Начало >> Статьи >> Архивы >> Протезирование детей с дефектами конечностей

Протезирование при дефектах бедра - Протезирование детей с дефектами конечностей

Оглавление
Протезирование детей с дефектами конечностей
Организация протезно-ортопедической помощи
Опорно-двигательный аппарат ребенка в онтогенезе
Патологические изменения
Деформация культей
Изменения формы культи при наличии костного блока берцовых костей
Деформации культи, вызванные обширными спаянными рубцами
Деформация эпифизов усеченных сегментов
Особенности перестройки дистального отдела усеченных костей
Деформация берцовых костей во фронтальной плоскости
Деформации коленного сустава и культи голени в сагиттальной плоскости
Недоразвитие бугристости большеберцовой кости
Деформация культи малоберцовой кости
Изменение шеечно-диафизарного угла после ампутации нижних конечностей
Клиническое обследование
Биомеханические методы
Соматометрические методы
Кинезиологические методы
Физиологические методы
Особенности ампутации у детей
Ампутация плеча
Ампутация голени, бедра, стопы
Особенности реампутации в детском возрасте
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование, детей с дефектами верхних конечностей
Художественное конструирование предметов труда и быта
Физиотерапевтическое лечение
Лечебная физическая культура
Игровые средства передвижения для детей с дефектами конечностей
Хирургическая подготовка к протезированию
Операции, ликвидирующие пороки и заболевания культи
Создание дополнительных источников управления протезами с внешними источниками энергии
Анатомическое удлинение культей с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов
Функциональное удлинение культи плеча
Операции, направленные на совершенствование системы крепления протезно-ортопедических изделий
Ортопедические операции при врожденных недоразвитиях конечностей
Послеоперационный период
Протезирование детей с дефектами верхних конечностей
Протезирование при дефектах предплечья
Протезирование при дефектах  плеча
Протезирование при дефектах после вычленения плеча
Стенд для объективной оценки результатов протезирования
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование при дефектах голени
Особенности изготовления протезов голени
Эксплуатация протезов голени
Особенности изготовления протезов ПН3-54 и ПП3-55
Протезирование при дефектах бедра
Протезирование при дефектах после вычленения бедра
Протезирование при врожденных аномалиях развития нижних конечностей
Особенности изготовления протезов ПН9-07 и ПН9-08
Протезирование детей с аномалиями развития верхних конечностей
Ортопедическая помощь при деформациях стоп и укорочении конечности
Косолапость
Полые стопы
Пяточная стопа
Отвисающая стопа
Конская стопа
Укорочение конечности

Протез бедра ПН6-35.

Предназначен для протезирования детей после односторонней или двусторонней ампутации бедра на различных уровнях. Исключение составляют дети с длиной культи менее 6 см и после ампутации по Гритти. В протезе предусмотрена возможность применения приемных гильз из металла, дерева и пластмассы. Применяются стопы с голеностопным резиновым амортизатором.
Протез бедра (рис. 87) состоит из полиэтиленовой приемной гильзы и металлического комплекта полуфабрикатов завода им. Семашко. Полиэтиленовая гильза крепится к металлическому коленному узлу хомутом, стягивающим разрезную коленную чашку при помощи винта. Дополнительно коленная чашка с гильзой крепится тремя винтами. При значительной массе ребенка (более 75—80 кг) посадочную область приемной гильзы можно упрочнить каркасом из полиэтилена. 

Металлические детали крепления протеза — гайки для блочков подбедренного ремня — вплавлены в стенку гильзы, пластина вертлуга приклепана. Специальное гнездо из полиэтилена вакуумного клапана крепят к гильзе сваркой. Для герметизации гильзы установлено дно.
Протез бедра
Рис. 87. Протез бедра (ПН6-35).
Голенооткидное приспособление состоит из колпачка и упора, в углубления которых вставлены резиновый буфер и рычаг. Верхний конец рычага ввернут в специальную гайку, соединенную с коленом; нижний конец вставлен в серьгу, шарнирно соединенную с коленом. Тормозное устройство состоит из фигурной гайки, втулки, стальных и бронзовых шайб. Косметическая оболочка протеза сделана из пенополиуретана и эластичного чулка.
Основными положительными особенностями протезов с полиэтиленовыми гильзами являются: хорошая амортизация толчков при ходьбе вследствие упругости материала, из которого изготовлена гильза, возможность изменения объема и конфигурации отдельных участков изготовленной гильзы и возможность корректирования схемы построения протеза в процессе примерки и обучения ходьбе.
В положении сидя на культю надевают шерстяной или трикотажный чехол. Он должен плотно облегать культю и не образовывать складки. При повышенной потливости рекомендуется применять шерстяной чехол. Нижний конец чехла, надетого на культю, выпускают через вентиляционное отверстие или через гнездо вакуумного клапана, и культю погружают в приемную гильзу протеза.
В положении стоя, при неполном упоре на протез, находят наиболее удобное положение культи в гильзе, при котором достигается посадка на седалищный бугор, а разворот искусственной стопы соответствует положению здоровой конечности. Мягкие ткани низводит равномерным подтягиванием свободного конца чехла. Упор на протез усиливают по мере низведения мягких тканей. Свободный конец чехла помещают в гильзе и затем ввинчивают клапан.
Протезы изготавливаются на обувь с каблуками определенной высоты. Протезы для мальчиков обычно рассчитаны на каблук 1,5—2 см, для девочек — 3—4 см. На протезах, сделанных на низкий каблук, нельзя ходить в обуви с каблуком другой высоты, а также без каблуков. Чтобы ходьба была по возможности естественной и неутомительной, необходимо научиться пользоваться протезом уже в первые дни после его получения. Освоение ходьбы начинают с выработки равновесия. Необходимо научиться стоять прямо, равномерно распределяя массу тела на обе конечности. Достигнув нужной устойчивости, приступают к ходьбе сначала при помощи трости. При этом стараются делать одинаковые по длине и небольшие шаги.
Первый шаг следует делать здоровой ногой, а затем выносить ногу в протезе. Коснувшись каблуком протезированной конечности пола, нужно нажать на пятку тяжестью тела так, чтобы вся подошва прилегла к полу. Только после этого можно оттолкнуться здоровой ногой, чтобы дать движение туловищу вперед. При этом произойдет вращение (перекат) в голеностопном шарнире до получения устойчивого положения, после чего можно делать следующий шаг здоровой ногой. При полном выносе здоровой конечности вперед происходит сгибание в переднем отделе искусственной стоны и получается перекат через пальцевой сгиб.
При обучении ходьбе трость должна быть на стороне здоровой конечности. После освоения протеза подавляющее большинство детей получает возможность передвигаться без трости. В первые дни следует обучаться ходьбе по гладкому полу, затем по лестнице и далее по улице в различных условиях: по ровной и пересеченной местности, по булыжной мостовой, мягкой почве. При этом меняют темпы и характер ходьбы — передвигаются медленно, быстро, совершают внезапные остановки, повороты, садятся, встают, переносят различные предметы.
Ходьба на протезах без замка в коленном шарнире наиболее приближается к нормальной и значительно отличается от способа передвижения на замковых протезах. Сделав шаг здоровой ногой при ходьбе на протезах бедра без замка и перенеся на нее тяжесть тела, движением культи кпереди отделяют каблук от пола и одновременно сгибают коленный шарнир. При этом носком обуви, надетой на протез, слегка зацепляют за пол. Затем при выносе протеза колено разогнется, чему способствует голенооткидное приспособление. Далее нажимают на вынесенную вперед пятку протеза (каблук), фиксируют коленный шарнир в разогнутом положении движением культи назад и производят перекат. При наличии замка в коленном шарнире ходьба затруднена и некосметична. Для осуществления переносной фазы шага инвалид вынужден совершать дополнительные движения: подниматься на носок здоровой конечности или отводить культю.
При ходьбе следует держаться прямо, смотреть вперед, не подниматься на носок здоровой ноги при переносе протезированной над поверхностью опоры. Садиться нужно плавно, без резких движении. Дли этого опереться на трость или стул. Подъем по лестнице начинают со здоровой ноги, а протез ставят на ту же ступеньку. При спуске с лестницы первый шаг осуществляют протезом, затем ставят здоровую конечность на ту же ступеньку. После ампутации обоих бедер при ходьбе по лестнице роль опорной конечности отводят более полноценной культе, при этом инвалид вынужден опереться на палку и перила или на две палки.
Научиться ходить на двух протезах труднее, чем на одном, но при известной настойчивости, в первую очередь родителей, в большинстве случаев достигаются удовлетворительные результаты. После ампутации бедер приемы ходьбы различны в зависимости от возможности движений в коленных шарнирах: без замков в обоих протезах, без замка в одном протезе, с закрытыми замками в обоих протезах.
Наиболее благоприятные результаты достигаются при ходьбе без замков в обоих протезах: это легче удается при длинных культях, особенно если они опорные. Чтобы сделать первый шаг — вынести, например, левую ногу вперед, нужно перенести тяжесть тела на правую конечность, что достигается легким наклоном туловища в эту сторону, затем согнуть конечность в тазобедренном суставе, коленном и голеностопном шарнирах. Протез выносят за счет движения культи вперед. Далее совершают упор на пятку и разгибают коленный шарнир движением культи назад, перекат стоны с пятки на носок осуществляется с перенесением тяжести тела на протез.
При закрытом замке в коленном шарнире делают первый шаг этим протезом, затем другим, согнутым в коленном шарнире. Замыкают шарнир с той стороны, где культя короче. Если конечности одинаковой длины, протез с закрытым шарниром приходится выносить, отводя культю в сторону, т. е. производя ее движение но окружности. Если конечность с замком в протезе несколько короче другой, то отведение культи мало выражено. Походка с двумя замкнутыми коленными шарнирами неестественна и утомительна.

От функциональной способности культи в значительной мере зависят результаты протезирования. При пользовании протезом все ткани культи подвергаются воздействию приемной гильзы. Важно, чтобы культя была выносливой к давлению и трению, обеспечивала возможность осуществления необходимой нагрузки, связанной с ходьбой на протезе.
После ампутации дети нуждаются в подготовке к протезированию с применением физиотерапии, лечебной физкультуры и временных протезов. Для эффективного пользования протезом необходим специальный уход за культей в целях сохранения функциональной ее способности и предупреждения заболеваний.
При плохом уходе за культей нередко развиваются заболевания кожи: ссадины, потертости, фурункулы а др., затрудняющие пользование протезом и приводящие к утрате трудоспособности.
Необходимо ежедневно мыть культю теплой водой с мылом, тщательно промывать складки кожи, особенно в области рубцов, и насухо вытирать чистым полотенцем. Для предупреждения потертостей, ссадин и наминов, а также повышения выносливости культи к давлению рекомендуется после мытья обтирать ее 1 % раствором формалина, спиртом или одеколоном. Опрелости кожи следует припудривать тальком. При усиленной потливости культю смазывают 1—2 раза в педелю 5 % раствором формалина.
Чехлы, надеваемые на культю, должны стираться ежедневно. Наиболее приемлемы шерстяные чехлы, удовлетворяющие гигиеническим требованиям. Они хорошо впитывают нот, в определенной мере уменьшают жесткость приемных гильз и предупреждают образование потертостей. Не следует наматывать на культю бинты, пользоваться ватниками, различными прокладками из ваты, войлока и других материалов, так как применение их способствует образованию опрелостей, ссадин и потертостей. При наличии потертостей кожу вокруг них смазывают спиртом или одеколоном и рану заклеивают липким пластырем. Образование потертостей может быть связано с дефектами протезирования.
Нагрузка на протезы не должна вызывать болей и неприятных ощущений, связанных с локализованным сжатием мягких тканей. Возникновение синюшной окраски культи, отека ее, затвердения мягких тканей, ощущения ползания мурашек или болей указывает на дефекты подгонки протеза. Неудовлетворительная подгонка протеза часто является причиной заболевания и деформации культи. Например, чрезмерное сжатие мягких тканей гильзой и неправильная посадка на протез (слишком глубокая или мелкая) приводят к нарушению кровообращения и иннервации, образованию потертостей и возникновению болей.
Следует иметь в виду, что термопластичность полиэтилена позволяет осуществлять высококачественную подгонку гильзы в соответствии с индивидуальными особенностями культи, а также устранять дефекты подгонки даже готового протеза. Для подгонки гильзы разработаны специальные приспособления, которые могут быть использованы только и условиях протезно- ортопедического предприятия.
Чрезвычайно полезно сне тематически применять лечебную гимнастику. Специальная гимнастика культи включает упражнения для разработки движений в тазобедренном суставе и укрепления мышц, производящих сгибание, разгибание, отведение и приведение; упражнения для укрепления сохранившихся мышц, которые до ампутации осуществляли движения в коленном суставе.
Протезы подлежат замене новыми после износа, а также в случае, если в состоянии протезированного ребенка произошли изменения и провоз поэтому оказался непригодным. Протез нужно содержать в чистоте, особенно приемную гильзу, чтобы избежать заболеваний кожи культи. Поддерживать чистоту пластмассовых гильз легко, обтирая их ежедневно чистой влажной тряпкой. Не реже одного раза в неделю следует мыть внутреннюю поверхность гильзы теплой водой с мылом; наружную поверхность гильзы периодически чистят щеткой. Обувь с протеза надо снимать не реже одного раза в неделю, а если она промокла, то немедленно, чтобы вытереть и высушить стопу протеза. Прежде чем надеть протез, необходимо проверить, свободны ли движения в шарнирах, нет ли скрипа, исправно ли крепление. Все замеченные недостатки нужно устранить.
Наиболее часто применяющиеся коленные узлы имеют механизмы регулирования темна ходьбы. Темп шага регулируют сжатием или ослаблением резинового буфера голенооткидного приспособления. Регулировкой голенооткидного приспособлении и тормозного устройства достигается наиболее приемлемый для данного протезируемого ребенка темп движений в колейном шарнире. Скрин и шарнирах можно устранить, смазав их машинным маслом. Протез нельзя бросать или ставить вблизи источника тепла. Не следует также оставлять протез без сушки после пользования им в дождливую погоду.
В отдельных случаях, особенно при большой массе ребенка, может произойти поломка гильзы (трещина) в посадочной области. Ремонт ее следует производить только на протезно-ортопедическом предприятии.
Протез бедра с эластичной облицовкой для детей 6—13 лет ПН6-39. Предназначен для протезирования детей после ампутации бедра в верхней, средней и нижней трети. Укорочение культи относительно здорового бедра должно быть не менее 3 см. С учетом антропометрических параметром нижних конечностей детей выпускаются три типоразмера полуфабрикатом с диаметром коленной части но ес верхнему краю.
Протез собирается из полуфабрикатов максимальной готовности — узла «колено—голень», стопы со щиколоткой и приемной гильзы. Последняя предпочтительна тонкостенная (металлическая, полиэтиленовая, из слоистою пластика). Деревянная гильза нежелательна.


Рис. 88. Протез бедра для детей до 3 лет (ПН6-42).
Гильза соединяемся с коленной чашкой узла с помощью заклепок. Коленный шарнир одноосный с двумя независимыми устройствами: фрикционным тормозом, снижающим скорость угловых перемещений в фазу переноса, и голенооткидным приспособлением, регулирующим скорость (в начале и конце сгибания в шарнире) и угол сгибания. Корректировка указанных характеристик осуществляется в процессе сборки и пробной ходьбы на протезе. Голень протеза — трубчатая, стопа металлическая, с центральным резиновым буфером и резиновым носком, на обувь с низким каблуком следующих размеров: 19—20,5; 21,5; 23; 24,5. В щиколотку вмонтирован цанговый зажим, служащий для фиксации щиколотки после регулирования длины протеза. Удлинение голенной части протеза возможно до 5 см.
При сборке протеза приемная гильза в сагиттальной плоскости располагается вертикально, во фронтальной — с наклоном на приведение в 2— 5° с учетом физиологического наклона оси бедра ребенка при естественном стоянии.
При облицовке протеза в области расставки, вмонтированной в щиколотке, облицовка приклеивается к трубке голени на протяжении 180 мм от площадки щиколотки. Передняя и задняя облицовка склеиваются между собой с интервалом 30 мм.

Протез бедра для детей до 6 лет ПН6-42.

Предназначен для протезирования детей дошкольного возраста с дефектами бедра при культе не менее 5 см. Протез бедра для детей до 6 лет изготовляется в двух вариантах:

  1. для детей до 3 лет со стопой без голеностопного шарнира;
  2. для детей от 3 до 6 лет со стопой с голеностопным шарниром.

Протез бедра для детей до 3 дет (рис. 88) состоит из приемной гильзы бедра, коленного узла с голенооткидным приспособлением, трубкой голени, стопы, облицовки голени и котировочного устройства гильзы бедра. Протез крепится к лифчику, надетому на туловище ребенка.
Протез бедра для детей от 3 до 6 лет отличается по конструкции от первого варианта наличием в стоне голеностопного шарнира и увеличенными размерами коленного узла, стопы и гильзы бедра. Юстировочное устройство гильзы бедра расположено над осью коленного шарнира. Пластмассовая чашка юстировочного устройства соединена с гильзой бедра пустотелыми заклепками, а с коленным узлом — посредством винта и сферической шайбы. Юстировочное устройство позволяет осуществлять наклон гильзы бедра в любой плоскости на 5—6°. Соединение протеза с лифчиком осуществляется кожаным подбедренником, который кренится на лифчике посредством текстильной ленты — застежки и вертлугом, изготовленным из текстильной ленты — застежки.
Пластмассовые детали: коленный узел и чашка котировочного устройства изготавливаются из полиэтилена низкого давления в прессформах методом литья под давлением. Полиэтиленовая гильза бедра изготовляется но гипсовому слепку культи ребенка.
Кроме периметров здоровой конечности и культи, измеряют с помощью штангенциркуля фронтальный и сагиттальный размеры культи и размер «длина промежности» — расстояние от седалищного бугра до места прикрепления приводящих мышц. Этот размер должен быть точно выдержан на слепке и в приемной гильзе. Для изготовления лифчика измеряются измерительной лентой периметры туловища на уровне сосков и передне- верхних остей и расстояние от середины надплечья до передне- верхней ости.
Сборка приемной гильзы с коленным узлом и стопой производится по данным мерки-заказа и технологии, принятой на данном протезно-ортопедическом предприятии. Соединение узлов к примерке производится временными заклепками. Лифчик изготовляется из хлопчатобумажной корсетной ткани по размерам, записанным в бланке заказа.
При примерке протеза проверяют: соответствие длины протезированной и здоровой конечности; правильность выбранных параметров построения протеза и удобство протеза как в статике, так и в динамике. Корректировка длины протеза: уменьшение длины осуществляется укорочением голенной трубки, увеличение длины—осевым перемешенном голенной трубки по цилиндрической части щиколотки вверх; при этом под торцовую часть голенной трубки устанавливаются соответствующей высоты пластмассовые кольца. Корректировка угловых параметров схемы осуществляется котировочным устройством. При окончательной сборке протеза временные заклепки заменяются постоянными и закрепляется винт котировочного устройств.
Голенная трубка одним концом запрессовывается на цилиндрическую часть коронки коленного узла и дополнительно закрепляется винтами, а во второй конец трубки запрессовывается цилиндрическая часть щиколотки и также закрепляется винтами или шурупами. Производится облицовка голенной части пенополиуретаном, а приемная гильза бедра облицовывается пенополиэтиленом.
При выдаче протеза вновь проверяют: соответствие длины протезированной и здоровой конечности; правильность разворота стоны и удобство протеза при ходьбе. При обнаружении недостатков они в присутствии родителей и ребенка должны быть устранены. Проводится инструктаж родителей по наблюдению за правильной осанкой ребенка при ходьбе, но контролю за правильностью надевания протеза. Протез выдастся в носку на 6 мес.



 
« Проблема патологии роста в детском возрасте   Противоопухолевые препараты »