Начало >> Статьи >> Архивы >> Протезирование детей с дефектами конечностей

Игровые средства передвижения для детей с дефектами конечностей - Протезирование детей с дефектами конечностей

Оглавление
Протезирование детей с дефектами конечностей
Организация протезно-ортопедической помощи
Опорно-двигательный аппарат ребенка в онтогенезе
Патологические изменения
Деформация культей
Изменения формы культи при наличии костного блока берцовых костей
Деформации культи, вызванные обширными спаянными рубцами
Деформация эпифизов усеченных сегментов
Особенности перестройки дистального отдела усеченных костей
Деформация берцовых костей во фронтальной плоскости
Деформации коленного сустава и культи голени в сагиттальной плоскости
Недоразвитие бугристости большеберцовой кости
Деформация культи малоберцовой кости
Изменение шеечно-диафизарного угла после ампутации нижних конечностей
Клиническое обследование
Биомеханические методы
Соматометрические методы
Кинезиологические методы
Физиологические методы
Особенности ампутации у детей
Ампутация плеча
Ампутация голени, бедра, стопы
Особенности реампутации в детском возрасте
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование, детей с дефектами верхних конечностей
Художественное конструирование предметов труда и быта
Физиотерапевтическое лечение
Лечебная физическая культура
Игровые средства передвижения для детей с дефектами конечностей
Хирургическая подготовка к протезированию
Операции, ликвидирующие пороки и заболевания культи
Создание дополнительных источников управления протезами с внешними источниками энергии
Анатомическое удлинение культей с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов
Функциональное удлинение культи плеча
Операции, направленные на совершенствование системы крепления протезно-ортопедических изделий
Ортопедические операции при врожденных недоразвитиях конечностей
Послеоперационный период
Протезирование детей с дефектами верхних конечностей
Протезирование при дефектах предплечья
Протезирование при дефектах  плеча
Протезирование при дефектах после вычленения плеча
Стенд для объективной оценки результатов протезирования
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование при дефектах голени
Особенности изготовления протезов голени
Эксплуатация протезов голени
Особенности изготовления протезов ПН3-54 и ПП3-55
Протезирование при дефектах бедра
Протезирование при дефектах после вычленения бедра
Протезирование при врожденных аномалиях развития нижних конечностей
Особенности изготовления протезов ПН9-07 и ПН9-08
Протезирование детей с аномалиями развития верхних конечностей
Ортопедическая помощь при деформациях стоп и укорочении конечности
Косолапость
Полые стопы
Пяточная стопа
Отвисающая стопа
Конская стопа
Укорочение конечности

Существующие игровые средства передвижения для физически полноценных детей не могут использоваться в полной мере для детей с различными дефектами конечностей. В Институте протезирования начата поисковая работа по модифицированию и созданию оригинальных игровых средств передвижения для детей-инвалидов. Проводимая работа имеет целью способствовать эффективному улучшению физического и психического состояния детей с дефектами конечностей, правильной организации их досуга и приобщению таких детей к играм здоровых сверстников.
Выпускаемые отечественной промышленностью стандартные игровые средства передвижения подразделяются на три категории:
а)  двухколесные, к которым относятся велосипеды различных конструкций и размеров со сплошными надувными шинами, а также самокаты;
б) трехколесные, к которым относятся велосипеды, а также игровые средства передвижения, выполненные в виде трактора и коня в упряжке;

в) четырехколесные, к которым относятся детские автомобили различных конструкций и размеров.

Все перечисленные игровые средства передвижения приводятся в движение ногами через цепную передачу или посредством тяг и коленчатой оси. Предварительные наблюдения, касающиеся применения стандартных игровых средств передвижения для детей с дефектами нижних и верхних конечностей, показали высокую приспособляемость детей. При этом результаты наблюдений позволили сформулировать ряд рекомендаций по модифицированию стандартных игровых средств передвижения в зависимости от дефектов конечностей у ребенка. Рекомендуемые элементы модифицирования описаны в табл. 20. Следует отметить, что во всех случаях, приведенных в табл. 20, имеются в виду игровые средства передвижения, выпускаемые отечественной промышленностью. Пользоваться ими можно только при наличии у больного протезов.
Опытные испытания игровых средств передвижения в условиях института показали, что, несмотря на большую приспособляемость детей, для правильного пользования этими средствами во всех случаях требуются обучение и тренировка детей в течение 2—3 нед под наблюдением квалифицированных инструкторов кабинетов ЛФК.
Таблица 20. Модифицирование игровых средств передвижения в зависимости от характера дефекта конечности


Дефект конечности у ребенка

Элементы модификации

Дефект руки иа любом уровне; дефект голени в средней и нижней трети; дефект руки на любом уровне и голени в средней и нижней трети; дефект обеих голеней в нижней трети; дефект обеих рук в средней и нижней трети предплечья

Двухколесные (с предохранителями), трехколесные и четырехколесные стандартные игровые средства передвижения могут быть использованы без переделки. Для этой группы детей требуются лишь обучение и тренировка

Состояние после вычленения обеих рук или дефект обеих рук в верхней трети плеча

Требуется модифицировать рулевое управление. Передвижение осуществляется посредством ног

Дефект обоих плеч в средней и нижней трети

Требуется модифицировать конструкцию руля для возможности захвата его протезами. Передвижение осуществляется с помощью ног

Дефект голени на уровне верхней трети и бедра на любом уровне; дефект обоих бедер на любом уровне; дефект бедра на любом уровне и вычленение бедра на второй стороне; состояние после вычленения обоих бедер

Требуется модифицировать привод для управления им руками. Вращение руля осуществляется также рукой

Дефекты двух бедер и одной руки

Требуется переделка привода и руля с целью переведения их на ручное управление

Автомобиль типа «Карт».

