Начало >> Статьи >> Архивы >> Протезирование детей с дефектами конечностей

Стенд для объективной оценки результатов протезирования - Протезирование детей с дефектами конечностей

Оглавление
Протезирование детей с дефектами конечностей
Организация протезно-ортопедической помощи
Опорно-двигательный аппарат ребенка в онтогенезе
Патологические изменения
Деформация культей
Изменения формы культи при наличии костного блока берцовых костей
Деформации культи, вызванные обширными спаянными рубцами
Деформация эпифизов усеченных сегментов
Особенности перестройки дистального отдела усеченных костей
Деформация берцовых костей во фронтальной плоскости
Деформации коленного сустава и культи голени в сагиттальной плоскости
Недоразвитие бугристости большеберцовой кости
Деформация культи малоберцовой кости
Изменение шеечно-диафизарного угла после ампутации нижних конечностей
Клиническое обследование
Биомеханические методы
Соматометрические методы
Кинезиологические методы
Физиологические методы
Особенности ампутации у детей
Ампутация плеча
Ампутация голени, бедра, стопы
Особенности реампутации в детском возрасте
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование, детей с дефектами верхних конечностей
Художественное конструирование предметов труда и быта
Физиотерапевтическое лечение
Лечебная физическая культура
Игровые средства передвижения для детей с дефектами конечностей
Хирургическая подготовка к протезированию
Операции, ликвидирующие пороки и заболевания культи
Создание дополнительных источников управления протезами с внешними источниками энергии
Анатомическое удлинение культей с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов
Функциональное удлинение культи плеча
Операции, направленные на совершенствование системы крепления протезно-ортопедических изделий
Ортопедические операции при врожденных недоразвитиях конечностей
Послеоперационный период
Протезирование детей с дефектами верхних конечностей
Протезирование при дефектах предплечья
Протезирование при дефектах  плеча
Протезирование при дефектах после вычленения плеча
Стенд для объективной оценки результатов протезирования
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование при дефектах голени
Особенности изготовления протезов голени
Эксплуатация протезов голени
Особенности изготовления протезов ПН3-54 и ПП3-55
Протезирование при дефектах бедра
Протезирование при дефектах после вычленения бедра
Протезирование при врожденных аномалиях развития нижних конечностей
Особенности изготовления протезов ПН9-07 и ПН9-08
Протезирование детей с аномалиями развития верхних конечностей
Ортопедическая помощь при деформациях стоп и укорочении конечности
Косолапость
Полые стопы
Пяточная стопа
Отвисающая стопа
Конская стопа
Укорочение конечности

Разработка новых и совершенствование существующих конструкций протезов верхних конечностей для детей требуют одновременно создания объективных методов оценки их функциональных свойств. Результаты анализа двигательных актов ребенка и характеристик предметов, с которыми он соприкасается, послужили исходным материалом для разработки программы испытательных заданий и стенда, реализующего содержание этих заданий.
Стенд представляет собой щит, установленный горизонтально на высоте 50 см от пола, на котором расположен набор детских игр: самоходный стреляющий танк, бронеавтомобиль, игрушечная горка, подъемный кран и т. д. У переднего края щита закреплена в вертикальном положении стойка с предметными полками, на которых располагаются устройства управления «игрой». Все действующие игрушки управляются контактными устройствами, в них вмонтированными (куб, ежик и др.), различными по форме, массе, твердости, габаритам, и располагаются в разных точках пространства в зоне досягаемости ребенка, который, действуя на контактные устройства, управляет движением самоходных игрушек. Например, целью одного задания являются пуск бронемашины и остановка ее после выполнения трех круговых движений. Для выполнения заданий необходимо осторожно захватить переключающее устройство, которое вмонтировано в мягкий куб, расположенный на уровне груди обследуемого, сжать его с определенной силой (до начала движения бронемашины) и удерживать в таком положении, пока машина совершает три круговых движения. Затем куб устанавливают в исходное положение. Успешное выполнение данного теста требует реализации таких функциональных качеств системы «человек-протез», как достаточная сила схвата и величина раскрытия пальцев кисти, плавность их движения, способность управлять протезом при определенном положении конечности и т. д.
При составлении программы испытательных заданий учитывались реальные условия деятельности ребенка в быту, его активность, подвижность, быстрая утомляемость. В основу обследования положены различные игровые ситуации. Программа включает 9 тестов и выполняется в течение 10—15 мин. Содержание программы и условия ее выполнения приведены в табл. 21.
Подготовка к обследованию включает установку контакта с ребенком, проверку исправности узлов протеза, проверку обученности ребенка пользованию протезом, ознакомление со стендом и программой испытательных заданий и, наконец, контрольную подготовку. Правильность назначения протеза, его исправность и качество индивидуальной подгонки проверяют до начала испытания.
Ребенка следует считать обученным, если он удовлетворительно управляет кистью протеза в различных исходных положениях протезированной конечности и без лишних компенсаторных движений может брать различные предметы, перекладывать их из одной руки в другую, а также обслуживать себя.

Рис. 71. Стенд для объективной оценки результатов протезирования.

Обследуемого знакомят со стендом, действующими игрушками и устройствами управления. Он должен знать, что он должен сделать, каким образом и каким должен быть результат. После объяснения цели обследования ребенку предоставляют возможность подержать игрушки здоровой рукой и протезом. Обследование лучше проводить небольшими группами — по 2—4 человека. Это позволяет создать игровую ситуацию, повышает интерес к выполнению программы, позволяет организовать соревнование. Каждый ребенок выполняет только по одному из тестов и имеет кратковременный отдых на время выполнения задания другими детьми (рис. 71).
Качество протезирования характеризуется показателем Ф, учитывающим два компонента: способность ребенка выполнять испытательное задание и время его выполнения. Время измеряется секундомером с момента подачи сигнала методистом до принятия исходного положения после выполнения задания. Исходное положение — верхние конечности опущены, пальцы кисти протеза сомкнуты. Результаты испытаний заносятся в карту испытаний, и определяются, таким образом, усредненные данные по контрольным группам.

Номер испытательного задания

Время выполнения задания» с

Номер испытательного задания

Время выполнения задания, с

1

9

 

 

2

2

6

10

3

3

7

8

4

6

8

4

5

4

9

3

 Обработка результатов, сведенных в табл. 22, показывает, что при благоприятном исходе протезирования показатель Ф для детей с протезом ПР2-17 должен быть не менее 0,35, с протезом ПР4-22 — не менее 0,3 и с протезом ПР8-06 — не менее 0,2.

Таблица 22. Усредненные результаты выполнения испытательных заданий
контрольными группами (в с)


Группы детей с протезами

Номер испытательного задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ΠΡ2-Ι7

1
30

9

17

20

10

28

24

6

8

ПР4-24

35

10

20

20

12

30

28

6

10

ПР8-06

40

 

 

14

36

20

7

12

 
Полученные данные могут быть использованы для оценки результатов протезирования конкретного ребенка, сравнительной оценки конструкций протезов и тренированности обследуемого. Возможно также выявление причин невыполнения отдельных заданий. Так, например, в результате недостаточной силы схвата (ослаблена пружина) некоторые дети не могут выполнить тест № 7. У детей с короткими культями предплечья или плеча тест № 3 — вращение цилиндрической насадки — выполняется с большими усилиями и компенсаторными движениями в плечевом суставе.
Дети с протезами после вычленения плеча не могут выполнять тесты № 2, 3, 4, поскольку в этих протезах отсутствуют плечевой шарнир, активная ротация кисти и т. д. Эти дети дают низкий показатель и по другим тестам, что указывает на необходимость усовершенствования протезов при высоких ампутациях верхних конечностей.



 
« Проблема патологии роста в детском возрасте   Противоопухолевые препараты »