Начало >> Статьи >> Архивы >> Развитие мозга ребенка

Слуховой анализатор - Развитие мозга ребенка

Оглавление
Развитие мозга ребенка
Общие закономерности развития центральной нервной системы
Классификация архитектонических формаций коры большого мозга
Развитие новой коры большого мозга в течение первой половины внутриутробной жизни
Особенности обособления и формирования повой коры по поверхности полушария
Местные особенности дифференцировки новой коры на слои
О некоторых онто-филогенетических соотношениях в развитии корковых формаций
Развитие функций анализаторов в онтогенезе
Развитие высшей нервной деятельности и функций анализаторов у животных в онтогенезе
Развитие функций анализаторов у человека в онтогенезе
Кожно-тактильный анализатор
Кожно-температурный и болевой анализатор
Вестибулярный анализатор
Вкусовой анализатор
Обонятельный анализатор
Слуховой анализатор
Пищевые и оборонительные условные рефлексы
Зрительный анализатор
Затылочная область, наружное коленчатое тело, подушка зрительного бугра
Борозды и извилины
Кора затылочной области
Наружное коленчатое тело
Подушка зрительного бугра
Переднее двухолмие
Заключение особенностей развития корковых и подкорковых образований
Височная область, внутреннее коленчатое тело, слуховой анализатор
Верхняя височная подобласть
Средняя височная подобласть
Нижняя височная подобласть
Височно-теменно-затылочная подобласть
Внутреннее коленчатое тело
Височная область, внутреннее коленчатое тело, слуховой анализатор - заключение
Нижняя теменная область
Нижняя теменная область - цитоархитектоника
Постцентральная и верхняя теменная области, зрительный бугор, кожный анализатор
Постцентральная и верхняя теменная области, зрительный бугор, кожный анализатор - цитоархитектоника
Зрительный бугор - цитоархитектоника
Нежные и клиновидные ядра продолговатого мозга
Прецентральная область, двигательный анализатор
Прецентральная область, двигательный анализатор  - цитоархитектоника
Прецентральная область, двигательный анализатор  - заключение
Лобная область
Лобная область - цитоархитектоника
Лобная область  - заключение
Инсулярная область
Инсулярная область - цитоархитектоника
Инсулярная область  - заключение
Лимбическая область
Лимбическая область - цитоархитектоника
Древняя, старая и межуточная кора, миндалевидное ядро, ограда
Древняя, старая и межуточная кора, миндалевидное ядро, ограда - цитоархитектоника
Периархикортикальная зона
Миндалевидное ядро
Ограда, claustrum
Онтогенез проводящих путей мозга человека
Онтогенез проводящих путей мозга человека - заключение
Рисунки

Слуховой анализатор человека является важнейшим по своему значению дистантным анализатором. С его деятельностью связано не только осуществление многообразных безусловных и условных связей организма с внешней средой, но и проявление функций второй сигнальной системы, системы речи. Периферический отдел слухового анализатора представлен сложно устроенным прибором, в котором рецепторной частью является кортиев орган, соединенный через слуховой нерв и проводящие пути с центральной нервной системой. Онтогенетическое развитие периферических отделов этого анализатора изучено недостаточно. Известно лишь, что выделение спирального органа (улитки) происходит на 12-й неделе внутриутробного развития; миелинизация волокон улиткового нерва в основном завитке улитки начинается на 20-й неделе, а в среднем и верхнем завитках значительно позднее (Е. Г. Балашова, 1960). В противоположность этому развитие структур корковых и подкорковых звеньев слухового анализатора изучалось многими авторами (Г. И. Поляков, 1937; С. М. Блинков, 1949; В. А. Абовян, И. И. Глезер и Т. М. Мохова, 1961, и др.).
Многочисленные физиологические данные говорят о том, что слуховые рецепторы начинают функционировать сразу после рождения. Реакция на звук наблюдаются даже у недоношенных детей (Н. И. Касаткин, 1948; Р. И. Поликанина и Л. Е. Пробатова, 1955 а, б; В. Войно-Ясенецкий и М. С. Мелик-Парсаданян, 1955, Н. А. Итина, B. В. Макарова и Д. В. Малаховская, 1955; А. И. Бронштейн и сотрудники, 1958; Пейпер, 1962, и др.).

Реакции на звуковые раздражения недоношенных и нормальнорожденных детей многообразны. Они выражаются в закрывании глаз, мимических движениях, открывании рта, выпячивании губ, общем вздрагивании, урежении дыхания и пульса, а иногда прекращении общих движений, задержке сосательных движений и полном успокоении. Весь этот комплекс двигательных реакций можно характеризовать как проявление различных форм защитных и ориентировочных рефлексов.
Систематические исследования, проведенные в нашей лаборатории Р. И. Поликаниной и Л. Е Пробатовой (1955 а), показали, что у глубоко недоношенных детей (на 3—3,5 месяца), начиная со второго месяца жизни, появляются ответные реакции на звук, носящие разлитой диффузный характер и проявляющиеся в остановке дыхания, общем торможении всех движений или, напротив, в появлении общего беспокойства, в возникновении мимических и нистагмоидных движений. Но по мере развития ребенка эта примитивная форма ориентировочного рефлекса исчезает и к середине 3-го месяца заменяется реакцией на звук в виде поворота глаз и головы по направлению к источнику звука, т. е. характерной ориентировочной реакцией. У детей, не доношенных на 2—272 месяца, исчезновение диффузной реакции на звук и появление типичного ориентировочного рефлекса в форме поворота головы к источнику звукового раздражения наступает к 1—2-месячному возрасту и, наконец, у детей, не доношенных на 1 месяц, реакция на звук уже в первый месяц после рождения может носить характер типичного ориентировочного рефлекса. Угасание ориентировочной реакции происходит также соответственно степени недоношенности — у глубоко недоношенных она не угасает до 2—3 месяцев, а у мало недоношенных угасает в конце первого месяца. Следовательно, у недоношенных детей на определенной стадии развития с помощью ориентировочного рефлекса осуществляется примитивный анализ звуковых раздражений. Примитивная реакция на звук на ранних этапах по своему механизму представляет рефлекс, осуществляющийся на уровне подкорковых образований, а появление типичной ориентировочной реакции уже связано с включением в деятельность корковых отделов анализатора.

Говоря о механизме ориентировочной реакции на звук, следует иметь в виду данные ряда авторов (Н. И. Касаткин и сотр., 1953; Е. Н. Дегтярь, 1960, и др.) о том, что у новорожденного ребенка нет установочной реакции на звук (она появляется только на 3-м месяце), а имеется выраженная реакция поворота головы и глаз в сторону источника светового раздражения. По мнению этих авторов, ориентировочная двигательная реакция на звуковые раздражители у новорожденного ребенка вырабатывается при совпадении этих раздражителей со световыми, иначе говоря, она является условнорефлекторной. Однако этому противоречат многие другие наблюдения, полученные на недоношенных и доношенных детях, а также тот факт, что условные рефлексы на звук на базе безусловной зрительной реакции вырабатываются только в возрасте 2,5 месяцев жизни (Н. И. Касаткин, Н. С. Мирзоянц и А. П. Хохитва, 1953).
А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова (1952) провели у новорожденных доношенных детей анализ звуковых раздражений по проявлению одного из компонентов ориентировочной реакции. В их наблюдениях звуковой раздражитель вызывал у ребенка с первых часов жизни ориентировочный рефлекс в виде остановки сосательных движений. Этот рефлекс при повторных применениях звука угасает, что и характеризует его как ориентировочную реакцию. Применение звуков одинаковой интенсивности, но различного тембра и высоты вызывает различные по своему характеру реакции, что говорит о способности новорожденного ребенка различать звуки по тембру и высоте. У новорожденных детей обнаруживаются также элементы пространственного слуха. Полученные факты, по мнению авторов, свидетельствуют о том, что слуховой анализатор функционирует сразу после рождения и способен осуществлять элементарный анализ звуков. С другой стороны, имеются наблюдения, что задержка общих движений на звуковое воздействие как своеобразная форма звукового сосредоточения не может быть получена раньше 9—10-го дня жизни (Μ. П. Денисова и Н. Л. Фигурин, 1925). Электрофизиологические исследования показывают, что изменения в ЭЭГ на сильный звук могут быть получены через два дня после рождения лишь у небольшого количества детей, но начиная с 7-го дня изменения в ЭЭГ регистрируются постоянно (Канова— Canova, 1958).
Однако о функциональной зрелости слухового анализатора и его способности к анализу звуков более точно можно судить по выработке условных рефлексов и дифференцировок звуковых раздражений.



 
« Радионуклидные исследования отдельных органов   Рак матки »