Начало >> Статьи >> Архивы >> Религия и психические болезни

О дьявольской одержимости и божьем наказании - Религия и психические болезни

Оглавление
Религия и психические болезни
Психика - душа - мозг
О дьявольской одержимости и божьем наказании
Что такое психические болезни
К чему приводит страх божий
Порча и психозы
Шизофрения и религиозная мания
Болезнь или боговещание?

Религиозные представления о «душе» в свое время оказали значительное влияние на медицинскую практику. Невежественные, дикие, фанатические взгляды церковников распространялись и на понимание болезней и способы их «лечения».
С давних пор и по настоящее время представители всех религий утверждают, что болезнь — это или «божья кара», или результат деятельности дьявола, или же то и другое вместе. Поэтому основным средством избавления от немощей считались молитвы, заговоры, заклинания и тому подобное.
Такой взгляд распространялся и на психические заболевания, в которых люди находили для себя больше всего загадочного и непонятного. Христианская церковь, организовавшая при своем возникновении гонения на передовую античную культуру, окончательно подавила имевшиеся в древнем мире здравые взгляды на причины и лечение психических болезней.
Ложное представление о душевных болезнях и путях их излечения церковь обосновывала и сейчас обосновывает ссылками на «священное писание» — Библию. И в Ветхом и в Новом завете рассказывается, как людьми якобы овладевает «злой дух» и как «святые» пророки и апостолы исцеляют «одержимых», изгоняя из них дьявола.
Так, в Ветхом завете описывается, как дьявол вошел в царя Саула и сделал его безумным. В Новом завете среди многочисленных «чудес», приписываемых Иисусу Христу, есть и исцеления безумных. В Евангелии от Матфея говорится: «Когда же настал вечер, к нему (Христу) привели много бесноватых, и он изгнал духов словом своим, и исцелил всех больных». В Евангелии от Марка рассказывается: «В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал... Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него». Та же история излагается и в Евангелии от Луки. Способность исцелять «одержимых» приписывается и апостолам, и многочисленным «святым», не имеющим никаких медицинских знаний, а исцеляющих единственно лишь «благодатью духа святого».
Вот из этих наивных сказок и черпают до сих пор церковники способы «лечения» психических болезней.
Для «изгнания бесов» церковники применяли все средства — от специально сочиненных молитв и заклинаний до заключения в подземелья, пыток и сожжения на костре. Вот, например, одно из заклинаний, произносимое священником для изгнания «беса», терзающего тело и душу больного: «О ты, душегубец, окаянный дьявол, нечистый дух, искуситель, лжец, еретик, пьяница, безумец! Заклинаю себя именем господа нашего выйти немедленно из этого человеческого тела. Скройся в пучинах морей или исчезни в бесплодных деревьях...»
Употреблялись и общеизвестные молитвы, например «Отче наш», в которой содержится просьба: «избавимте от лукавого», то есть от дьявола. Был создан целый сложный ритуал молитв и заклинаний, в которых роль главного «целителя» отводилась господу богу.
Церковники внушали, что сидящий в душевнобольных «бес» не любит священных книг, причастия, церковных песнопений, крестного знамения — вообще не выносит ничего «святого». Поэтому употреблялись и такие средства, как настой из пепла от церковных кадил, «святая» вода, глотание церковных свечей и тому подобное.
Католическая церковь, в частности, считала душевные болезни результатом добровольного союза с дьяволом, поэтому психически больные люди были, по ее мнению, не больными, а опасными преступниками. В период разгула кровавой инквизиции церковь наряду с «еретиками» отправляла на костер и душевнобольных. Люди, отличавшиеся некоторыми странностями поведения, объявлялись «колдунами» и «ведьмами», а это означало, что они обречены на сожжение живыми. Церковь официально признала существование «колдунов» и «ведьм» и даже издавала специальные инструкции для их распознавания. Так, в одобренном римским папой сочинении иезуитов Инсистора и Шпренгера «Молот ведьм» подробно описывается, какие признаки можно считать доказательством одержимости «дьяволом», как надо изгонять «бесов» и т. д.
Руководствуясь этим своеобразным «учебником» по психическим болезням, церковники погубили немало ни в чем не повинных больных людей. Бесчеловечное обращение с душевнобольными церковь ставила себе чуть ли не в заслугу. «Ибо пусть лучше тленное тело сгорит на костре, нежели душа ввергнется в геенну огненную», — заявляли служители церкви. Они считали, что сожжением тела спасают «душу грешную».
Эти жестокие убийства церковники оправдывали лицемерными фразами о спасении «души», что, впрочем, не мешало им прибирать к рукам имущество казненных.
В России с душевнобольными обращались несколько мягче. Русская православная церковь считала психически ненормальных людей одержимыми «бесом» помимо их воли, и поэтому больных «всего лишь» заточали в мрачные монастыри. На Западе — костер, в России — подземелья монастырей — вот какая судьба постигала психически больных по воле служителей всех и всяческих религий, лицемерно проповедующих любовь к ближнему, терпение и незлобивость.
И если с зарождением и развитием медицинских знаний ученые начали постепенно изыскивать более или менее действенные средства против телесных недугов, то безраздельная монополия на «лечение» душевных болезней еще надолго сохранялась за церковью.
Забота о «душе» — дело духовных властей, — поучали проповедники религии и брали «под опеку» психически больных людей. При этом в зависимости от своих целей церковники объявляли одних душевнобольных «боговдохновенными», «блаженными», а других — одержимыми «нечистой силой». Ясно, что ни о каком настоящем медицинском лечении в таких условиях не могло быть и речи. Проповедники религии решительно противились научному изучению психики и применению научно обоснованных способов избавления от психических болезней.



 
« Ревматические болезни у детей   Рентгенодиагностика заболеваний костей и суставов »