Начало >> Статьи >> Архивы >> Протезирование детей с дефектами конечностей

Особенности изготовления протезов ПН9-07 и ПН9-08 - Протезирование детей с дефектами конечностей

Оглавление
Протезирование детей с дефектами конечностей
Организация протезно-ортопедической помощи
Опорно-двигательный аппарат ребенка в онтогенезе
Патологические изменения
Деформация культей
Изменения формы культи при наличии костного блока берцовых костей
Деформации культи, вызванные обширными спаянными рубцами
Деформация эпифизов усеченных сегментов
Особенности перестройки дистального отдела усеченных костей
Деформация берцовых костей во фронтальной плоскости
Деформации коленного сустава и культи голени в сагиттальной плоскости
Недоразвитие бугристости большеберцовой кости
Деформация культи малоберцовой кости
Изменение шеечно-диафизарного угла после ампутации нижних конечностей
Клиническое обследование
Биомеханические методы
Соматометрические методы
Кинезиологические методы
Физиологические методы
Особенности ампутации у детей
Ампутация плеча
Ампутация голени, бедра, стопы
Особенности реампутации в детском возрасте
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование, детей с дефектами верхних конечностей
Художественное конструирование предметов труда и быта
Физиотерапевтическое лечение
Лечебная физическая культура
Игровые средства передвижения для детей с дефектами конечностей
Хирургическая подготовка к протезированию
Операции, ликвидирующие пороки и заболевания культи
Создание дополнительных источников управления протезами с внешними источниками энергии
Анатомическое удлинение культей с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов
Функциональное удлинение культи плеча
Операции, направленные на совершенствование системы крепления протезно-ортопедических изделий
Ортопедические операции при врожденных недоразвитиях конечностей
Послеоперационный период
Протезирование детей с дефектами верхних конечностей
Протезирование при дефектах предплечья
Протезирование при дефектах  плеча
Протезирование при дефектах после вычленения плеча
Стенд для объективной оценки результатов протезирования
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование при дефектах голени
Особенности изготовления протезов голени
Эксплуатация протезов голени
Особенности изготовления протезов ПН3-54 и ПП3-55
Протезирование при дефектах бедра
Протезирование при дефектах после вычленения бедра
Протезирование при врожденных аномалиях развития нижних конечностей
Особенности изготовления протезов ПН9-07 и ПН9-08
Протезирование детей с аномалиями развития верхних конечностей
Ортопедическая помощь при деформациях стоп и укорочении конечности
Косолапость
Полые стопы
Пяточная стопа
Отвисающая стопа
Конская стопа
Укорочение конечности