Рис. 42. Схема автомобиля «Карт».
Объяснение в тексте.
Выбранный нами для модифицирования детский четырехколесный автомобиль типа «Карт» изготовляет для торговой сети Ленинградское машиностроительное объединение «Спутник».
Автомобиль предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Водить его можно по ровным грунтовым и асфальтированным дорогам.
Конструкция автомобиля (рис. 42) содержит сварную трубчатую раму (1), опирающуюся на четыре колеса (2) с литыми шинами. На ней крепятся рама (3), руль (7), педали (4), сиденье (5).
«Карт» имеет цепную передачу на ось задних колес. Натяжение цепи (6) регулируется перемещением педальной оси с кронштейнами по раме. Ось передних колес снабжена приспособлением, позволяющим осуществлять поворот автомобиля при вращении руля (7). «Карт» снабжен ручным тормозом (8). Положение сиденья на раме регулируется с учетом роста ребенка.

Рис. 43. Вариант модифицированного автомобиля «Карт» для детей с дефектами рук.

При модифицировании «Карта» для детей с дефектами рук вместо рулевого колеса была поставлена изогнутая трубка с пластмассовыми ручками, которые ребенок может охватывать кистями протеза для вращения руля в процессе движения (рис. 43).

Рис. 44. Детский автомобиль «Москвич» ЛДПМ-12.
Детский автомобиль «Москвич». Педальный автомобиль «Москвич» АДПМ-12 производства АЗЛК имеет безрамную конструкцию и состоит из штампованного кузова, шасси и сиденья (рис. 44).

Рис. 45. «Москвич» АДПМ-12 для детей с дефектами рук.
Заднее левое колесо автомобиля, жестко закрепленное на коленчатой оси, является ведущим и приводится во вращение педалями с помощью тяг. Остальные три колеса — ведомые, два из них (передние) свободно вращаются на шарикоподшипниках. Заднее правое колесо имеет втулку скольжения. Все колеса снабжены литыми резиновыми шинами. Сиденье автомобиля крепится к кузову винтами. На каркасе сиденья натянута мягкая обивка с верхом из кожзаменителя. Сиденье перемещается по продольной оси кузова и может фиксироваться в трех положениях.
Модифицирование автомобиля «Москвич» осуществлялось в двух вариантах: для детей с дефектами рук и для детей с дефектами ног.
В модифицированном варианте автомобиля для детей с дефектами рук (рис. 45) к полиэтиленовому колесу руля приварены два сектора из листового полиэтилена, к которым гайками крепятся два металлических стержня с полиэтиленовыми ручками. Ребенок кистями протезов зажимает полиэтиленовые ручки на рулевом колесе и таким образом маневрирует автомобилем, а ногами, помещенными на педалях, осуществляет движение через тяги и коленчатую ось.
Модифицированная конструкция автомобиля для детей с дефектами ног сложнее, так как в этом случае управление автомобилем должно осуществляться руками. С этой целью рычаги управления в нем расположены над корпусом автомобиля.

Рис. 46. Конструктивное решение «Москвича»
АДПМ-12 для детей с дефектами ног.
Объяснение в тексте.

Конструктивно модифицирование осуществлено следующим образом (рис. 46): к лонжеронам (1) четырьмя винтами (2) с правой и левой стороны автомобиля прикреплены специальные втулки (3), в которых размещены оси (4) с лысками на концах. На эти лыски насаживаются верхние и нижние рычаги (5 и 6), закрепляемые на оси (4) болтами (7). Во избежание самоотвинчивания болтов предусмотрены шайбы (8) и пружинные шайбы (9). На верхнюю часть рычагов (5) насажены пластмассовые ручки (10), за которые ребенок держится руками, приводя в движение автомобиль. К нижней части рычагов (6) винтами (11) крепятся тяги (12), соединенные с коленчатой осью, на которой закреплено ведущее колесо автомобиля.
Движение автомобиля осуществляется следующим образом. При перемещении ребенком верхних рычагов (5) движутся закрепленные на одной оси (4) рычаги (6) и соединенные с ними тяги (12), связанные с коленчатой осью, на которой жестко закреплено ведущее колесо. Ведущее колесо начинает вращаться и перемещать автомобиль. В процессе движения ребенок управляет автомобилем одной рукой при помощи рулевого колеса, а второй рукой продолжает перемещать рычаг (5).
Опыт применения модифицированного автомобиля «Москвич» для детей с дефектами нижних конечностей показал, что конструкция нуждается в дальнейшей доработке.
Испытания модифицированных детских автомобилей «Карт» и «Москвич», к которым были привлечены дети с дефектами конечностей, показали, что эти игровые средства передвижения вполне для них приемлемы и полезны для улучшения физического и психического состояния детей-инвалидов.



 
« Проблема патологии роста в детском возрасте   Противоопухолевые препараты »