Начало >> Статьи >> Архивы >> Протезирование детей с дефектами конечностей

Протезирование детей с дефектами нижних конечностей - Протезирование детей с дефектами конечностей

Оглавление
Протезирование детей с дефектами конечностей
Организация протезно-ортопедической помощи
Опорно-двигательный аппарат ребенка в онтогенезе
Патологические изменения
Деформация культей
Изменения формы культи при наличии костного блока берцовых костей
Деформации культи, вызванные обширными спаянными рубцами
Деформация эпифизов усеченных сегментов
Особенности перестройки дистального отдела усеченных костей
Деформация берцовых костей во фронтальной плоскости
Деформации коленного сустава и культи голени в сагиттальной плоскости
Недоразвитие бугристости большеберцовой кости
Деформация культи малоберцовой кости
Изменение шеечно-диафизарного угла после ампутации нижних конечностей
Клиническое обследование
Биомеханические методы
Соматометрические методы
Кинезиологические методы
Физиологические методы
Особенности ампутации у детей
Ампутация плеча
Ампутация голени, бедра, стопы
Особенности реампутации в детском возрасте
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование, детей с дефектами верхних конечностей
Художественное конструирование предметов труда и быта
Физиотерапевтическое лечение
Лечебная физическая культура
Игровые средства передвижения для детей с дефектами конечностей
Хирургическая подготовка к протезированию
Операции, ликвидирующие пороки и заболевания культи
Создание дополнительных источников управления протезами с внешними источниками энергии
Анатомическое удлинение культей с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов
Функциональное удлинение культи плеча
Операции, направленные на совершенствование системы крепления протезно-ортопедических изделий
Ортопедические операции при врожденных недоразвитиях конечностей
Послеоперационный период
Протезирование детей с дефектами верхних конечностей
Протезирование при дефектах предплечья
Протезирование при дефектах  плеча
Протезирование при дефектах после вычленения плеча
Стенд для объективной оценки результатов протезирования
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование при дефектах голени
Особенности изготовления протезов голени
Эксплуатация протезов голени
Особенности изготовления протезов ПН3-54 и ПП3-55
Протезирование при дефектах бедра
Протезирование при дефектах после вычленения бедра
Протезирование при врожденных аномалиях развития нижних конечностей
Особенности изготовления протезов ПН9-07 и ПН9-08
Протезирование детей с аномалиями развития верхних конечностей
Ортопедическая помощь при деформациях стоп и укорочении конечности
Косолапость
Полые стопы
Пяточная стопа
Отвисающая стопа
Конская стопа
Укорочение конечности

Основная задача протезирования детей с дефектами нижних конечностей заключается в восстановлении, прежде всего, функции стояния и ходьбы. Ее успешное решение во многом зависит от возможностей ребенка, а также от функциональных качеств протезно-ортопедического изделия и степени овладения этим изделием. Должны учитываться общее состояние здоровья ребенка, психический и моральный статус, степень нарушения функции опорно-двигательного аппарата, а также особенности состояния культи.
Протезы нижних конечностей обладают различными функциональными возможностями, в первую очередь количеством степеней подвижности, энергоемкостью, характеристиками системы управления. Каждый из этих параметров оказывает определяющее влияние на результат протезирования. Следовательно, функциональность протезирования будет высокой лишь в тех случаях, когда инвалид использует все оставшиеся после ампутации (заболевания) возможности, в совершенстве овладеет современным протезно-ортопедическим изделием, способным компенсировать утраченные функции. Таким образом, протезирование является неотъемлемым этапом после ампутации нижних конечностей.
Задачами этого периода реабилитации являются укрепление мышц культи, стабилизация ее объемных размеров, овладение необходимыми навыками для освоения функций, заложенных в протезе.
В номенклатуре имеется Значительное количество изделий, которые в зависимости от назначения, способа применения, характера и уровня ампутации, половозрастных и конструктивных признаков, условий пользования и т. д. находят широкое применение в практике протезирования. Ниже дается их подробная характеристика.

