Начало >> Статьи >> Архивы >> Развитие мозга ребенка

Вкусовой анализатор - Развитие мозга ребенка

Оглавление
Развитие мозга ребенка
Общие закономерности развития центральной нервной системы
Классификация архитектонических формаций коры большого мозга
Развитие новой коры большого мозга в течение первой половины внутриутробной жизни
Особенности обособления и формирования повой коры по поверхности полушария
Местные особенности дифференцировки новой коры на слои
О некоторых онто-филогенетических соотношениях в развитии корковых формаций
Развитие функций анализаторов в онтогенезе
Развитие высшей нервной деятельности и функций анализаторов у животных в онтогенезе
Развитие функций анализаторов у человека в онтогенезе
Кожно-тактильный анализатор
Кожно-температурный и болевой анализатор
Вестибулярный анализатор
Вкусовой анализатор
Обонятельный анализатор
Слуховой анализатор
Пищевые и оборонительные условные рефлексы
Зрительный анализатор
Затылочная область, наружное коленчатое тело, подушка зрительного бугра
Борозды и извилины
Кора затылочной области
Наружное коленчатое тело
Подушка зрительного бугра
Переднее двухолмие
Заключение особенностей развития корковых и подкорковых образований
Височная область, внутреннее коленчатое тело, слуховой анализатор
Верхняя височная подобласть
Средняя височная подобласть
Нижняя височная подобласть
Височно-теменно-затылочная подобласть
Внутреннее коленчатое тело
Височная область, внутреннее коленчатое тело, слуховой анализатор - заключение
Нижняя теменная область
Нижняя теменная область - цитоархитектоника
Постцентральная и верхняя теменная области, зрительный бугор, кожный анализатор
Постцентральная и верхняя теменная области, зрительный бугор, кожный анализатор - цитоархитектоника
Зрительный бугор - цитоархитектоника
Нежные и клиновидные ядра продолговатого мозга
Прецентральная область, двигательный анализатор
Прецентральная область, двигательный анализатор  - цитоархитектоника
Прецентральная область, двигательный анализатор  - заключение
Лобная область
Лобная область - цитоархитектоника
Лобная область  - заключение
Инсулярная область
Инсулярная область - цитоархитектоника
Инсулярная область  - заключение
Лимбическая область
Лимбическая область - цитоархитектоника
Древняя, старая и межуточная кора, миндалевидное ядро, ограда
Древняя, старая и межуточная кора, миндалевидное ядро, ограда - цитоархитектоника
Периархикортикальная зона
Миндалевидное ядро
Ограда, claustrum
Онтогенез проводящих путей мозга человека
Онтогенез проводящих путей мозга человека - заключение
Рисунки

Вкусовой или химический анализатор ротовой полости является важнейшим контактным анализатором. Устанавливаемая через вкусовые пищевые вещества связь организма со средой имеет огромное значение в приспособительной деятельности животного и человека. Периферический конец вкусового анализатора представлен рецепторами (вкусовыми почками) в слизистой оболочке рта. Вкусовые почки у плода начинают развиваться на 3-м месяце внутриутробной жизни. Рецепторы, воспринимающие вкусовые раздражения, на ранних стадиях эмбрионального развития охватывают более широкую область слизистой ротовой полости, чем на более поздних этапах развития плода и у грудного ребенка (Паркер — Parker, 1922; Скрамлик —Skramlik, 1926). Некоторые авторы усматривают в этом обратном развитии вкусовых рецепторов повторение филогенетического развития (Кизов —Kiesow, 1904). К моменту рождения рецепторные приборы оказываются почти полностью сформированными, но в детском возрасте они претерпевают некоторые преобразования в смысле размещения их на поверхности языка. Предполагают, что корковые отделы вкусового анализатора расположены в оперкулярной области над сильвиевой бороздой, примерно там же, где находятся сенсорные и двигательные центры языка, жевательной мускулатуры и глотания, а также в лимбической области. Однако развитие в онтогенезе коркового конца вкусового анализатора изучено мало.
Вкусовые рецепторы начинают функционировать сразу после рождения. Новорожденные дети различают сладкое, горькое, кислое, соленое, при этом вещества сладкого вкуса вызывают обычно сосательные движения, а на горькое, кислое и соленое наблюдается сморщивание лица, закрывание глаз, открывание или судорожное сморщивание рта, выпячивание губ и языка и т. д. (Пратт, Нельсон и Сен, 1930; Кармайкл, 1946; Пейиер, 1962). Судя по изменениям движения рта и мимики у новорожденных детей скоро появляется способность к тонкому различению вкусовых веществ, особенно содержащих сладкое.
Е. С. Кулаковская (1929) у недоношенных и доношенных детей установила пороговые концентрации ряда вкусовых веществ, на которые отмечалась двигательная реакция. Оказалось, что пороговые концентрации растворов хинина, лимонной кислоты и сахара для доношенных и особенно недоношенных детей были значительно выше, чем для взрослых. Так, например, некоторые новорожденные дети .начинали реагировать на 0,01%-ный раствор хинина, на 0,02%-ный раствор лимонной кислоты и на 1%-ный раствор сахара; соответственно пороги этих веществ для взрослого были 0,004, 0,01 и 0,25%.
В связи с тем, что для установления пороговых концентраций различных вкусовых веществ (помимо сладких) и различения их друг от друга методы регистрации сосательных мимических и общих движений оказываются мало пригодными, исследователи, естественно, должны были обратиться к методу условных рефлексов, который позволяет объективно оценивать деятельность вкусового анализатора по отношению ко всем вкусовым веществам.
Изучение вкусовых условных рефлексов в онтогенезе проводилось несколькими авторами. Так, Ц. П. Неманова (1941), исследуя образование условных мигательных рефлексов на сладкую, кислую и обыкновенную воду у детей в возрасте от 8 дней до 2 месяцев 15 дней, показала, что условный рефлекс на вкусовые раздражения вырабатывается к началу второго месяца жизни ребенка. Дифференцирование вкусовых раздражителей, по данным Ц. П. Немановой, возникает во второй половине 2-го месяца жизни. Анализ вкусовых раздражений в этом возрасте возможен в следующих пределах: некоторые дети могут отдифференцировать от обыкновенной воды 1—2%-ный раствор сахара, 0,3%-ный раствор соли и раствор, состоящий из 20 капель лимонного сока и 100 мл обыкновенной воды. Н. И. Касаткин (1951), вырабатывая условный мигательный вкусовой рефлекс на обыкновенную и сладкую воду на детях первых трех недель жизни, пришел к заключению, что образование слабо выраженного вкусового условного рефлекса возможно в конце первого месяца жизни, а в начале 2-го месяца условный рефлекс проявляется в яркой форме. По мнению автора, элементарная вкусовая дифференцировка обнаруживается у ребенка уже во второй половине 2-го месяца жизни. В этом возрасте младенец различает 5%-ный раствор сахара от простой воды. Во второй половине 3-го месяца ребенок дифференцирует 2%-ный раствор сахара от простой воды и от 1%-ного раствора сахара, 0,6%-ный раствор поваренной соли от простой воды и 16 капель лимонного сока, разведенного в 100 мл воды, от 20 капель лимонного сока, разведенного в том же количестве воды. Эти данные говорят о значительной тонкости дифференцировок у ребенка уже на 3-м месяце жизни.
В нашей лаборатории В. А. Осепян (1958), изучая развитие функции вкусового анализатора у детей от 1 месяца 12 дней до 1 года методом условных мигательных рефлексов, пришла к выводу, что вкусовые условные рефлексы на воду, 0,4%-ный раствор поваренной соли, 0,25%- ный раствор аскорбиновой кислоты и 5%-ный раствор сахара вырабатываются в возрасте около 1,5 месяцев. При этом, чем старше ребенок (в пределах трех месяцев жизни), тем меньше сочетаний требуется для того, чтобы выработался условный рефлекс. У детей в возрасте 3—5 и 8—9 месяцев условный рефлекс образуется с одинаковой скоростью — в 1—3-м исследованиях, после 2—21 сочетаний. При одновременной выработке условного рефлекса на вкусовое и звуковое раздражения быстрее вырабатывается рефлекс с вкусового анализатора, нежели со слухового.
По данным В. А. Осепян, у детей 3-х месячного возраста имеет место дифференцирование воды как условного раздражителя от растворов сахара, поваренной соли и аскорбиновой кислоты. Пороговые концентрации дифференцируемых растворов от воды составляют для сахара— 1,08%, аскорбиновой кислоты — 0,1—0,08%, поваренной соли — 0,2—0,4%. Разницы в тонкости дифференцировок (в абсолютных пороговых величинах) у детей в возрасте 3—4 и 8—9 месяцев не обнаруживается, но имеется разница у детей этих групп по скорости образования дифференцировок. При выработке более тонких дифференцировок на растворы с постепенно убывающей концентрацией наблюдается генерализация тормозного процесса. С возрастом генерализация уменьшается и соответственно нарастает концентрация процесса торможения. Выработка дифференцировок на все растворы требует большего числа (25—27) предъявлений дифференцируемого раствора у младших (3—4 месяцев) и меньшего числа (5—14) у старших (9 месяцев) детей. Таким образом, с возрастом анализаторная функция вкусового аппарата повышается, что прослеживается до 6 лет и дальше (Π. П. Лазарев, 1928).



 
« Развивающийся мозг   Рак матки »