Начало >> Статьи >> Архивы >> Психиатрия позднего возраста

Управление памятью, инсомния, боль, горе - Психиатрия позднего возраста

Оглавление
Психиатрия позднего возраста
Биологические аспекты старения человека
Методы изучения процессов старения
Теории старения
Генетика старения и связанных с возрастом патологических состояний
Экспериментальные методы модификации темпов старения
Старение как энергетический кризис
Социология старения
Социально-экономический контекст старения
Выход людей на пенсию, доход и бедность
Условия жизни пожилых людей
Удовлетворение от жизни, различия в опыте переживания старения
Когнитивные функции и старение
Решение задач и творчество
Функции памяти
Деменция
Синдром рассогласованного исполнения при деменции
Эпизодическая память
Память на отдельные события
Речь
Эпидемиология
Значение демографических тенденций для Великобритании
Эпидемиологический подход
Проведение описательного исследования в популяции людей позднего возраста
Случаи
Доступ, сбор данных
Нейроморфология
Патологические изменения при деменции - болезнь Альцгеймера
Цереброваскулярная деменция
Болезнь Паркинсона, болезнь с диффузными тельцами Леви и деменция
Алкогольное повреждение мозга, гидроцефалия
Болезнь Пика
Болезнь Гентингтона, прогрессивный супрануклеарный паралич, паранеопластический синдром
Болезнь Крейтцфельдта-Якоба
ВИЧ, СПИД и деменция
Нейрохимическая патология нейродегенеративных расстройств
Нейрохимическая патология при болезни Альцгеймера
Нейрохимия и гистохимия глутаматергических нейронов
Предполагаемые связи между патологией нейронов и нарушением метаболизма белков
Нейротрансмиттерная регуляция активности корковых нейронов
Нейрохимическая патология при долевой атрофии
Молекулярная биология и молекулярная генетика деменции
Нейрофибриллярные клубки
Молекулярная генетика болезни Альцгеймера
Молекулярная модель, лечение и молекулярная диагностика болезни Альцгеймера
Деменция, ассоциированная с тельцами Аеви
Болезнь Гентингтона и другие
Спонгиоформные энцефалопатии
Перспектива психиатрии позднего возраста, молекулярной биологии и молекулярной генетики
Психиатрическое обследование
Психиатрический расспрос
Исследование психического состояния
Оценка когнитивных функций
Особые проблемы при беседе с пациентом
Беседа с человеком, предоставляющим информацию о пациенте
Оценка соматического состояния - введение
Оценка соматического состояния
Оценка соматического состояния - сердечно-сосудистые заболевания
Оценка соматического состояния - заболевания органов грудной полости, желудочно-кишечные, опухоли
Оценка соматического состояния - цереброваскулярные заболевания
Оценка соматического состояния - болезнь Паркинсона
Оценка соматического состояния - неврологические знаки, старение и деменция
Оценка соматического состояния - эндокринные и обменные заболевания
Оценка соматического состояния - другие заболевания и состояния
ЭЭГ
Нейровизуализация
Психофармакология позднего возраста
Психофармакология - побочные эффекты лекарств
Психофармакология - побочные эффекты антидепрессантов
Психофармакология - побочные эффекты ингибиторов моноаминоксидазы
Психофармакология - побочные эффекты противоэпилептических препаратов
Психофармакология - побочные эффекты седативных препаратов
Психофармакология - лекарственные препараты в лечении деменций
Психофармакология - режим и схема лечения
Психофармакология - изучение и исследование препаратов
Социальная работа с пожилыми людьми
Социальная работа - юридическая защита
Социальная работа - уход
Социальная работа - ограничения коммунальных служб оказания помощи
Разработка и использование инструментов для психологической оценки
Вопросы измерений в гериатрической оценке
Скрининговые тесты
Диагностические инструменты
Психологическая оценка и психологическое лечение
Как обследовать?
Психологическое лечение
Управление памятью, инсомния, боль, горе
Психоаналитический психотерапевт
Психоаналитический психотерапевт - психодинамическая групповая терапия, примитивные процессы
Психоаналитический психотерапевт - концепция психотерапии
Психоаналитический психотерапевт - тренинг
Семейная терапия
Основные подходы к семейной терапии
Семейная оценка
Общие положения в лечении людей позднего возраста и их семей
Терапия занятостью
Лечение с помощью занятости
Специфические формы и лечебные средства терапии занятостью
Сенсорная стимуляция, адаптация, физическая активность
Виды экспрессивной терапии
Процесс сестринского ухода
Сестринский уход - специфические проблемы
Коммунальный психиатрический сестринский уход
Юридическая ответственность медицинских сестер
Общая медицинская практика и психически больные лица позднего возраста
Эпидемиология и проявление психических болезней
Психически больные - работа с дементными пациентами
Психически больные - врачи общей практики и специальные службы
Психически больные - возможности проведения исследований
Психиатрия позднего возраста в общесоматической больнице
Психиатрия в общесоматической больнице - эффективная консультация
Психиатрия в общесоматической больнице - депрессивное расстройство
Деменция и делирий в общесоматической больнице
Злоупотребление алкоголем среди пожилых пациентов общесоматической больницы
Агрессивное поведение в общесоматической больнице
Юридические и этические вопросы, возникающие в общесоматической больнице

Управление памятью

Wilson & Moffat (1992) предлагают наиболее удачное введение в данную тему, указывая, что традиционную роль психологов нужно расширить, включив в нее развитие приемов запоминания и преодоления других проблем, чтобы помочь пациентам, как индивидуально, так и в группах, справляться с ними. Целесообразно включать в такие группы членов семьи, участвующих в уходе, чтобы они узнали, как адекватно подсказывать пожилому человеку, что от него ожидается, и побуждать его к действиям. Им также полезно поделиться мыслями с другими лицами, принимающими участие в оказании помощи.
При формулировании гипотез ведения больных тщательного изучения заслуживает метапамять, которая охватывает комплекс идей и теорий в отношении памяти и процесса припоминания, определяющий поведение участников системы помощи вокруг пациента с нарушениями памяти. Бесполезно проводить те или иные мероприятия, если они не соответствуют основным убеждениям пациента и лиц, которые осуществляют за ним уход, несмотря на то, что иногда и возможно обучить участников системы усваивать новые приемы.
Случай 4
Он иллюстрирует способы усиления терапевтических стратегий, уже имеющихся в репертуаре пациента, но недостаточно используемых вследствие того, что их считают неподходящими.
Бывший боксер, реагируя на затруднение при выполнении задания по проверке памяти, при котором надо было связать имя человека с фотографией, ответил: «Кэтрин Тейлор... но я схитрил». Психолог дал позитивное обратное подкрепление первой части ответа, но пациент оставался раздраженным и не хотел пояснить вторую часть своего ответа. В конце концов он признал, что для того, чтобы удержать это имя в своей голове, он совершил три действия. Во-первых, «вызвал» образ некой миссис Тейлор — соседки, которую он весьма недолюбливал. Во-вторых, подумал о «Кэтрин Вил» («Catherine Wheel» — фейерверк «огненное колесо»), таково было название его любимой пивной. И наконец, он мысленно нарисовал себя входящим в пивную и свои чувства при виде миссис Тейлор, сидящей на его любимом месте и пьющей из его пивной кружки.
Пациент сначала отверг похвалу психолога о его изобретательности, и так продолжалось до тех пор, пока он не принял такие стратегии, мысленно проведя аналогию с навыком «пригнуться и уклониться», используемой на ринге хитростью, которая была необходима в его прежней профессии. Это дало возможность вовлечь его в занятия по управлению памятью.

Инсомния

Неудовлетворенность сном в позднем возрасте возрастает, и циклы ухудшения становятся более выраженными; другими словами, теряющий сон человек беспокоится о его потере и спит все меньше по мере усиления обеспокоенности. Хотя гипноз и может принести некоторое облегчение, оно не всегда бывает продолжительным, и важная роль при этом отводится психологическим методам лечения .
Психологическое управление инсомнией через контроль над стимулами действует путем подкрепления дискриминативных стимулов (то есть сигналов, при подаче которых возникает определенная поведенческая реакция) таким образом, что они усиливают способность контролировать поведение. Для пациента наступление сна становится менее вероятным, поскольку этому препятствуют другие виды деятельности: чтение, слушание радио или просмотр телепередач, курение, «перекусывание», возвращение к событиям прошедшего дня или предвосхищение следующего дня. Лечение контролем стимулов проводится с целью воссоздать в окружении пациента события, которые подавали бы сигналы ко сну, постепенно устраняя во время работы несовместимые со сном формы поведения.
Терапия релаксационным тренингом подходит тем пациентам, которые еще не накопили отвлекающий от сна репертуар, описанный выше. Обнаружено, что пожилым людям полезна аутогенная тренировка — пассивная релаксация с компонентом самогипноза. (Комбинация этих двух подходов хотя и пропагандируется, однако нуждается в более подробном изучении.)

Хроническая боль

Подходы к ведению пациентов сфокусированы на оперантных программах. Цель — снизить количество принимаемых лекарств и повысить относительную частоту правильного поведения. Используемые методики могут включать: снижение позитивного подкрепления характерного при болях поведения значимыми лицами из окружения пациента, а также лимитирование избегающего поведения, которое ограничивает повседневную деятельность.
Когнитивными методами пытаются изменить процессы внимания пациента, представления и/или самоутверждения пациента в связи с его опытом переживания боли. Из методов совладания, определенных терапевтами, можно назвать: представление приятных образов, ритмическая когнитивная деятельность, фокусирование внимания на внешних объектах, методика признания боли, драматизированное совладание, представление нейтральных образов, дыхательные упражнения, а также поведенческая активность (Woods, 1994b).
Методы, направленные на физиологические изменения, включают релаксацию и биологическую обратную связь.

Горе

Поддерживающее консультирование может уменьшить вероятность нервного срыва из-за утраты близких у пожилого человека. Особыми факторами риска являются: отсутствие семейной поддержки, амбивалентность отношений с человеком, которого пациент потерял, либо особо травматические обстоятельства, на фоне которых произошла утрата. Справиться с горем труднее, если представители организации по уходу слишком активно предлагают пожилому человеку затягивающуюся поддержку или если в целях предотвращения горя и защиты пожилого человека от последствий случившегося на него оказывается давление, направленное на его «возвращение к делам».

Групповая работа

Многие из описанных выше терапевтических подходов используются в групповом формате. В группах для пожилых людей необходима прежде всего приоритетность благоприятных условий для общения. Группы должны быть небольшого размера, их следует изолировать от отвлекающих внимание факторов, необходимо также активное лидерство по меньшей мере двух человек, облегчающих общение (одного — чтобы заставлять группу выполнять задания, а другого — чтобы подхватывать темы, обсуждаемые в процессе общения). Чрезвычайно важно сохранять сплоченность группы. Это можно усилить использованием подхода, направленного на решение проблем. При этом каждый член группы определяет волнующий его вопрос, касающийся повседневной жизни, над которым он хотел бы продолжать работать вместе со своими товарищами по группе как во время терапевтических сеансов, так и между ними.

Заключение

Несмотря на то, что пожилые люди в общем не столь уж разительно отличаются от остальных взрослых в плане обнаруживаемых у них психических расстройств, они проявляют все же более широкий круг индивидуальных различий. У разных людей процесс старения происходит очень своеобразно в различных сферах — биологической, психологической и социальной. Ввиду этого многообразия комплексы методов для оценки и лечения должны планироваться, структурироваться и оцениваться в сотрудничестве с конкретным пациентом и сетью лиц, оказывающих ему помощь.
У психологии есть три взаимосвязанных приоритета, которые необходимо уравновесить. Основная цель — обеспечить, чтобы перспективы психологии в понимании поведения индивидуумов и систем были широко приняты и адекватно использовались. Непосредственная ее задача состоит в том, чтобы сохранять и усовершенствовать имеющиеся сегодня инструменты, методы и концептуальные структуры. Третья задача, пусть и менее неотложная, но столь же важная, заключается в разработке новых подходов и творческой модификации методов, уже показавших свою действенность в других возрастных группах.



 
« Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте   Психотропная терапия и орган зрения »