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРОТЕЗА НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ

Взаимное расположение узлов протеза или аппарата друг относительно друга и инвалида называется схемой построения изделия. Размеры (линейные, угловые), характеризующие положение звеньев протеза или аппарата во фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостях, называются параметрами схемы построения. Принята буквенная система обозначений (прописные и строчные буквы русского, латинского и греческого алфавитов).
Оптимальной схемой построения называется такая схема, при которой протез удовлетворяет требованиям устойчивого стояния и ходьбы, без затраты со стороны ребенка значительных усилий.
При построении любой схемы протеза используются конструкторские (измерительные) и технологические (установочные) базы. В качестве первых применяются, например, следующие плоскости: горизонтальная (пол), фронтальная и сагиттальная, а вторых — область пальцевого сгиба или ось коленного шарнира.
Совокупность величин и размеров, определяющих взаимное расположение узлов и деталей, а также указаний о расположении модели приемной полости называется индивидуальной сборочной схемой протезно-ортопедического изделия. Совокупность точек, линий и поверхностей, определяющих взаимное расположение частей изделия, называется его технологической базой. От удачно выбранной технологической базы и полноты индивидуальной сборочной схемы в значительной степени зависит качественный результат протезирования. Для составления индивидуальной сборочной схемы придерживаются единой системы измерений и терминологии для основных размеров.
Основные параметры схемы построения протеза нижней конечности следующие.
Линейные величины:

  1. Расстояние от пола до пяточной части стопы или башмачка (высота каблука) — О.
  2. Расстояние от пола до оси голеностопного шарнира — Г.
  3. Расстояние от пола до оси коленного шарнира («пол — колено») — К.
  4. Расстояние от пола до туберной площадки («пол — тубер») -Т.
  5. Расстояние от пола до площадки промежности («пол — промежность») — П.
  6. Разница в высотах от пола до наружного и внутреннего центров голеностопного шарнира — Б0.
  7. Разница в высотах от пола до наружного и внутреннего центров коленного шарнира — Б1.
  8. Разница в высотах от пола до наружного и внутреннего центров тазобедренного шарнира — Б2.
  9. Расстояние от пола до оси вращения вертлуга («пол — вертел») или до оси тазобедренного шарнира — В.
  10. Относ оси коленного шарнира вперед или назад относительно оси голеностопного шарнира — Y1.
  11. Относ центра сечения гильзы бедра вперед пли назад относительно оси голеностопного шарнира — Y2.
  12. Относ оси тазобедренного шарнира вперед или назад относительно оси голеностопного шарнира — Y3.
  13. Относ середины оси коленного шарнира влево или вправо относительно середины оси голеностопного шарнира («икс голени») —X1.
  14. Относ центра сечения гильзы бедра влево или вправо относительно середины оси голеностопного шарнира («икс бедра») — Х2.
  15. Относ середины оси тазобедренного шарнира влево или вправо относительно оси голеностопного шарнира — Х3.

Угловые величины:

  1. Угол разворота оси стопы относительно сагиттальной плоскости протеза.
  2. Угол между задними площадками стопы и щиколотки —β1·
  3. Угол между передними площадками стопы и щиколотки — β2.
  4. Отклонение от параллельности между осями коленного и голеностопного шарниров во фронтальной плоскости — γι.
  5. Отклонение от параллельности между осями коленного и тазобедренного шарниров во фронтальной плоскости — γ2.

Принципиальное отличие протезирования детей определяется возрастной изменчивостью, вариативностью их опорнодвигательного аппарата. Интенсивность роста конечностей различна не только в разные годы, но и относительно роста туловища.
При сборке протеза бедра во фронтальной плоскости приемную гильзу следует устанавливать на приведение соответственно степени приведения бедра сохранившейся конечности. У мальчиков этот угол равен 2—3°, у девочек — 4—5°.