Снятие мерки. Измеряют «длину промежности» — расстояние от седалищного бугра до места прикрепления приводящих мышц. Этот размер должен быть выдержан на слепке и в приемной гильзе, так как у детей с врожденным недоразвитием бедра он часто бывает уменьшен.
Изготовление гипсового слепка на протез ПН9-07. Гипсовый негатив снимают в положении больного сидя, как и с культи голени. Недоразвитая нога слегка согнута в коленном суставе (на 10—15°). На капроновом чулке отмечаются: вертикальная линия отвеса, области мыщелков бедра и надколенника, болезненные костные выступы — гребень большеберцовой кости, лодыжки, натоптыши и омозолелости.
Гипсовый бинт накладывается сверху вниз. Стопа недоразвитой конечности удерживается помощником в максимально корригированном положении под заданным углом сгибания. Посадочная область в верхней трети голени моделируется, как на культе голени, созданием пелотов в областях собственной связки надколенника и вдоль площадок гребня большеберцовой кости. На стопе тщательно моделируется продольный свод. Если стопе придается среднефизиологическое положение, то обязательно подставляется мерная дощечка, и ребенок опирается на нее. Далее гипсовый негатив и позитив изготавливаются по вышеуказанной технологии.
Особенности изготовления гипсового слепка на протез ПН9-08. При одностороннем недоразвитии бедра негатив снимают в положении больного стоя. Предлагают больному максимально расслабить мышцы недоразвитой конечности, конечность вытягивают вниз по вертикали и при этом устраняют наружную ротацию. Стопа устанавливается в положение под углом 125— 140°.
При двустороннем недоразвитии бедер негатив снимают в положении больного лежа на боку с максимально разогнутыми тазобедренными и коленными суставами. Стопа удерживается в заданном или максимально корригированном положении и подтягивается вдоль оси конечности. На чулке чернильным карандашом отмечаются: седалищный бугор, точка прикрепления приводящих мышц, передняя вертикальная линия отвеса, лодыжки — костные выступы, болезненные натоптыши и омозолелости.
Туры гипсового бинта накладываются вначале на боковую поверхность с захватом передневерхней ости и крыла седалищной кости, а также нижненаружного квадранта ягодицы; затем бинт накладывается сверху вниз на всю конечность циркулярно. Снимающий слепок моделирует одной рукой область посадки— поджатием большим и указательным пальцами раскрытой кисти, в виде горизонтального отвала, другой рукой создает пелот — сбоку в надвертельной области.
Такой слепок позволяет изготовить гильзу с высоким наружным козырьком, охватывающим область тазобедренного сустава спереди, сбоку, сзади, и в то же время обеспечить нагрузку на тазовые кости — седалищный бугор и крыло подвздошной кости. Это особенно важно при дефекте проксимальной части бедра, отсутствии головки, недоразвитии и нестабильности тазобедренного сустава. Если тазобедренный сустав нормален, слепок снимается как на культю бедра. Приемные полости, как правило, изготавливаются из полиэтилена высокого давления или слоистого пластика.
Гильза протеза голени изготавливается в два этапа: вначале формуется башмачок для стопы, затем гильза голени. Особенностью этого этапа является дополнительная подготовка позитива. После того как башмачок отформован, на пяточную область позитива наращивается гипс в виде сферического грибка. При этом используется соответствующее углубление переходника. После этого формуют гильзу. Полученную гильзу соединяют через переходник с донышком трубки центральным болтом с шайбой и гайкой. Дальнейшую сборку протеза производят аналогично сборке протеза ПНЗ-48.
Выбор конструкции и полуфабрикатов при протезировании детей с врожденными недоразвитиями нижних конечностей определяется степенью укорочения, состоянием проксимальных суставов, распространенностью недоразвития, наличием сопутствующих дефектов верхних конечностей.
При продольных недоразвитиях с сохранением стопы последняя устанавливается под углом 140—125° в сплошной гильзе. Если подвижность стопы сохранена, назначается протез по типу голени или бедра (в зависимости от общей длины конечности) с подвижным башмачком, укрепляемым к гильзе на двух полуосях. При достаточной силе мышц голени и нормально развитой стопе назначается аналогичная конструкция с активным управлением движениями стопы протеза сохранившейся стопой.
При недоразвитии и нестабильности коленного и тазобедренного суставов недоразвитая конечность помещается в гильзу с высоким наружным козырьком, охватывающим область тазобедренного сустава спереди, сбоку и сзади. Так как у таких больных коленный сустав обычно также неустойчив и расположен значительно проксимальнее, чем в норме, назначается или сплошная гильза на всю недоразвитую конечность, или протез с раздельными гильзами на голень и бедро, соединенными шарнирами с замком или без замка.


Рис. 91. Протезирование при двусторонней амелии нижних конечностей.
а — до протезирования; б — выработка равновесия в тазовом кольце; в — обучение ходьбе на стойках-лыжах; г—ребенок на тренировочных протезах с ротационными устройствами.
Детям с поперечными дефектами по типу культи голени или бедра назначаются протезы голени (ПН3-48, ПП3-19, IIH3-45, ПНЗ-50) с котировочным устройством или бедра (ПН6-42 или ΠΗ6-39). При наличии рудимента стопы для размещения ее в гильзе делается окно или гильза изготовляется со шнуровкой.
При двусторонней нижней амелии протезирование производится после предварительной, часто длительной подготовки: вначале ребенка нужно научить хорошо удерживать в равновесии туловище. С этой целью изготавливается гипсовое гнездо с захватом нижних ребер. Гнездо закрепляется на деревянной площадке. С помощью такого приспособления ребенок обучается передвижению с помощью рук Площадка постепенно поднимается: вначале на полуовальные стойки, затем на стойки- лыжи (рис. 91, а, б, в).
После освоения передвижения за счет ротационных движений таза изготовляются протезы без коленных шарниров, соединенные с полиэтиленовым (или из других материалов) тазовым гнездом (рис. 91, г). В протезах для таких детей обязательны ротационные устройства или стопы с центральными амортизаторами.



 
« Проблема патологии роста в детском возрасте   Противоопухолевые препараты »