Начало >> Статьи >> Архивы >> Религия и психические болезни

Психика - душа - мозг - Религия и психические болезни

Оглавление
Религия и психические болезни
Психика - душа - мозг
О дьявольской одержимости и божьем наказании
Что такое психические болезни
К чему приводит страх божий
Порча и психозы
Шизофрения и религиозная мания
Болезнь или боговещание?

Представления о «душе» зародились еще в первобытном обществе, много тысяч лет назад. Правда, первобытному человеку была неизвестна неразрывная связь между материей и движением. Он различал неподвижные и движущиеся предметы. Неподвижными ему казались горы, скалы — вообще все неодушевленное, а подвижными — одушевленные, то есть живые, существа. Это привело его к представлению, что все живое имеет какую-то движущую силу — «душу». Растения, которым присущи лишь немногие и ограниченные движения, по мнению первобытного человека, обладали низшей «душой». Более сложную «душу» имели животные с их свободными и разнообразными движениями. Человек с его способностью к весьма сложным движениям и действиям считался наделенным высшей «душой». Если поразмыслить над происхождением слова «одушевленный», то можно видеть, что оно первоначально означало «снабженный душой» и лишь впоследствии приобрело современное значение — «живой».
Возникновению представления о человеческой «душе» способствовали и такие непонятные для первобытного человека явления, как смерть и сновидения.
В те далекие и трудные времена, в период «детства человечества», люди с их примитивными орудиями, с их полной зависимостью от природы испытывали на себе в полной мере ее гнет. Они страдали от голода, холода, дождей, грязи, болезней, диких зверей и многого другого. И очень часто все это приводило к смерти. Смерть была для первобытного человека событием таинственным и непонятным.
Действительно, человек трудится, двигается, ест, пьет, говорит, и вдруг он становится неспособным ко всему этому — холодным, неподвижным. Не имея правильного представления о строении человеческого тела и о причинах смерти, дикарь полагал, что со смертью от человека уходит его «душа», то есть именно то, что делает его подвижным, деятельным, живым.
Не менее непонятными и таинственными были для первобытного человека и его сны. Во время сна человек тоже в основном неподвижен. Однако нередко во сне ему видится, что он находится в каком-то другом месте, что-то делает, двигается, разговаривает и так далее. Не умея правильно объяснять причины сновидений, первобытный человек считал, что во время сна его «душа» вылетает, выходит из тела и где-то самостоятельно скитается, действует. У некоторых древних племен существовал даже запрет переносить спящего с места на место, так как при пробуждении «душа» якобы может не найти тела, и тогда человек умрет. Более того, дикарь не находил никакой разницы между явью и сном, он считал сновидения такой же реальностью, как и действительные события. Так, например, увидев во сне, что кто-то покушается на его жизнь, дикарь мог убить виденного им во сне человека, сославшись на свой сон.
Эти первобытные представления о «душе» лежат в основе всех религий, в том числе и современных, которые, как известно, возникли из самых темных и невежественных представлений первобытного человека о себе и о мире.
Религия учит, что человек имеет смертное тело и бессмертную «душу» божественного происхождения. Душа бестелесна, бесплотна, невидима, нематериальна. Когда человек умирает, перестает существовать только его тело, «душа» же продолжает жить после смерти вечно и, попадая в рай или ад, получает вознаграждение или наказание за ту жизнь, которую вел ее обладатель на земле. Для того чтобы «душа» попала на небо (в рай), поучают церковники, человек должен жить согласно велениям церкви, в страхе божьем, он должен смиряться, покоряться, терпеливо переносить страдания, памятуя, что земная жизнь — это лишь миг по сравнению с вечной загробной жизнью «души». В противном же случае «душа» попадает в преисподнюю (ад), где будет терпеть вечные муки.
Нетрудно видеть, что религиозное учение о «душе» и загробном воздаянии как нельзя лучше соответствует интересам правящих эксплуататорских классов. Оно внушает трудящемуся человеку идеи смирения, покорности, пассивности, беспрекословного подчинения господствующим классам. Учение о «душе» вселяет в угнетенных и порабощенных иллюзорную, несбыточную надежду на избавление от гнета и страданий «на том свете». Терпите и страдайте, говорит церковь, зато после смерти вы будете за это вознаграждены, и чем терпеливее вы будете переносить обиды и страдания в земной жизни, тем большую награду получите в загробной жизни. А будете противиться гнету — вас ждет геенна огненная. Естественно, что человека, проникшегося такими идеями и принимавшего за чистую монету все эти выдумки церковников, легче угнетать и грабить, притеснять, подавлять и эксплуатировать.
Слово «психика» происходит от греческого «психе», что означает «душа». Однако современные научные представления о психике, то есть о сознании, в корне противоположны религиозным вымыслам «о душе».
Наука положила конец религиозному обману. Она доказала, что «души» как таковой нет, а есть психика — особое свойство мозга. Следовательно, ничего сверхъестественного в понятии «психика» нет, и все сложное, важное и нужное в действиях, словах и в поведении человека заложено в его реально существующем мозгу. Развитие психики, мыслительных процессов связано с развитием головного мозга, который управляет сложнейшими отношениями организма с окружающей его средой, регулирует и контролирует их.
Психика человека с ее высшей формой — мышлением — есть функция мозга и присуща только мозгу.
В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» определил: «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи».
Как известно, предметы, явления природы существуют независимо от человека, вне его, но через органы чувств человека (зрение, слух и др.) находят отражение в его мозгу в виде целого ряда психических явлений, восприятий, ощущений, представлений, мыслей и т. д. Таким образом, все мыслительные процессы, сознание есть высшая функция мозга.
Следовательно, лженаучные попытки церковников, заинтересованных в затуманивании сознания людей, доказать, что «душа» отделена от мозга, являются неразумными. Сейчас каждый здравомыслящий человек отлично понимает, что психика неразрывно связана с мозгом.



 
« Ревматические болезни у детей   Рентгенодиагностика заболеваний костей и суставов »