Начало >> Статьи >> Архивы >> Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Метода комплексной оценки метеорологических факторов - Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Оглавление
Руководство к практическим занятиям по общей гигиене
Значение гигиенических исследований
Метод санитарного описания
Описание объектов по чертежам и топографическим картам
Методы органолептического исследования  объектов
Санитарно-физические методы исследования воздушной среды
Исследование микроклимата
Методы исследования влажности воздуха
Метода исследования подвижности воздуха
Метода комплексной оценки метеорологических факторов
Исследование ионизации воздуха
Исследование электромагнитных излучений
Исследование интенсивности инфракрасной радиации
Исследование естественной освещенности
Исследование искусственной освещенности
Исследование электромагнитных излучений радиочастот
Исследование механических колебаний воздуха
Исследование вибрации воздуха
Исследование ультразвука и инфразвука
Исследование запыленности воздуха
Методы исследования физико-механических свойств почвы
Методы гигиенических исследований тканей одежды
Испытание гигиенических свойств ткани
Исследование величины теплоизлучения тканями
Методы гигиенических исследований искусственных кож
Санитарно-химические методы исследования внешней среды
Санитарно-химические методы исследования воздушной среды
Определение показателей антропогенного загрязнения воздушной среды
Определение продуктов деструкции пластмасс
Определение в воздухе токсических примесей
Санитарно-химические методы исследования воды
Определение природного солевого состава воды
Определение веществ антропогенного происхождения
Определение в воде токсических   примесей
Санитарно-химические методы исследования почвы
Санитарно-химические методы исследования пищевых продуктов
Экспрессные методы исследования
Микроэкспресс-метод ферментного обнаружения
Бактериологические методы исследования внешней среды
Гельминтологические методы исследования внешней среды
Гидробиологические методы исследования водоемов
Расчетные методы
Исследование реакции организма на воздействие факторов внешней среды
Определение токсичности веществ при пероральном и ингаляционном поступлении
Исследование кожно-резорбтивного действия

Задания студентам:   1. Ознакомьтесь с методом комплексной оценки воздействия на организм метеорологических факторов по эффективным температурам,
2. Пользуясь номограммой, определите величину результирующей температуры по следующим показателям:

№ п/п

Показания
сухого
термометра

Абсолютная влажность, мм рт. ст.

Подвижность
воздуха,
м/с

Радиационная температура  (РТ)

11

21

16

2,0

27

12

20

34

1,0

30

13

22

30

1,0

20

Методические указания к выполнению задания

Гигиенические исследования параметров микроклимата проводятся с целью определения характера их воздействия на организм. Все компоненты микроклимата — температура, влажность воздуха, лучистое тепло, оказывают на человека одномоментное и комплексное воздействие. Существующие методы оценки воздействия метеорологических факторов на организм по своей информативной ценности различны, так как позволяют оценить комплексное воздействие на человека различного числа метеорологических факторов. К методам комплексной оценки относятся следующие:

  1. Определение величины охлаждающей способности воздуха с помощью кататермометра.
  2. Определение эффективных температур с помощью номограмм.
  3. Определение результирующих температур с помощью номограмм.

Метод определения охлаждающей способности воздуха кататермометром является наиболее простым, учитывающим воздействие на организм двух факторов — температуры и скорости движения воздуха. Метод нефизиологичен, так как в основе его лежит сопоставление потери тепла кожей человека с потерей тепла физическим прибором. В настоящее время кататермометрию используют только для определения подвижности воздуха.
Метод эффективных температур (ЭТ) позволяет оценить комплексное воздействие на организм температуры, влажности и подвижности воздуха на основании сопоставления определенных комбинаций трех указанных компонентов микроклимата с субъективными ощущениями человека.
Одно и то же тепловое ощущение при различных комбинациях метеорологических факторов выражают градусами температуры неподвижного воздуха при 100% относительной влажности, которым соответствует идентичное тепловое ощущение. Эта температура обозначается как эффективная, т. е, такая, которая оказывает определенный тепловой эффект на человека при различных сочетаниях температуры, влажности и подвижности воздуха. В основу построения градусов эффективной температуры положены нефизиологичные условия, так как действие различных комбинаций метеорологических факторов приравнивается к воздействию неподвижного воздуха при 100 % влажности.
В результате экспериментальных исследований установлено, что зона ЭТ для обычно одетого человека колеблется от 13,5 до 18° ЭТ. Для определения ЭТ используют номограммы, где величину ЭТ находят по показаниям температуры сухого и влажного термометра и скорости движения воздуха, в момент наблюдения.
Метод результирующих температур (РТ) учитывает комплексное воздействие на организм температуры, влажности, подвижности воздуха и лучистого тепла. Последнее оценивается по радиационной температуре, которая определяется шаровым термометром. Для определения РТ используется номограмма, которая имеет шкалы температуры и скорости движения воздуха, РТ и абсолютной влажности воздуха.
Первоначально на сетке в левой части графика отмечают точку в месте пересечения показателей воздуха по сухому термометру и скорости движения воздуха (в метрах в секунду) (первая точка). Затем по шкале радиационной температуры отмечают точку, соответствующую показаниям шарового термометра (вторая точка). Первую и вторую точки соединяют прямой и в месте пересечения прямой с вертикальной линией А находят точку «сухой РТ» (третья точка). Затем на правой шкале по значению абсолютной влажности находят четвертую точку и соединяют ее с третьей точкой. По точке пересечения полученной прямой с номограммой на линии, соответствующей скорости воздуха, находят РТ, которая является результатом учета совместного действия температуры, влажности, подвижности воздуха и лучистого тепла (рис. 10).


Рис. 10. Номограмма для определения результирующей температуры.
I — при легкой работе; II — при тяжелой работе.

Таблица Т
Методы комплексной оценки действия метеорологических факторов на организм


Методы по оценке действия метеорологических факторов

Охлаждающая способность воздуха по кататермометру (Н)

Эффективные температуры ОТ)

Результирующие температуры (РТ)

Факторы, которые учитываются данным методом

а)  температура
б) скорость

а)  температура
б) влажность
в)  скорость движения воздуха

а)  температура
б) влажность
в)  скорость движения воздуха
г)  интенсивность лучистого тепла

Оценка реакции

Охлаждение кататермометра

Ощущение человека

Ощущение человека

Единицы измерения

Потери тепла кататермометром в мкал/с-см2

Условные температуры

Условные температуры

Зона теплового комфорта для человека при различных видах деятельности

Легкий труд 5,5— 7 мкал/с-см2
Труд средней тяжести 8,4— 10 мкал/с-см2
Тяжелый труд 15,4— 18,4 мкал/с-см2

Легкий труд 17,2— 21,7 °С
Труд средней тяжести 16,2—20,7 °С
Тяжелый труд 14,7—19,2

Легкий труд 16—18 °С
Труд средней тяжести 13— 16 °С
Тяжелый труд 10—13 °С

Недостатки метода

Охлаждение прибора приравнивают к реакции человека
Не учитывают воздействие лучистого тепла

Метод не учитывает воздействия лучистого тепла

Метод не учитывает индивидуальные особенности состояния здоровья человека

В результате многочисленных исследований установлено, что комфортное тепловое ощущение для лиц, выполняющих легкую работу, наступает при РТ 16—18°, при тяжелой физической работе при РТ 10—13 °С, нарушение теплового обмена — при РТ 24—26 °С.
Пример: требуется по величине результирующей температуры оценить комплексное воздействие на человека, выполняющего тяжелую работу в помещении следующих параметров микроклимата: температура воздуха по сухому термометру—15 °С, подвижность воздуха — 0,5 м/с, абсолютная влажность воздуха 15 мм рт. ст., радиационная температура—28 °С.
Определение РТ проводят по номограмме для лиц, выполняющих тяжелую работу. На сетке в левой половине номограммы отмечают точку в месте пересечения линий, соответствующих температуре 15°С и скорости движения воздуха — 0,5 м/с (первая точка). Эту точку соединяют с точкой £ш —28 и на линии А отмечают точку в месте ее пересечения, которая составит 21 °С (третья точка). От этой точки проводят прямую к номограмме и в месте пересечения с линией, соответствующей 0,5 м/с, находим РТ, которая составит 20 °С. Положительным свойством методов комплексной оценки воздействия на организм различных метеорологических факторов является их показательность, так как по одной величине ЭТ или РТ можно судить о комфортных или о дискомфортных метеорологических условиях для людей (табл. 7).
За последнее время в гигиенических исследованиях отмечается некоторый отход от использования расчетных методов по определению комплексного воздействия метеорологических факторов на организм и замена расчетных методов физиологическими. Последние позволяют в конкретных условиях микроклимата произвести у обследуемых лиц измерение температуры тела, кожи, определить величину потоотделения и др. показатели, характеризующие состояние теплообмена организма.

Образец протокола выполнения задания:

Методы комплексной оценки метеорологических факторов

  1. Для оценки комплексного воздействия на организм метеорологических факторов в гигиенической практике используются методы;

1 . . . .
2 ... .
3 ... .

  1. РТ определялась с помощью ....

В помещении исходные параметры микроклимата следующие: температура воздуха . . . .  абсолютная влажность . . . . , подвижность воздуха . . . радиационная температура ....
Обследуемое лицо выполняло работу
РТ равна



 
« Ротавирусный гастроэнтерит   Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста »