Начало >> Статьи >> Архивы >> Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Исследование интенсивности инфракрасной радиации - Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Оглавление
Руководство к практическим занятиям по общей гигиене
Значение гигиенических исследований
Метод санитарного описания
Описание объектов по чертежам и топографическим картам
Методы органолептического исследования  объектов
Санитарно-физические методы исследования воздушной среды
Исследование микроклимата
Методы исследования влажности воздуха
Метода исследования подвижности воздуха
Метода комплексной оценки метеорологических факторов
Исследование ионизации воздуха
Исследование электромагнитных излучений
Исследование интенсивности инфракрасной радиации
Исследование естественной освещенности
Исследование искусственной освещенности
Исследование электромагнитных излучений радиочастот
Исследование механических колебаний воздуха
Исследование вибрации воздуха
Исследование ультразвука и инфразвука
Исследование запыленности воздуха
Методы исследования физико-механических свойств почвы
Методы гигиенических исследований тканей одежды
Испытание гигиенических свойств ткани
Исследование величины теплоизлучения тканями
Методы гигиенических исследований искусственных кож
Санитарно-химические методы исследования внешней среды
Санитарно-химические методы исследования воздушной среды
Определение показателей антропогенного загрязнения воздушной среды
Определение продуктов деструкции пластмасс
Определение в воздухе токсических примесей
Санитарно-химические методы исследования воды
Определение природного солевого состава воды
Определение веществ антропогенного происхождения
Определение в воде токсических   примесей
Санитарно-химические методы исследования почвы
Санитарно-химические методы исследования пищевых продуктов
Экспрессные методы исследования
Микроэкспресс-метод ферментного обнаружения
Бактериологические методы исследования внешней среды
Гельминтологические методы исследования внешней среды
Гидробиологические методы исследования водоемов
Расчетные методы
Исследование реакции организма на воздействие факторов внешней среды
Определение токсичности веществ при пероральном и ингаляционном поступлении
Исследование кожно-резорбтивного действия


Задание студентам:  1. Определите интенсивность ультрафиолетовой радиации методом Куличковой.

  1. Определите бактерицидный эффект ультрафиолетовой радиации в зависимости от расстояния от источника ультрафиолетовых лучей.

Методические указания к выполнению задания

Ультрафиолетовая радиация измеряется ультрафиолетметрами. Принцип их действия основан на преобразовании лучистой энергии ультрафиолетового спектра в электрический ток.
В санитарной практике наиболее распространен прибор УФМ-5. Воспринимающей частью прибора являются 2 фотоэлемента — сурьмяно-цезиевый для регистрации эритемного ультрафиолетового излучения (290—340 нм) и магниевый — для измерения коротковолнового ультрафиолетового излучения (220—290 нм).

Прибор снабжен счетчиком импульсов напряжения и переключателем диапазонов чувствительности. Ультрафиолетметр измеряет величину облученности и дозу (количество) облучения.
Измерение ультрафиолетового излучения проводится по подсчету импульсов напряжения, связанных с разряжением конденсатора, подвергающегося облучению ультрафиолетовыми лучами.
Для измерения облученности определяют число импульсов счетчика за определенное время (30 с). Для измерения дозы подсчитывают количество импульсов за все время облучения. При измерении прибор устанавливают таким образом, чтобы воспринимающий фотоэлемент совпадал с плоскостью области облучения.
В зависимости от измеряемой области спектра открывают крышку одного из фотоэлементов. Выбирают наиболее чувствительный диапазон измерений. Включают питание прибора, отмечают время отсчета.
Через определенное время (30 с, 1 мин, 4 мин) отсчет заканчивают и вычисляют дозу или интенсивность облучения путем умножения числа импульсов счетчика на энергетическое значение одного импульса, указанное в паспорте прибора при данном диапазоне чувствительности (значения импульса даются в микроваттах на 1 см* ** для определения величины облученности и в микроваттах на 1 см2/с для вычисления дозы облучения).
Кроме прямой ультрафиолетметрии, существуют косвенные методы. К ним относятся определение ультрафиолетовой радиации щавелевокислым методом (по З.   Н. Куличковой).
Метод основан на том, что щавелевая кислота в присутствии нитрата уранила разлагается под влиянием ультрафиолетовой радиации. Об интенсивности ультрафиолетовой радиации (в относительных единицах) судят по количеству разложившейся щавелевой кислоты.

*   Реактив Б — щавелевой кислоты 6,3 г, нитрата уранила — 0,502 г на 1000 мл воды (для волн длиной 290—350 нм).

**60 мл концентрированной H2SO4 на 1000 мл воды.

Техника определения.

В чашку Петри налейте 70 мл реактива Б (водный раствор щавелевой кислоты и уранила1) и поместите ее на 30 мин под эритемную лампу.
По окончании экспозиции перенесите в колбу 20 мл «облученного» раствора реактива Б, добавьте 20 мл водного раствора h2so42 , для подкисления титруемых растворов, долейте 70 мл горячей дистиллированной воды и оттитруйте 0,1 н. раствором КМпО4 до слабо-розового окрашивания. Для контрольного определения количества щавелевой кислоты в растворе реактива Б возьмите 20 мл «необлученного» раствора, добавьте 20 мл H2SО4, 70 мл горячей дистиллированной воды и оттитруйте 0,1 н. раствором КМпО4.
Для определения интенсивности ультрафиолетовой радиации в относительных единицах (1 мг разложившейся щавелевой кислоты на 1 см2) расчет производят по формуле:
где Υ — количество разложившейся щавелевой кислоты, мг/см2 · ч; М1 —  количество 0,1 н. раствора КМпО4, пошедшего на титрование «необлученного» реактива Б, мл; М2 —количество 0,1 н. раствора КМпО4, пошедшего на титрование «облученного» реактива Б, мл; 16,3— 1 мл 0,1 н. раствора КМпО4 соответствует 6,3 мг щавелевой кислоты; 3,5— коффициент для пересчета количества разложившейся щавелевой кислоты с 20 мл реактива Б, взятых для титрования, на весь объем, подвергшийся облучению (70 мл); S — площадь облучаемой поверхности чашки Петри (S = πR2 cm2)„ tt— время облучения, ч.
Этот метод позволяет приближенно рассчитать величину биодозы, получаемую человеком от источника ультрафиолетового излучения. При этом учитывается эритемный эквивалент (ЭЭ), показывающий, какому количеству разложившейся щавелевой кислоты соответствует одна биодоза, ЭЭ солнечной радиации не постоянен, зависит от высоты стояния солнца над горизонтом и прозрачности атмосферы. Искусственные источники ультрафиолетовой радиации имеют постоянный ЭЭ.
Для перерасчета количества щавелевой кислоты на биодозы, пользуются формулой:

где Б — число биодоз ультрафиолетового излучения; а — количество разложившейся щавелевой кислоты, мг/см2; ЭЭ — эритемный эквивалент солнечной ультрафиолетовой радиации или искусственного источника, Мг/см2 (для лампы ЭУВ-15 он равен 0,0275 мг/см2).

Для определения бактерицидного эффекта ультрафиолетовой радиации в зависимости от расстояния в качестве источника используют лампу ДБ. Предварительно делают бактериальный посев воздуха с помощью аппарата Кротова на чашки Петри с мясо-пептонным агаром. Чашки равномерно размещают на расстоянии 10, 50, 100, 200 см от источника ультрафиолетового излучения и облучают в течение 2 мин. Одна чашка не облучается и служит контролем. Затем все чашки Петри помещают в термостат.
На следующем занятии проводят подсчет колоний, вычисляют процент гибели микробов и делают заключение об эффективности бактерицидного действия ультрафиолетового излучения в зависимости от расстояния от источника облучения.
Процент гибели микробов вычисляют по формуле:

где К—процент гибели микробов; Νχ — число колоний на контрольной чашке Петри; ЛГ2 — число колоний на чашке Петри, облученной ультрафиолетовыми лучами.

Образец протокола выполнения задания:

Исследование интенсивности ультрафиолетовой радиации

  1. Интенсивность ультрафиолетовой радиации определялась косвенным методом Μ1  М2    5....t . . .
    2, Бактерицидный эффект ультрафиолетовой радиации


 
« Роль опорно-двигательного аппарата в сохранении работоспособности   Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста »