Начало >> Статьи >> Архивы >> Религия и психические болезни

Порча и психозы - Религия и психические болезни

Оглавление
Религия и психические болезни
Психика - душа - мозг
О дьявольской одержимости и божьем наказании
Что такое психические болезни
К чему приводит страх божий
Порча и психозы
Шизофрения и религиозная мания
Болезнь или боговещание?

С каждым годом все реже, но все еще встречается довольно широко известное во врачебной практике заболевание — истерия. Причины возникновения этой болезни разные. Болезнь выражается многими признаками (симптомами): в одном случае «комок подкатывается к горлу», в другом — появляются слезы, смех, причем и то, и другое без всякой видимой внешней причины, и даже могут наступить так называемые душевные слепота и глухонемота. У таких больных иногда развиваются параличи, в результате чего они не могут шевельнуть ни ногой, ни рукой. Случаются так называемые истерические припадки: появляются судороги, больной кричит, стонет, но сознания почти не теряет.
Кроме упомянутых выше признаков, следует указать на характерную для больных истерий огромную болезненную внушаемость и самовнушаемость, отличающуюся большой стойкостью. У больных истерией на первом месте стоят чувства (эмоции), а уж потом — рассудок. Их переживания столь ярки, разнообразны и изменчивы, больные настолько меняются под влиянием этих чувств и подчинены им, что иногда диву даешься: тот ли это человек, который только что с вами разговаривал. Проявления истерии очень разнообразны: от слез и смеха до тяжелого психического заболевания — истерического психоза.
В чем же причина истерии, как ее лечить?
Чем только не объясняли это довольно сложное заболевание, известное еще в древние и средние века, когда оно было более распространено, чем в настоящее время. Причиной истерии (заболевание чаще возникает у женщин) считали и поражение матки (отсюда и название болезни: греческое слово «истера» значит матка), и колдовство, и «одержимость». Когда «бес» вселяется в человека, у больного возникает истерический припадок, который усиливается вследствие того, что «бес», сидевший в его теле, плюется (отсюда судороги) и даже кусается и от боли и злости швыряет больного на пол, заставляет его кататься и т. д.— так объясняли церковники припадок истерии.
Некоторые западные ученые-идеалисты, оторванные от материалистического понимания нервных процессов, склонны были связывать истерию и с сексуальными (половыми) переживаниями, и с невытесненным, как они любят говорить, психическим комплексом, и с другими надуманными и далекими от научного понимания этого сложного заболевания толкованиями.
Научное объяснение возникновению истерии дал выдающийся русский ученый И. П. Павлов. В основе этого заболевания И. П. Павлов видел слабость нервной системы и ослабление центра контроля в коре головного мозга. Значит, на первый план выступает деятельность так называемой подкорковой области головного мозга. Растормаживаются все подкорковые образования, контроль коры головного мозга резко слабеет и высвободившиеся нервные механизмы проявляются в виде чувственных инстинктивных реакций. В это время страдающий истерией человек мечется, стонет, кричит, плачет и смеется, бросается на пол — у него наступает истерический судорожный приступ.
Мы говорили выше, что люди, страдающие истерией, крайне внушаемы. Недавно в Орле предстала перед судом некая авантюристка Извекова, которая не занималась в течение длительного времени общественно полезным трудом. Ей предъявили обвинение в том, что она, используя религиозные предрассудки некоторых граждан, «лечила» их молитвами и заговорами от разных болезней и в особенности от «порчи», а в действительности наносила вред здоровью людей, доверивших ей свою судьбу.
Известны такие факты, когда «кликуш» (больные одной из форм истерии) водили в церковь с целью изгнать из них «бесов», вместо того чтобы посоветоваться с врачом-психиатром. Этим тоже наносился вред здоровью больных: упускалось дорогое в таких случаях время, и в результате болезнь принимала затяжной характер.
Так, упомянутая мошенница Извекова «лечила» одну из своих «пациенток», гражданку Р., непосредственно в церкви. В ходе «лечебного сеанса» больная внезапно стала кричать, кататься по полу. Врачи, исследовавшие потом Р., установили у нее серьезное заболевание — истерический психоз, и она поступила на лечение в психиатрическую больницу. Р. могла и не заболеть, если бы сознание ее не было отягощено мыслью о том, что она «порченая, заколдованная», в чем ее, преследуя далеко не бескорыстные цели, убедила Извекова. Здесь огромную роль сыграло то, что у Р. нарушилось нормальное соотношение между двумя важнейшими нервными мозговыми процессами — возбуждением и торможением.
Слабая нервная система под влиянием чрезмерно сильного раздражителя, которым явилось утверждение Извековой, что она якобы «порченая», дала ответ. В мозгу Р. в результате сильного страха перед будто бы овладевшей ею «бесовской силой» произошло торможение коры головного мозга и одновременное расторможение подкорковых образований, или, как образно говорил И. П. Павлов, наступило «буйство подкорки». Сдерживаемые до этого инстинкты и чувства вылились в бурную истерическую реакцию, во время которой больная была не в состоянии отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Это расторможение подкорковых функций и привело к нервным взрывам — истерическим припадкам.
При истерических психозах у больных могут появиться, например, зрительные галлюцинации. Они видят распятого на кресте Христа, а сами в это время перевоплощаются в разных «святых дев» и «ведьм», воображают, что они находятся то на небе, то в аду в зависимости от того, что они себе внушают в религиозном экстазе. Галлюцинации — это представления, доведенные до интенсивности реальных видений. Возникают они в результате резкого преобладания процесса возбуждения над торможением, вызванного расстройством нервной системы.
У больных истерией в это время меняется настроение, появляется бред. Некоторые из этих больных под влиянием церковников считают, что в них вселился «дьявол», который тащит их в «преисподнюю». В страхе они мечутся, находясь в состоянии резкого психического и двигательного беспокойства, ищут спасения от «нечистого», иногда даже пытаются покончить с собой. Вот тут-то и определяют, что человек заболел истерическим психозом. Наступает это болезненное состояние вследствие того, что все внимание больного сосредоточивается на внушенном ему ранее представлении. Все то, что находится вне этих переживаний, у него заторможено, а очаг возбуждения (в данном случае в виде религиозных переживаний) все более и более усиливается и в конце концов развивается в так называемое сумеречное состояние сознания. Человек в это время полностью дезориентируется, у него появляются галлюцинации, которые бывают очень разнообразны, и религиозные бредовые высказывания. Больные видят картины, чаще устрашающего, карающего характера, с угрозой «посмертного суда». В этих случаях психика человека с ослабленной нервной системой, с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью находится под влиянием тяжелой психической травмы (внушение о «порче»). Особенно легко возникает истерический психоз у людей с примитивным мышлением, невежественных. И вот такой сильный раздражитель, как, например, мысль об «одержимости бесом», внушенная представителями церкви, оказывает пагубное влияние на и без того неустойчивую нервную систему. Происходит перенапряжение корковых процессов. Кора головного мозга ослабляется, а подкорковая деятельность усиливается.
Может возникнуть законный вопрос: только ли у людей со слабым типом нервной системы может наступить истерия или же это заболевание может развиться и у лиц с сильным типом нервной деятельности? Чаще всего истерией заболевают люди со слабой нервной системой. Но бывает и так, что в результате остро наступившей или же длительной психической травмы, какой-либо крайне неблагоприятно сложившейся обстановки возникает перенапряжение корковых процессов, ослабляется кора головного мозга и у людей с сильной нервной системой. Тогда усиливается находящаяся под обычным контролем коры деятельность подкорковых функций. Следовательно, у человека даже с сильным типом нервной деятельности может наступить заболевание истерией, хотя, повторяем, очень редко.
Приводим пример. В больницу пришла молодая учительница в сопровождении матери. До этого, как выяснилось при обследовании, учительница никогда не страдала нервными и психическими болезнями. Жизненные условия были хорошими. Мать девушки рассказала, что Аня (так звали больную) всегда была веселой, живой и уравновешенной, интересовалась книгами, театром, любила общество своих товарищей, свою профессию, хорошо работала в школе. И вот около полугода тому назад Аня полюбила молодого человека, к несчастью, оказавшегося легкомысленным и нечестным. Он обманул девушку, грубо оскорбил ее. Услышав оскорбление, Аня упала, с ней случился истерический припадок. Припадки стали повторяться. Они сопровождались рыданиями и стонами. Девушка заболела истерией.
Мать больной, давно находившаяся под влиянием церковников, решила обратиться за помощью к знахарке, которая пыталась за большую плату «лечить» больную «святой» водой, но вывести ее из болезненного состояния, конечно, не смогла. Мать повторно повела дочь к «целительнице». Та заявила, что она «изгонит беса», но нужна дополнительная плата. Тогда мать отдала еще сто рублей и шаль. Как ни была болезненно напряжена нервная система у молодой учительницы, но, услышав об этом, она тут же выбежала из дома шарлатанки. Тогда мать повела больную к врачу -психиатру. После проведенного курса лечения, индивидуальных бесед, разъяснений больной существа ее болезни и после нескольких сеансов гипноза девушка полностью выздоровела. О «лечении» же у ненавистной знахарки Аня просила врача больше никогда не вспоминать.

Врачам-психиатрам и невропатологам давно известно, что под влиянием самовнушения и внушения у больных истерией могут возникнуть и в то же время самопроизвольно исчезнуть такие болезненные явления, как параличи конечностей, истерическая глухонемота, слепота и т. д. В таких случаях проверенным методом лечения является гипноз. Во время него наступает не полное, а частичное торможение коры головного мозга, т. е. оно распространяется не на все его отделы. Во время сеанса гипноза врач внушает больному, что он выздоровеет, что заболевание его обратимо, преходяще, что он вернется к труду.
Уместно рассказать здесь еще об одном случае из врачебной практики.
...В кабинет врача входит женщина средних лет, опирающаяся на костыль. На ее лице написаны безнадежность и отчаяние. Вот уже четыре месяца, как она не владеет правой ногой. А произошло это после того, как женщина во время гололеда упала и ушиблась. Случайно проходившая мимо нее незнакомая старая женщина строго взглянула на упавшую и сказала: «Это, милая, тебя бог наказал за грехи. Молись, молись, и он, милосердный, тебя простит и помилует». Наша больная в эту минуту вдруг почувствовала, что не владеет ногой. «Наверное, парализовало», — подумала она. И, вспомнив совет прохожей, стала умолять бога простить ей грехи. Но сколько она не молилась, нога оставалась малоподвижной. Женщина ходила в церковь, приносила в жертву богу деньги, но бог все «не миловал». Без костыля между тем ходить стало невозможно.
По совету соседа женщина обратилась к врачу. Понадобился длительный курс лечения и внушения, чтобы больная прежде всего вышла из-под влияния поразившей ее фразы случайной прохожей-богомолки и поняла, что у нее нет паралича, а тем более возникшего из-за ее «грехов».
Больная поправилась. Исцелил ее врач, а не молитвы и подношения богу. Так «паралич» истерического происхождения прошел бесследно.
Но ведь могло произойти иначе. Допустим, что самовнушаемый человек, заболевший истерией или другим нервным заболеванием, обратился за помощью к знахарю или церковнику и под влиянием их убеждений внушил себе, будто бы он получил некоторое временное облегчение. А ведь шарлатаны применяют довольно часто такой метод «лечения» легко внушаемых людей, ставший в их руках источником личного обогащения. В целях рекламы шарлатаны и их сообщники широко распространяют слух о «чудесном исцелении» той или другой больной. В действительности же человек, привязавшись к тому или другому «святому» мошеннику и часто посещая его, еще тяжелее заболевает, запуская свою болезнь. И только врач, к которому в конце концов не в силах терпеть больше страдания обращается больной, оказывает необходимую помощь.
Так, пользуясь болезненной внушаемостью больных истерией, церковники и знахарки, наживаясь па чужой беде, проповедуют веру в какую-то сверхъестественную их силу, способную якобы излечивать больных. Попавшие же в их гнусные сети больные люди распространяют об этих «исцелителях» слухи среди других невежественных людей.
Вспоминается еще один случай из врачебной практики.
Однажды в участковую больницу привезли молодого охотника в очень тяжелом состоянии. Как было установлено врачом при обследовании, больной страдал тяжелым заболеванием сердца на почве ревматизма. Но бабка-знахарка на хуторе, где жил больной, убедила его и родных, что он «одержим бесом», что «бес», держит его, как в тисках, и не дает ему жить. Охотник был малограмотный. Поверив в то, что ему наговорила знахарка, он попросил бабку о помощи. Чем только ни «лечила» она охотника: и «заговором», и сажала его в бочку с горячей водой, чтобы «выпарить беса» из тела, и «святой водицей» поила, и даже хомут с прикрепленными к нему гусиными лапками на шею больного надевала, утверждая, что «бес на этих лапках убежит», но больному не становилось легче. Его состояние ухудшалось. Больше того, к основному сердечному заболеванию присоединилось нервное расстройство с истерическими припадками: бабка «помогла», напугав тяжелобольного «бесом». Долгое время больного ничто не могло успокоить. Его родным посоветовали обратиться в больницу. Когда родители поняли наконец, что их сын погибает от какой-то тяжелой болезни и что бабка не только не помогает, но, напротив, состояние здоровья сына ухудшается, они повезли его в больницу.

Жизнь молодого охотника была спасена врачами. Кроме лечения больного от ревмокардита, как основного заболевания, его пришлось лечить еще и от нервной болезни, возникшей в результате «лечения» у знахарки. По совету врача молодой охотник после выписки из больницы переменил местожительство, изменил условия жизни и труда, так как ему нельзя было продолжать заниматься охотой.
Так возникают психозы, с которыми впоследствии, уже в условиях психиатрических лечебных учреждений, куда поступают подобные больные, приходится иметь дело врачам-психиатрам. Под воздействием гипноза или длительных бесед врача с больным удается рассеять пагубные для здоровья его религиозные заблуждения и больной выздоравливает. Нервная система таких больных укрепляется благодаря соответствующему лечению.
После выписки из больницы они должны стараться не попадать больше под влияние церковников, знахарей. Людям, пережившим истерический религиозный психоз, необходимо заняться общественно полезным трудом.
Говоря об истерии, нельзя не упомянуть об одной из самых тяжелых ее форм — так называемом кликушестве. Это заболевание было распространено среди крестьянок дореволюционной России. Кликушество особенно привлекало к себе внимание потому, что припадки у кликуш происходили обычно в церкви. Больная вдруг начинала пронзительно кричать не своим голосом, плакать, биться в судорогах, глаза закатывались, лицо становилось мертвенно-бледным или сине-багровым.
Кликуш пытались «излечивать» при помощи молитв, причастий, церковных свечей, кадил, крестов и т. д. Священники, да и сами кликуши считали, что причиной подобных припадков является то, что в тело человека «вселился бес», терзающий его, что только молитвами можно изгнать «дьявола» из тела, ибо «нечистый дух» не выносит ничего «святого».
Эти сказки о вселившемся в тело «бесе» не имеют ничего общего с заболеваниями кликушеством. Действительными причинами этой болезни были тяжелые условия жизни крестьян в дореволюционное время и в особенности тот невыносимый гнет и тяжкий труд, которые ложились на их плечи. Непосильный труд, раннее материнство, униженное положение женщины в семье — все это подрывало ее здоровье. К тому же поддерживаемые церковью и широко распространенные суеверия о «бесах», «колдунах» и «ведьмах», которые будто бы в любой момент могут наслать на человека «порчу», возбуждали воображение женщин и угнетающе действовали на их восприимчивую нервную систему. Вера в то, что сидящий в них «бес» не любит церковной обстановки, приводила к тому, что кликуши испытывали особенное нервное напряжение во время церковных служб и именно в церкви у них случались тяжелые истерические припадки. В медицинской литературе описывались случаи, когда «эпидемия» кликушества охватывала чуть ли не всех присутствовавших в церкви людей. Дело в том, что подражание особенно свойственно больным истерией, и многие заболевания кликушеством возникают именно на этой почве.
В наше время кликушество почти исчезло, так как условия жизни людей коренным образом изменились. Однако до сих пор встречаются шарлатаны, которые пытаются инсценировать эту болезнь, надеясь привлечь к себе внимание верующих, поддержать в них суеверие и, самое главное, извлечь из этих предрассудков материальную пользу. Вот, например, как описывает один из таких случаев бывший семинарист Е. Дулуман:
«Мне не раз втолковывали, что в человека может вселиться дьявол, который временами полностью управляет телом человека. Как-то в нашей церкви мне показали такую «бесноватую». Скромная, тихая и тщедушная женщина во время святого причастия вдруг закричала грубым мужским голосом. Двое дюжих мужчин с трудом удерживали ее. И лишь когда ее насильно причастили, она утихла... Недели через три я снова увидел ее в церкви. Вскоре я приметил и знакомых мне двух мужчин. Я решился проверить «бесноватую». Приняв начальнический вид, я приблизился и тихо, но строго сказал ей:

  1. Если и сегодня будет кричать бес, я вызову скорую помощь и отправлю вас в сумасшедший дом...

Ответ был довольно неожиданным для меня:

  1. Антихрист! А еще семинарист! Ведь я кричу во славу божию.

И во время причастия бес молчал, испугавшись, по- видимому, скорой помощи...»
Ни бог, ни дьявол, ни прочие вымыслы больной религиозной фантазии не являются причиной истерии. Причина ее самая естественная: неуравновешенность нервных процессов в организме человека, возникающая в основном под влиянием неблагоприятных условий среды, где первое место по справедливости надо отдать уродующим душу темным и невежественным представлениям о «божьей каре» и «нечистой силе».

Широко известным психическим заболеванием является эпилепсия, протекающая с судорожными припадками и расстройствами сознания. Эта болезнь известна с древнейших времен. Она, по свидетельству современников, не щадила никого: ни фараонов, ни царей, ни придворных вельмож, ни мудрецов, ни силачей-геркулесов, ни простого люда, ни даже «святых».
Так, известно, что эпилепсией страдал Магомет, основатель мусульманской религии. Несмотря на «святость», судорожные припадки и временами наступавшие психические расстройства мучили «пророка» всю жизнь и никакая «божественная» сила не могла спасти его от этой болезни. Магомет и его приверженцы старались выдать это очень тяжелое болезненное расстройство центральной нервной системы за «священную» болезнь, всячески рекламировали его, но факт оставался фактом — эпилепсия так и была вечным уделом, тяжким страданием Магомета — «великого пророка», «представителя Аллаха на земле».
Эпилепсия столь разнообразна в своих проявлениях, что каждое из них могло бы стать предметом отдельного большого научного исследования. В разные времена эпилепсия носила различные названия: «священная болезнь», «трясучка», «порча», «черная немочь» и др. В народе эпилепсию чаще называют «падучей болезнью», ибо самым характерным признаком этого заболевания являются припадки, когда человек падает в судорогах где попало.
В древние и средние века эта болезнь поражала воображение людей своей внезапностью и силой припадков, необъяснимостью их природы и теми изменениями разума, которые очень часто сопровождают эпилепсию. Оставалось принять единственное, внушенное церковниками, объяснение этой болезни — вселение в больного «злого духа». Однако и в те времена были просвещенные люди, которые отрицали все «священное» в этой болезни. Так, древнегреческий врач Гиппократ говорил, что эпилепсия не божественнее и не священнее, чем другие болезни. Он утверждал, что причина этой болезни — заболевание мозга.
Но знахари и духовенство уверяли, что люди, страдающие эпилепсией, — «бесноватые», «юродивые», «блаженные». Следовательно, лечить человека с такой «священной» болезнью должны не врачи.

Слово «эпилепсия» происходит от греческого «эпилепсейн», что означает «неожиданно быть охваченным, внезапно падать». Самый заметный признак болезни — это характерные припадки. Эти припадки настолько ярко выражены и настолько тяжелы, что часто и несведущий в медицине человек запоминает их надолго.
Эпилептическому припадку предшествует так называемая аура — состояние, по которому больной чувствует наступление припадка за несколько секунд до его начала. Еще Гиппократ говорил, что «у кого эта болезнь вошла в привычку, те предчувствуют припадок и поэтому избегают взора человеческого и спешат домой, если это близко. Дети же сначала вследствие непривычки падают где придется; когда же чаще поражаются болезнью, то, предчувствуя ее, бегут к матери или к другому наиболее известному им лицу вследствие болезни и страха болезни».
Предвестники припадка различны. Так, один больной перед припадком бросил чашку через плечо и сдернул со стола скатерть, другой бил в станционный колокол, оказавшись в это время на вокзале; иногда перед глазами больного мелькает огромной силы и яркости красное пламя или появляется беспричинный страх и другие, часто неприятные, явления и ощущения.
Духовенство старалось внушить верующим, что аура — «божественное» предсказание священного просветления «божьих угодников». Церковники, отлично зная, что вслед за аурой, как правило, наступает припадок, могли «предсказать» его, и нередко невежественные люди расценивали это как некую божественную силу, которой владеют служители культа.
Когда при эпилепсии наступает так называемый большой судорожный припадок, больные падают где находятся, и не помнят ни начала, ни конца припадка. Опасность его для больного заключается в том, что припадок возникает в любой обстановке.
Бывают и малые припадки, когда больной эпилепсией лишь на очень короткое время теряет сознание. При этом он не падает, а лишь устремляет вперед взгляд, не замечает окружающего и впоследствии совсем не помнит о случившемся. Бледность и странная неподвижность лица дают возможность находящимся около больного лицам понять, что у него наступил малый приступ эпилепсии.
И это состояние, когда человек как бы выключается из окружающей среды, было использовано духовенством. Служители церкви утверждали, что «святые» в это время возносятся к небу, внимают божественному или ангельскому гласу. А в Коране — священной книге мусульман — описывается, как Магомет в своих эпилептических переживаниях якобы был вознесен на седьмое небо в течение такого короткого промежутка времени, которое нужно для того, чтобы поднять упавший кувшин и не дать воде вылиться из него.
Но эпилепсия проявляется не одними только припадками. Болезнь, кроме того, может сопровождаться и серьезными психическими расстройствами. Так, припадок с судорогами может не наступить, но вместо него у больных появляется такое состояние, когда они стремятся ударить кого-нибудь и даже способны совершить убийство. Речь при этом становится бессвязной, возникают галлюцинации, больной пытается защититься от воображаемого врага или напасть на него.
Бред больных эпилепсией очень часто носит религиозно-мистический характер, причем это наблюдается даже у тех больных, которые никогда не были ранее, до болезни, верующими. Больным слышится страшный голос дьявола, перед ними предстают видения ада или рая и т. д. Такие больные часто упоминают бога и разных святых, приводят целые стихи из Библии, произносят бессмысленные фразы религиозного характера, причем все это сочетается с галлюцинациями, с болезненной тоскливостью, с агрессивными настроениями и действиями.
Около тридцати лет страдает М-ко эпилепсией. Он развивался нормально, окончил техникум, работал, женился. В 1937 г. у него служился большой судорожный припадок. После этого спустя несколько лет у М-ко изменился характер. Под влиянием болезни он из весельчака превратился в мрачного богомольного ханжу. Находясь в психиатрической больнице, М-ко убеждает всех, что имеет связь с богом, что господь у него «в голове», что он пишет, подобно библейскому пророку Моисею, под диктовку бога. Считая себя лицом «священным», требует от врача и санитарок особого внимания. Мышление его обстоятельно, вязко, он с трудом переходит от одной мысли к другой. Слова о боге произносит с нарочитым пафосом и экзальтацией. Очень навязчив со своим религиозным бредом. Все делает с молитвой на устах, даже когда нападает на других больных; считает, что обладает пророческим даром и всем навязывает свои «пророчества», пишет письма различным духовным лицам. При всем этом очень мелочен, злобен, мстителен, занят исключительно своей личностью.
Представим себе, что больной с таким бредом, лишенный критического отношения к своему заболеванию, находился бы не в больнице, а в среде невежественных религиозных людей. Вполне возможно, что он был бы провозглашен «пророком», «святым» или «духовидцем».
Каковы же причины этого тяжелого заболевания? Их много: опухоли мозга, травмы черепа, сосудистые заболевания головного мозга, глисты, ревматизм, сифилис, длительное злоупотребление водкой и др. И все эти причины вполне естественно земные. Причиной эпилепсии может быть и токсическое (ядовитое) действие крови самих этих больных на центральную нервную систему.
Больной А. до поступления в больницу страдал припадками в течение четырех лет. У него были найдены глисты и проведено лечение. В первый месяц после лечения у больного хотя и не так часто, как прежде, но еще наблюдались припадки, затем они стали появляться все реже и, наконец, совсем прекратились. Два года наблюдали мы за этим больным после выписки из больницы. Припадков у него больше не было.
Интересно, что родители А. говорили, будто внутри у больного «явственно шевелится бес». Они призвали на помощь деда, славившегося в их округе умением «изгонять бесов» из припадочных... Дед полагал, что излечение больного — это только дело веры: два-три крестных знамения — и «бес» сгинет. Но не удалась деду эта «операция». И только врач сумел установить истинную, а не вымышленную причину заболевания: влияние выделяемого глистами яда на центральную нервную систему.
Люди, нуждающиеся в серьезном лечении, нередко считаются в сектантских общинах «святыми», особо приближенными к богу. Их эпилептическому бреду благоговейно, на коленях внимают члены секты. Когда у больных наступает судорожный приступ, никто не оказывает им никакой помощи, так как считается, что именно в этот момент на них сходит «святой дух». В итоге страдает больной. Не получив своевременного лечения, он запускает болезнь. Наступает психическое расстройство, слабоумие.
И. П. Павлов считает, что эпилепсия развивается в силу указанных выше причин на фоне сильного, но вместе с тем неуравновешенного типа нервной системы. В мозгу таких больных более или менее длительное время накапливается возбуждение, но оно не находит выхода из-за болезненной инертности (застойности) раздражительного процесса в том участке мозга, который управляет движениями различных частей тела. Когда же возбуждение достигает определенного предела, происходит как бы разряд в виде припадка. Сильный очаг возбуждения возникает на фоне глубокого торможения в коре головного мозга. Последняя выключается, что приводит к потере сознания и расторможению подкорковых образований.
Научное объяснение этой болезни не оставляет решительно никакого места для мифических сверхъестественных сил. Человек, страдающий эпилепсией, — это больной, а не «святой» и не «бесноватый». В православной церкви до сих пор распространен культ так называемых блаженных, близких к святым. Кто такой «блаженный»? По определению церкви, это «святой человек, принявший на себя вид немощного духом, дабы славить господа». «Блаженным» молятся, в их честь строят храмы, произносят проповеди. Но если рассудить здраво, то возможны только два варианта: «блаженные», «юродивые» либо действительно «принимали на себя вид», то есть инсценировали, симулировали слабоумие, либо фактически были «немощными духом», то есть страдали психическими расстройствами. Следовательно, в первом случае это обман, поддерживаемый и распространяемый церковниками, а во втором — поклонение психически неполноценным людям, которые нуждаются   в почитании, а в длительном и упорном лечении.



 
« Ревматические болезни у детей   Рентгенодиагностика заболеваний позвоночника »