Начало >> Статьи >> Архивы >> Протезирование детей с дефектами конечностей

Протезирование детей с аномалиями развития верхних конечностей - Протезирование детей с дефектами конечностей

Оглавление
Протезирование детей с дефектами конечностей
Организация протезно-ортопедической помощи
Опорно-двигательный аппарат ребенка в онтогенезе
Патологические изменения
Деформация культей
Изменения формы культи при наличии костного блока берцовых костей
Деформации культи, вызванные обширными спаянными рубцами
Деформация эпифизов усеченных сегментов
Особенности перестройки дистального отдела усеченных костей
Деформация берцовых костей во фронтальной плоскости
Деформации коленного сустава и культи голени в сагиттальной плоскости
Недоразвитие бугристости большеберцовой кости
Деформация культи малоберцовой кости
Изменение шеечно-диафизарного угла после ампутации нижних конечностей
Клиническое обследование
Биомеханические методы
Соматометрические методы
Кинезиологические методы
Физиологические методы
Особенности ампутации у детей
Ампутация плеча
Ампутация голени, бедра, стопы
Особенности реампутации в детском возрасте
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование, детей с дефектами верхних конечностей
Художественное конструирование предметов труда и быта
Физиотерапевтическое лечение
Лечебная физическая культура
Игровые средства передвижения для детей с дефектами конечностей
Хирургическая подготовка к протезированию
Операции, ликвидирующие пороки и заболевания культи
Создание дополнительных источников управления протезами с внешними источниками энергии
Анатомическое удлинение культей с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов
Функциональное удлинение культи плеча
Операции, направленные на совершенствование системы крепления протезно-ортопедических изделий
Ортопедические операции при врожденных недоразвитиях конечностей
Послеоперационный период
Протезирование детей с дефектами верхних конечностей
Протезирование при дефектах предплечья
Протезирование при дефектах  плеча
Протезирование при дефектах после вычленения плеча
Стенд для объективной оценки результатов протезирования
Протезирование детей с дефектами нижних конечностей
Протезирование при дефектах голени
Особенности изготовления протезов голени
Эксплуатация протезов голени
Особенности изготовления протезов ПН3-54 и ПП3-55
Протезирование при дефектах бедра
Протезирование при дефектах после вычленения бедра
Протезирование при врожденных аномалиях развития нижних конечностей
Особенности изготовления протезов ПН9-07 и ПН9-08
Протезирование детей с аномалиями развития верхних конечностей
Ортопедическая помощь при деформациях стоп и укорочении конечности
Косолапость
Полые стопы
Пяточная стопа
Отвисающая стопа
Конская стопа
Укорочение конечности

До сравнительно недавнего времени считалось, что детей с врожденными дефектами верхних конечностей снабжать протезами вообще не нужно. Необходимо лишь развивать у них способность к самообслуживанию недоразвитыми конечностями или ногами. Эта точка зрения поддерживалась, с одной стороны, широко известной приспособляемостью детей, а с другой — чрезвычайной сложностью проблемы и отсутствием протезов для детей. Повсеместное увеличение числа рождений детей с аномалиями верхних конечностей привело к пересмотру взглядов. По данным Frantz (1967), в США в 1956 г. соотношение детей с ампутационными и врожденными дефектами было 2:1. Через 10 лет оно составило 2 :5.
Современные данные позволяют считать, что протезирование детей с врожденными дефектами верхних конечностей следует рекомендовать уже с 6-месячного возраста, когда ребенок начинает устойчиво сидеть. Для таких детей разработаны специальные конструкции протезов, в том числе с внешними источниками энергии. Задача раннего протезирования — приучить ребенка к протезу, выработать стойкий условный рефлекс.
В нашей стране число детей с дефектами рук сравнительно невелико. Так, по данным обследования двух родильных домов в Ленинграде за 10 лет на 70 222 родившихся выделено всего 13 детей с дефектами верхних конечностей, что составляет 0,0018 % [Войнова Л. Е., 1970]. Однако это не уменьшает значимости раннего протезирования таких детей. Ребенок должен расти с протезом, который при врожденных дефектах сразу воспринимается как часть тела. Полученные в раннем детстве навыки управления протезом в дальнейшем облегчают процесс обучения в школе. Инвалиды, получившие протез поздно, как правило, не могут его освоить и им пользоваться.
Для детей с дефектами верхних конечностей к настоящему времени разработаны протезы на все уровни и для всех возрастных групп. Детям начиная с 6—8 мес показан протез с концевым приспособлением типа «захват». Однако протезирование детей с аномалиями развития нередко существенно отличается от протезирования при ампутационных дефектах и бывает сложным и атипичным. Это объясняется крайним разнообразием клинических проявлений врожденных недоразвитий.
Применительно к протезированию недоразвития верхних конечностей целесообразно разделить на две основные группы дефекты по типу культи и недоразвития всех или отдельных сегментов конечности, требующих, как правило, античной) протезирования.
Первая группа, в свою очередь, разделяется аналогично послеампутационным дефектам па дефекты пальцев и кисти, культи предплечья, культи плеча, отсутствие всей конечности (амелия). При этих дефектах применяются в основном типовые протезы.
Врожденные дефекты кисти и пальцев отличаются наличием амниотических перетяжек, синдактилии, укорочением. Помимо отсутствия одного или нескольких пальцев, у детей встречается расщепленная кисть с дефектом 2-3 центральных лучей.
Протезирование детей при дефектах кисти и пальцев — наименее разработанная область детского протезирования и только сейчас начала интенсивно разрабатываться в Ленинградском институте протезирования.
При сохранении костей запястья может быть назначен протез с вкладной кожаной гильзой с использованием искусственной пластмассовой кисти соответствующего типоразмера. В протезе сохраняется пассивное отведение 1 пальца. Крепление осуществляется манжеткой.
Для длинных культей предплечья характерны сохранение дистальных ростковых зон и наличие подвижного в лучезапястном «суставе» мягкотканного рудимента кисти, иногда с включением маленьких костных образований. Культя оказывается короче здорового предплечья, а булавовидность незначительна, что позволяет применить типовой протез.
На культях предплечья в средней трети рудименты встречаются реже и, как правило, мягкотканные, иногда активные, позволяющие больным удерживать мелкие предметы. Свойственно неравномерное развитие парных костей с искривлением более длинной кости в сторону более короткой, а также смещение луча в плечелучевой суставе. Иногда культя представлена одной локтевой костью. Культи в верхней трети и очень короткие, как правило, имеют относительно большой резерв мягких тканей по сравнению с  другими уровнями. 
При недоразвитии (отсутствии) предплечья, по сохранившейся активной кисти, если «лучезапястный сустав» располагается на уровне здорового локтевого сустава, кисть используется в качестве культи предплечья. Назначается протез по типу тягового протеза предплечья. При общем недоразвитии конечности, если ее длина равна или меньше нормальной плечевой кости, назначается протез по типу протеза плеча.

При врожденных недоразвитиях всех сегментов конечности с ассимиляцией плеча и предплечья, когда общая длина ее равна приблизительно длине здорового плеча и имеется активный рудимент кисти, располагающийся па боковой поверхности «плеча», также изготовляется протез плеча на длинную культю. Для рудиментов делаются вырез и специальная площадка. Основные рекомендации по подготовке к протезированию и протезированию с учетом клинико-рентгенологических проявлений врожденных аномалий развития верхних конечностей изложены в виде прилагаемой табл. 25.

Таблица 25. Анатомо-функциональные особенности врожденных дефектов верхних конечностей у детей и протезирование

Продолжение табл. 25

 



 
« Проблема патологии роста в детском возрасте   Противоопухолевые препараты »