства, обучать ребенка двуручному взятию предметов при помощи культей, а также элементам самообслуживания. Весьма полезными оказываются различные приспособления (рис. 41). В простейшей манжетке делается два канала — для ложки и карандаша. Направление каналов должно обеспечить наиболее удобное удержание ложки и карандаша. С помощью манжетки ребенок обучается самостоятельному приему пищи, раскрашиванию, рисованию и письму. После проксимальных ампутаций плеча или его вычленения может быть применено приспособление (из пластмассы или гипса) для обучения еде и письму. Изготавливается гипсовый наплечник, и к нему пригипсовывается «культя», изогнутая под углом 90—100°. Пришивается плечевая помочь, проходящая через грудь и закрепляющаяся спереди ремешком к пряжке. На конец «гипсовой культи» изготавливается манжетка, с помощью которой ребенок обучается еде, рисованию и письму.

Рис. 41. Пластмассовые приспособления для самообслуживания.



 
« Проблема патологии роста в детском возрасте   Противоопухолевые препараты »