Начало >> Статьи >> Архивы >> Развитие мозга ребенка

Пищевые и оборонительные условные рефлексы - Развитие мозга ребенка

Оглавление
Развитие мозга ребенка
Общие закономерности развития центральной нервной системы
Классификация архитектонических формаций коры большого мозга
Развитие новой коры большого мозга в течение первой половины внутриутробной жизни
Особенности обособления и формирования повой коры по поверхности полушария
Местные особенности дифференцировки новой коры на слои
О некоторых онто-филогенетических соотношениях в развитии корковых формаций
Развитие функций анализаторов в онтогенезе
Развитие высшей нервной деятельности и функций анализаторов у животных в онтогенезе
Развитие функций анализаторов у человека в онтогенезе
Кожно-тактильный анализатор
Кожно-температурный и болевой анализатор
Вестибулярный анализатор
Вкусовой анализатор
Обонятельный анализатор
Слуховой анализатор
Пищевые и оборонительные условные рефлексы
Зрительный анализатор
Затылочная область, наружное коленчатое тело, подушка зрительного бугра
Борозды и извилины
Кора затылочной области
Наружное коленчатое тело
Подушка зрительного бугра
Переднее двухолмие
Заключение особенностей развития корковых и подкорковых образований
Височная область, внутреннее коленчатое тело, слуховой анализатор
Верхняя височная подобласть
Средняя височная подобласть
Нижняя височная подобласть
Височно-теменно-затылочная подобласть
Внутреннее коленчатое тело
Височная область, внутреннее коленчатое тело, слуховой анализатор - заключение
Нижняя теменная область
Нижняя теменная область - цитоархитектоника
Постцентральная и верхняя теменная области, зрительный бугор, кожный анализатор
Постцентральная и верхняя теменная области, зрительный бугор, кожный анализатор - цитоархитектоника
Зрительный бугор - цитоархитектоника
Нежные и клиновидные ядра продолговатого мозга
Прецентральная область, двигательный анализатор
Прецентральная область, двигательный анализатор  - цитоархитектоника
Прецентральная область, двигательный анализатор  - заключение
Лобная область
Лобная область - цитоархитектоника
Лобная область  - заключение
Инсулярная область
Инсулярная область - цитоархитектоника
Инсулярная область  - заключение
Лимбическая область
Лимбическая область - цитоархитектоника
Древняя, старая и межуточная кора, миндалевидное ядро, ограда
Древняя, старая и межуточная кора, миндалевидное ядро, ограда - цитоархитектоника
Периархикортикальная зона
Миндалевидное ядро
Ограда, claustrum
Онтогенез проводящих путей мозга человека
Онтогенез проводящих путей мозга человека - заключение
Рисунки

Пищевые и оборонительные условные рефлексы на звук вырабатываются уже у недоношенных детей. Н. И. Касаткину (1948) впервые удалось показать, что у детей, не доношенных на 1,5—2 месяца условный мигательный рефлекс на звук образуется в первой половине 2-го месяца, а у некоторых детей на первой неделе 2-го месяца жизни, т. е. в период, отделяющий дату фактического рождения от срока нормального окончания беременности. Таким образом, имеет место ускорение в образовании условных рефлексов у детей, рожденных недоношенными, по сравнению с рожденными в срок. Из этого факта видно огромное влияние окружающей среды на развитие центральной нервной системы ребенка.

Р. И. Поликанина и Л. Е. Пробатова (1955, б) в своих исследованиях подтвердили основные положения работы Н. И. Касаткина и получили новые данные о сроках выработки условных пищевых двигательных рефлексов у недоношенных детей. Сроки образования этих рефлексов на звуковые раздражения зависят от степени недоношенности, причем у детей, много не доношенных, не отмечается ускорения в сроках образования условных рефлексов.
Развитие слуховых условных рефлексов у здоровых доношенных, детей изучалось многими авторами (Н. И. Касаткин, 1935, 1951; М. О. Шрифтзетцер, 1935; Μ. П. Денисова и Н. Л. Фигурин, 1935, 1949; Μ. М. Кольцова, 1949; И. П. Нечаева, 1954; А. П. Крючкова и И. М. Островская, 1957; А. О. Долин и сотрудники, 1961, и др.). Обзор большинства этих работ дан в обширной статье Е. А. Широковой (1958), что избавляет нас от необходимости их подробного освещения. Здесь мы коснемся лишь сроков выработки слуховых условных рефлексов как показателей функциональной зрелости анализатора.
По данным Н. И. Касаткина, пищевой условный рефлекс на звуковые раздражения впервые появляется у детей в пределах 3-й или 4-й недели жизни, а оборонительный (мигательный) условный рефлекс— в конце 4-й или 5-й недели. Упрочение обоих типов рефлексов, происходит значительно позже — в середине 2-го месяца жизни. Большинство других авторов подтверждает указанные сроки образования, слуховых условных рефлексов или считает более отдаленными сроки выработки этих рефлексов. Однако некоторые исследователи (В. С. Дашковская, 1953; А. О. Долин и сотрудники, 1961) отмечают первое появление пищевых и оборонительных слуховых условных рефлексов в более ранние сроки после рождения (7—10-й день). Такое расхождение в сроках образования слуховых условных рефлексов может быть объяснено или различием условий выработки рефлексов (характер раздражителя, подкрепление) или тем, что рефлексы, наблюдаемые в самые ранние сроки, не являются реакциями, осуществляемыми с участием корковых отделов слухового анализатора.
Изучением слуховых условных рефлексов у детей более старшего· возраста (от 1 года и до 10—12 лет) занимались многие авторы (Н. И. Красногорский, 1907, 1939; А. А. Ющенко, 1928; Η. Р. Шастин,. 1925; А. Г. Иванов-Смоленский и сотр., 1930; В. К. Фаддеева, 1930; Р. М. Пэн и М. А. Невская, 1940; Н. И. Козин, 1940; Л. И. Котлярев- ский, 1940; Н. Л. Фигурин и Μ. П. Денисова, 1949; Μ. М. Кольцова. 1949; В. С. Кузнецова, 1952; З. И. Барбашева, 1955, и др.). Данные ряда исследований, выполненных с применением различных методик, говорят о более быстром (в пределах нескольких сочетаний) образовании условных рефлексов на звуковые раздражители у старших детей. В конце первого года и особенно в первой половине второго года идет усиленное образование условных рефлексов через вторую сигнальную систему (Μ. М. Кольцова, 1949), что свидетельствует о значительной зрелости к этому времени слухового анализатора.
Дифференцирование различных звуков у детей раннего возраста осуществляется на более поздних этапах жизни.
По данным Н. И. Касаткина (1951), дифференцировки разнородных звуков (например, тона органной трубы и звука звонка), применяемых на базе пищевого» или оборонительного подкреплении, вырабатываются в возрасте 2— 3 месяцев, после небольшого числа сочетаний или даже «с места». Образование дифференцировок однородных звуков (тоны в пределах, от одной октавы до 4-х тонов) возможно лишь на 3—4-м месяце, а более тонких дифференцировок — в еще более поздние сроки.
Специальное изучение характера и предела анализа звуков у детей раннего возраста (5—9 месяцев) было проведено И. П. Нечаевой (1954). Автором сначала производилось образование положительного (пищевого или оборонительного) условного рефлекса на звук (тон 810 гц), а затем вырабатывались дифференцировки на различные тона, расположенные выше и ниже основного тона (от 4010 до 510 гц). Условные рефлексы на основной тон вырабатывались в возрасте 15-— 29 дней и относительно упрочивались (наблюдались в 50% сочетаний) к 1—1,5-месячному возрасту. После этого вводились дифференцировочные тоны сначала далекие, а затем все ближе отстоящие от положительного тона. Процесс дифференцирования проходил через последовательные стадии — первичной дифференцировки, обобщения звуков, волнообразного упрочения дифференцировки и прочной дифференцировки. В результате исследований было установлено, что дифференцирование тона 4010 гц от основного тона 810 гц образуется у большинства детей в возрасте 4 месяцев; тона 3010 гц — в возрасте 4,5— 5,5 месяцев, а тона 2010 гц — в возрасте 572—6 месяцев. С последующим возрастом граница различаемых тонов приближается к основному, и в 6—7 месяцев дети дифференцируют тоны, разнящиеся от исходного на 1—2 и даже на 3/4—1/2 музыкального тона или 40 гц. При этом возрастные сроки образования дифференцировок на звук при пищевом и защитном подкреплении являются довольно близкими. Изучению анализа звуков у детей более старших возрастов (2—3 года и 7—9 лет) были посвящены лишь единичные исследования (В. С. Кузнецова, 1952; Н. Г. Гарцштейн, 1930; Р. М. Пэн и М. А. Невская, 1940 и др.), в том числе с использованием двигательной методики с речевым подкреплением. Они показали, что дифференцирование звуковых раздражений у этих детей наступает через небольшое число сочетаний. Таким образом, функциональные возможности слухового анализатора ребенка в смысле анализа раздражений уже в возрасте 6—7 месяцев достаточно велики. Это в известной мере согласуется с данными о развитии гистоструктур слуховой области коры (В. А. Абовян, И. И. Глезер, Т. М. Мохова, 1961, и др.). Однако функциональное развитие этой области продолжается и дальше (до 6—7 лет), обеспечивая образование тонких дифференцировок речевых раздражителей.



 
« Развивающийся мозг   Рак матки »