Особенности формирования у детей культи голени (неравномерный рост большой и малой берцовых костей, склонность к образованию костного блока между ними и относительная легкость изменения формы культи под влиянием неблагоприятных моментов при нагрузке на культю в протезе) требуют принципиально иного подхода к протезированию детей по сравнению с протезированием взрослых. Учитывая чрезвычайную пластичность костной системы в период роста, при выборе индивидуальных параметров схемы сборки протезов голени для детей [Рожков А. В., 1978] решающим является обеспечение равномерной нагрузки на ростковые зоны, предупреждающее развитие деформаций культи. У большинства детей щель коленного сустава и проксимальная зона роста берцовых костей расположены горизонтально. При этом под действием центрированной силы (опоры по оси конечности или культи) метаэпифизарный хрящ растет равномерно. После ампутации при ходьбе на протезе характер нагрузки па культю и ростковую зону резко меняется, причем биомеханическими исследованиями установлено уменьшение асимметрии нагрузки при отвесном положении культи. Следовательно, у детей с «отвесными» (прямыми) культями протез следует собирать по «нулевой» схеме (Χ1 = 0; Y1 = 0), т. е. расположением центра голеностопного шарнира на одной вертикали с центром коленного шарнира.
Для определения схемы построения протеза во фронтальной плоскости при ориентации культи на отведение или приведение (той же степени, что и голень сохранившейся конечности) необходимо принять во внимание следующие соображения. Если изготовлять протез с сохранением направления сегмента голени здоровой конечности, то вследствие преимущественной нагрузки в приемной гильзе протеза на боковые поверхности культи вероятно ожидать возникновения моментов, увеличивающих отведение или приведение скелета культи в зависимости от ее первоначальной ориентации.
При построении протеза на приведение, как у взрослых, с учетом только восстановления статической и динамической симметрии, нарушенной после ампутации, у детей с «отвесными» культями или с ориентацией на приведение наблюдается нарастание варусной деформации культи; наоборот, у детей с ориентацией культи на отведение протез, построенный на приведение, способствует уменьшению отклонения культи кнаружи.
Таким образом, у детей с Х-образным и О-образным строением ног также необходимо стремиться строить протез по «нулевой» схеме, компенсируя по возможности искривление оси культи. Протез, собранный по указанной схеме, будет способствовать постепенному изменению ориентации культи из крайнего положения на отвесное, предотвращая возникновение деформации и в значительной степени упрощая протезирование детей.
Важным параметром схемы в сагиттальном плоскости является правильное расположение одноосного коленного шарнира протеза голени относительно оси вращения коленного сустава. Неправильная установка коленных шарниров или изменившееся соотношение между ними и осью вращения коленного сустава в процессе интенсивного роста детей могут быть одной из причин искривления культи в сагиттальной плоскости— рекурвации большеберцовой кости или обратной деформации — ретрофлексии.
Разумеется, что задаваемые схемы сборки ориентировочны и представляют собой как бы «коридор рациональных пределов». Более точная подгонка схемы, ее «юстировка» производится в период пробной носки протеза. Для этой же цели предложены юстировочные устройства в протезах; главными элементами юстировки представляются угловые смещения во фронтальной и сагиттальной плоскостях и смещения ротационные. Можно предполагать, что одноименные линейные смещения в протезах для детей оправданы в крайне незначительных пределах. Смещение голени со стопой в протезе бедра кнаружи делает ходьбу широкой и неэкономичной. Смещение же голени со стопой кнутри означает, по-видимому, нарушение анатомических условий: у здоровых детей при естественных непринужденных стоянии и ходьбе, как доказано анатомо- биомеханическими исследованиями, между смежными поверхностями ног на уровне коленных суставов и, главное, внутренних лодыжек нет свободного пространства.
В современных конструкциях протезов бедра и голени для детей реализована идея расставки протеза по длине, обоснованная антропометрическими исследованиями. Клинико-антропометрическими исследованиями установлена подчеркнутоконическая форма детских культей бедра, начиная со средней трети. По этой причине применение стандартных гильз весьма ограничивается. Они могут быть пригодны в части случаев при первичном протезировании подростков и после ампутации в верхней трети, а также при использовании вкладных чехлов. Отсюда очень важное требование — изготовление индивидуальных приемных гильз протеза по гипсовому слепку для каждого ребенка в отдельности.



 
« Проблема патологии роста в детском возрасте   Противоопухолевые препараты »