Начало >> Статьи >> Архивы >> Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Исследование электромагнитных излучений - Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Оглавление
Руководство к практическим занятиям по общей гигиене
Значение гигиенических исследований
Метод санитарного описания
Описание объектов по чертежам и топографическим картам
Методы органолептического исследования  объектов
Санитарно-физические методы исследования воздушной среды
Исследование микроклимата
Методы исследования влажности воздуха
Метода исследования подвижности воздуха
Метода комплексной оценки метеорологических факторов
Исследование ионизации воздуха
Исследование электромагнитных излучений
Исследование интенсивности инфракрасной радиации
Исследование естественной освещенности
Исследование искусственной освещенности
Исследование электромагнитных излучений радиочастот
Исследование механических колебаний воздуха
Исследование вибрации воздуха
Исследование ультразвука и инфразвука
Исследование запыленности воздуха
Методы исследования физико-механических свойств почвы
Методы гигиенических исследований тканей одежды
Испытание гигиенических свойств ткани
Исследование величины теплоизлучения тканями
Методы гигиенических исследований искусственных кож
Санитарно-химические методы исследования внешней среды
Санитарно-химические методы исследования воздушной среды
Определение показателей антропогенного загрязнения воздушной среды
Определение продуктов деструкции пластмасс
Определение в воздухе токсических примесей
Санитарно-химические методы исследования воды
Определение природного солевого состава воды
Определение веществ антропогенного происхождения
Определение в воде токсических   примесей
Санитарно-химические методы исследования почвы
Санитарно-химические методы исследования пищевых продуктов
Экспрессные методы исследования
Микроэкспресс-метод ферментного обнаружения
Бактериологические методы исследования внешней среды
Гельминтологические методы исследования внешней среды
Гидробиологические методы исследования водоемов
Расчетные методы
Исследование реакции организма на воздействие факторов внешней среды
Определение токсичности веществ при пероральном и ингаляционном поступлении
Исследование кожно-резорбтивного действия

Т е м а 3.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ
Продолжительность изучения темы — 10 ч.
Цель занятия: изучить методы гигиенического исследования  электромагнитных излучений, определить особенности использования методов исследования различных видов электромагнитных излучений.
Практические навыки: изучение аппаратуры и приобретение навыков работы по определению интенсивности электромагнитных излучений.
Данная тема содержит пять заданий:

  1. Исследование интенсивности инфракрасной радиации (2 ч).
  2. Исследование интенсивности ультрафиолетовой радиации (2 ч).
  3. Исследование естественной освещенности (2 ч).
  4. Исследование искусственной освещенности (2 ч).
  5. Исследование электромагнитных излучений радиочастот (ВЧ, УВЧ, СВЧ) (2 ч).

В гигиенических исследованиях определение интенсивности электромагнитной радиации проводится как в производственных условиях, так и при оценке различных условий климатотерапии и инсоляции в населенных местах. При этом изучают как суммарную интенсивность излучения, так его спектральный состав. Это объясняется тем, что биологическое действие электромагнитного излучения определяется не только количеством энергии, поглощенной 1 г биологических тканей, но и глубиной проникновения в них, что определяется длиной волны излучения.

Исследование интенсивности инфракрасной радиации

Задания студентам: 1. Ознакомьтесь с приборами,
применяемыми для определения инфракрасной радиации. Отметьте принцип работы и конструктивные особенности каждого прибора.

  1. Определите интенсивность инфракрасной радиации от местного источника тепла на расстоянии 10, 25, 50 и 100 см. Сравните данные интенсивности радиации, полученные при помощи актинометра, с субъективными теплоощущениями по шкале Галанина.

Методические указания к выполнению задания

Измерение напряжения лучистой энергии производится с помощью актинометров, которые показывают напряжение радиации в малых калориях, получаемых в течение минуты на 1 см2 -поверхности, расположенной перпендикулярно к источнику лучей.
Для измерения интенсивности лучистой энергии от производственных источников применяется актинометр ЛИОТ-Н (ленинградский институт охраны труда) (рис. ).
Прибор состоит из гальванометра и приемника тепловой радиации, в качестве последнего применяется термобатарея — алюминиевая пластинка. Принцип действия основан на использовании неодинаковой лучепоглощающей способности зачерненных и блестящих полосок алюминиевой пластинки, прикрепленных через электроизолятор к спаям из полосок меди и константана, соединенных последовательно.
Шкала гальванометра градуирована в малых калориях на 1 см2/мин.
Измерение напряжения теплового излучения производят следующим образом: актинометр подносят к источнику тепла, держа прибор в вертикальном положении. На месте измерения открывают крышку приемника и спустя 2—3 с производят отсчет показаний гальванометра. После этого крышку приемника закрывают. Нельзя допускать перегрева корпуса прибора.
Для измерения интенсивности суммарной радиации солнца и неба, рассеянной и отраженной радиации с длиной волны от 0,3 до 2,4 мкм используется универсальный пиранометр М-80 Тбилисского опытного завода «Гидрометприбор».
Воспринимающей частью прибора является термобатарея, подключенная к стрелочному гальванометру ГСА-1, из манганиновых и константановых лент, окрашенных в черный и белый цвет. Термобатарея привинчена к стойке, позволяющей принимать ей различные положения — приемником вверх и вниз; в обоих случаях приемник располагается горизонтально, что регулируется уровнемером и регулировочными винтами.


Рис. 11. Актинометр ЛИОТ-Н.

Термобатарея защищена от осадков и ветра полусферическим стеклянным колпаком. Прибор имеет также затенитель термобатареи для защиты от прямых солнечных лучей.
При измерениях пиранометр устанавливают на высоте 1,5 м от земли. Гальванометр устанавливают к северу от пиранометра так, чтобы он не затенял прибор. Затем пиранометр подключают к гальванометру и устанавливают стрелку на нуль.
Измерение суммарной радиации проводят без затенителя, рассеянную радиацию измеряют с затенителем, при измерении отраженной радиации воспринимающую часть пиранометра опрокидывают вниз.
Измерение начинают с определения места нуля стрелки гальванометра, для чего закрывают пиранометр крышкой, отсчитывают положение стрелки и время наблюдения. Затем снимают крышку и приступают к измерениям.
Измерения каждого вида радиации производят 3— 5 раз с интервалом в 10—15 с. По окончании отсчетов определяют при закрытой крышке повторно место нуля стрелки гальванометра и температуру.
Из отсчетов по гальванометру для каждого вида радиации вычисляют среднее значение, в которое вносят поправки соответственно паспорту прибора, и из исправленных средних значений вычитают число делений, соответствующих месту нуля. Для измерения рассеянной радиации соответствующие средние исправленные значения умножают на переводный множитель пиранометр — гальванометр.
Интенсивность суммарной радиации вычисляют по формуле:
где Q — интенсивность суммарной радиации, кал/см2·мин; Nq— исправленное показание гальванометра при незатененном пиранометре; Nd — то же при затененном пиранометре; Fh—поправочный множитель, соответствующий высоте солнца Я в момент наблюдения, взятый из паспорта; а — переводный множитель пиранометр — гальванометр.
Н. Ф. Галанин предложил метод субъективной оценки интенсивности тепловой радиации. Метод основан на определении времени, в течение которого кожа тыльной стороны кисти исследователя переносит тепловое воздействие.
Степень нагревания кожи кисти исследователя характеризуется категориями, приведенными в табл. 8.
Таблица 8
Шкала Галанина для субъективной оценки интенсивности тепловой радиации


Интенсивность радиации, кал/см2.мин

Характеристика радиации

Переносимость

0,4-0,8

Слабая

Переносится неопределенно долго

 

 

 

0,8—1,5

Умеренная

3 — 5 мин

1,6—2,3

Средняя

40—60 »

2,3—3,0

Повышенная

20—30 »

3,0—4,0

Значительная

12—24 с

4,0—5,0

Сильная

7—10 »

Свыше 5,0

Очень сильная

2—5 »

Образец протокола выполнения задания: Исследование интенсивности инфракрасной радиации

  1. Для измерения интенсивности инфракрасной радиации использовался прибор............................ .единицы измерения 
  1. Для субъективной оценки интенсивности тепловой радиации использовался метод  
  2. Измерение интенсивности инфракрасной радиации в зависимости от расстояния от источника тепловой радиации.

Расстояние от источника, см

Интенсивность тепловой радиации по актинометру

Переносимость тепловой радиации по шкале Галанина

10

 

 

25

 

 

50

 

 

100

 

 



 
« Роль опорно-двигательного аппарата в сохранении работоспособности   Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста »