Начало >> Статьи >> Архивы >> Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Значение гигиенических исследований - Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Оглавление
Руководство к практическим занятиям по общей гигиене
Значение гигиенических исследований
Метод санитарного описания
Описание объектов по чертежам и топографическим картам
Методы органолептического исследования  объектов
Санитарно-физические методы исследования воздушной среды
Исследование микроклимата
Методы исследования влажности воздуха
Метода исследования подвижности воздуха
Метода комплексной оценки метеорологических факторов
Исследование ионизации воздуха
Исследование электромагнитных излучений
Исследование интенсивности инфракрасной радиации
Исследование естественной освещенности
Исследование искусственной освещенности
Исследование электромагнитных излучений радиочастот
Исследование механических колебаний воздуха
Исследование вибрации воздуха
Исследование ультразвука и инфразвука
Исследование запыленности воздуха
Методы исследования физико-механических свойств почвы
Методы гигиенических исследований тканей одежды
Испытание гигиенических свойств ткани
Исследование величины теплоизлучения тканями
Методы гигиенических исследований искусственных кож
Санитарно-химические методы исследования внешней среды
Санитарно-химические методы исследования воздушной среды
Определение показателей антропогенного загрязнения воздушной среды
Определение продуктов деструкции пластмасс
Определение в воздухе токсических примесей
Санитарно-химические методы исследования воды
Определение природного солевого состава воды
Определение веществ антропогенного происхождения
Определение в воде токсических   примесей
Санитарно-химические методы исследования почвы
Санитарно-химические методы исследования пищевых продуктов
Экспрессные методы исследования
Микроэкспресс-метод ферментного обнаружения
Бактериологические методы исследования внешней среды
Гельминтологические методы исследования внешней среды
Гидробиологические методы исследования водоемов
Расчетные методы
Исследование реакции организма на воздействие факторов внешней среды
Определение токсичности веществ при пероральном и ингаляционном поступлении
Исследование кожно-резорбтивного действия

ВВЕДЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА
Гигиена как наука изучает влияние различных факторов внешней среды на организм с целью разработки рекомендаций по профилактике вредного влияния среды и обеспечения оптимальных условий жизни и труда населения.
На III курсе студенты санитарно-гигиенического факультета приступают к изучению первой гигиенической дисциплины — общей гигиены.

Общая гигиена — самостоятельная научная дисциплина, изучающая общие закономерности воздействия факторов внешней среды и социальных условий на здоровье и работоспособность человека. В теоретическом курсе эта дисциплина рассматривает в общей форме источники загрязнения внешней среды, влияние различных факторов социального и природного характера на поведение вредных веществ в биосфере, закономерности перехода токсических веществ из одного звена биосферы в другое, эффекты этого воздействия и общие закономерности вредного действия различных факторов на организм. Эти теоретические положения являются основой для разработки критериев вредности и предельно допустимых уровней неблагоприятных факторов внешней среды, а также системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, связанных с вредным воздействием различных факторов внешней среды. Изучение указанных вопросов является предметом специальных гигиенических дисциплин (гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков).
Вредный фактор внешней среды — это фактор среды, находящийся в не свойственном для данной среды количестве, воздействующий в неподходящих условиях и времени и вызывающий неблагоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и работоспособность человека.

Внешняя среда оказывает воздействие на организм в различных формах: в виде «вещества», «энергии», «информации» и «биоты».
Под «веществом» понимают любые газообразные, жидкие, твердые вредные вещества, воздействующие на организм в различных условиях труда и жизни населения.
«Энергия» — это поток электромагнитных излучений с различной частотной характеристикой от жестких радиоактивных до длинноволновой радиации радиочастот естественного и промышленного происхождения.
«Информация» — различные виды словесной, зрительной, слуховой информации, воздействующей на человека в производственных условиях и повседневной жизни.
«Биота» — живые объекты внешней среды (микроорганизмы, гельминты, простейшие, насекомые и животные), способствующие развитию заболеваний человека.
Под внешней средой понимается система взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которых протекает труд, быт, отдых людей.
Деление внешней среды на природные и антропогенные факторы является условным, так как действие этих факторов всегда взаимосвязано. Например, климатические условия, в значительной степени определяющие условия инсоляции помещений, влияют на характер застройки населенных мест. В то же время антропогенное воздействие на внешнюю среду, приводящее к загрязнению атмосферного воздуха, вызывает изменение климата, снижает интенсивность солнечной радиации. Следует отметить, что в настоящее время определяющим в формировании свойств окружающей среды является именно антропогенное воздействие. Достаточно выраженное в эпоху индустриализации, это влияние особенно проявилось в условиях научно-технической революции.
До периода индустриализации количество вредных факторов и «загрязнителей» было ограничено, они были однотипны по происхождению и в основном были представлены веществами органического происхождения. Эффект самоочищения биосферы был достаточным, и накопления в биосфере больших количеств токсических веществ не наблюдалось.

В эпоху научно-технической революции положение резко изменилось. Сейчас в биосферу поступает большое количество загрязнителей, разнообразных по природе и происхождению. Процессы самоочищения во внешней среде уже не в полной мере уравновешивают поступление загрязнений, что создает угрозу нарушения экологического равновесия. В связи с этим одной из актуальных задач современности является разработка мероприятий по охране биосферы от поступающих загрязнений.
Вредные факторы формируются во внешней среде либо путем непосредственного поступления вещества от самого источника, либо в результате многочисленных трансформаций загрязнителей в биосфере.
Обычным источником загрязнения являются различные технологические процессы, при которых в воздух, почву, воду поступают жидкие, твердые и газообразные выбросы. При этом возможно распространение загрязнителя в другие объекты внешней среды при преимущественном поступлении его только в один объект. Это связано с процессами миграции токсических веществ в различных объектах среды и с процессами их депонирования.
Многие вещества могут длительное время удерживаться в одном из объектов внешней среды и при длительном поступлении концентрации их будут увеличиваться. Поэтому при оценке степени загрязнения различных объектов внешней среды следует учитывать явление депонирования и особенности формирования загрязнений при переходе вредных веществ из одного объекта в другой. Например, радиоактивные отходы поступают в водоемы, где они интенсивно разбавляются, однако в биопланктоне, водорослях и животных водоема происходит накопление радиоактивных веществ. Поэтому, несмотря на то что содержание радиоактивных веществ в воде водоема не превышает допустимых пределов, в растительных и составных частях животных организмов они будут регистрироваться в значительных количествах, и исследование только проб воды не дает представления о миграции радиоактивных веществ в водоеме и его полной гигиенической характеристике.
Пути поступления вредного агента в организм различны: чаще всего происходит вдыхание вредных веществ или поступление их через желудочно-кишечный тракт с водой иди продуктами питания. Другие вредные вещества могут всасываться также через кожу. Некоторые факторы внешней среды (например, физические: свет, шум, вибрация) воздействуют на организм через зрительный, слуховой или иные анализаторы. Другие физические факторы (например, ионизирующие излучения) органами чувств не воспринимаются и действуют на все органы и системы организма одновременно.
Различные пути поступления вредных агентов определяют различные точки приложения их действия в организме и особенности клинических проявлений, развивающихся в результате этого воздействия.
За последнее время все чаще создаются условия для одновременного поступления одного и того же вредного агента через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы. В ряде случаев на организм одновременно могут действовать вредные факторы, различные по своей природе. Например, возможно одновременное действие токсических веществ, шума и неблагоприятных микроклиматических условий. Такое комбинированное действие вредных факторов в настоящее время проявляется наиболее часто.
Все вредные факторы внешней среды оказывают воздействие на тот или иной объект. В первую очередь объектом воздействия является организм человека, однако возможно действие на биогеоценозы или растительность. Гигиена изучает влияние вредных факторов на состояние здоровья людей; население городских и сельских населенных пунктов, производственные коллективы рабочих, детей и подростков, военнослужащих и др. С точки зрения оценки состояния здоровья эти коллективы неоднозначны. Население городов весьма разнообразно по состоянию здоровья, разнородно по возрасту и полу; это не только здоровые трудоспособные люди, но и дети всех возрастов, старики и лица с различными заболеваниями. Особенностью производственных коллективов является потенциальная опасность воздействия тех или иных профессиональных вредных факторов и возможность снижения под их влиянием сопротивляемости организма к вредному действию других  факторов внешней среды.

Школьные коллективы  также имеют свои особенности, так как дети и подростки растут и развиваются, что оказывает определенное воздействие на их здоровье. Военнослужащие— это здоровые люди, преимущественно мужчины, в активном трудоспособном возрасте.
С гигиенической точки зрения необходимо рассматривать также вредное влияние различных факторов внешней среды на человеческую популяцию в целом, когда речь идет о так называемом генетическом вреде некоторых факторов внешней среды для населения планеты.
Действие вредных факторов внешней среды на организм оценивают по эффекту этого воздействия. Гигиена учитывает прежде всего вред, принесенный здоровью человека, что может проявляться либо в виде заболеваний или отравлений в острой, подострой или хронической формах, либо в виде состояния, которое называется предболезнью. В других случаях действие вредных факторов может приводить к развитию так называемых изменений наследственности, развитию новообразований, болезней крови и др. Другим видом воздействия неблагоприятных факторов внешней среды является ухудшение санитарных условий проживания и деятельности населения. Запыленность  атмосферы ведет к снижению интенсивности ультрафиолетовой радиации, гибели зеленых насаждений, ухудшению микроклиматических условий. Следует также учитывать тот экономический и эстетический ущерб, который приносит обществу загрязнение биосферы.
Следовательно, при гигиенической оценке внешней среды рассматривается большой круг вопросов: 1) особенности вредных факторов (их природа, происхождение, вид воздействия); 2) условия поступления вредных факторов в окружающую среду и их формирования в биосфере; 3) особенности воздействия (пути поступления) вредных факторов на организм; 4) особенности подвергающихся воздействию коллективов; 5) эффекты воздействия вредных факторов (их влияние на здоровье людей, различные стороны жизни и деятельность человеческого общества).
Целью практических занятий курса общей гигиены является изучение методов исследования, используемых в практике санитарного врача.

Арсенал методов исследования в гигиене чрезвычайно велик. Условно их можно разделить на две группы: 1) методы исследования различных факторов внешней  среды; 2) методы исследования реакции организма на то или иное воздействие этих факторов.
Современный методический уровень гигиенических исследований был достигнут постепенно, в ходе исторического развития гигиены. Каждому новому этапу развития гигиенической науки соответствовало изменение и расширение применяемых методов исследования.
Первый этап развития гигиены характеризовался использованием преимущественно метода санитарного описания и органолептических методов исследования. Перед гигиеной стояла задача дать санитарную оценку состояния жилищ, воздуха, пищевых продуктов. В это время получили распространение санитарно-топографические описания населенных мест, жилья, водоисточников с целью выявления источников загрязнения, характера распространения «загрязнителей». Большое значение приобрели методы санитарной статистики, позволяющие установить взаимосвязь вредного фактора внешней среды и здоровья человека, выявить сдвиги в заболеваемости и физическом развитии населения.
Лабораторные методы исследования стали широко применяться позднее, когда в связи с развитием естественных наук появилась возможность подробно исследовать качественный состав среды, ее физические, химические и бактериологические свойства. В связи с этим стали интенсивно разрабатываться методы изучения различных свойств воды, воздуха, пищевых продуктов. Благодаря этому в санитарной практике получила развитие санитарная экспертиза как способ комплексной оценки различных свойств среды с точки зрения гарантии санитарного благополучия и отсутствия вредного действия того или иного фактора на здоровье людей. С помощью санитарного описания и органолептического метода, санитарно-статистических и лабораторно-гигиенических исследований был получен большой материал по гигиенической характеристике различных объектов внешней среды, условий труда и проживания населения.

В 40-е годы XX века наиболее интенсивно стало развиваться направление по гигиеническому нормированию различных вредных факторов среды. Была разработана концепция предельно допустимых концентраций, а для обоснования их величин стали широко применяться санитарно-токсикологические эксперименты. В арсенал гигиенических исследований вошел метод лабораторного эксперимента на животных с использованием разнообразных физиологических методов для выявления реакции организма на то или иное воздействие вредных факторов. Гигиенистами стали использоваться различные биохимические методы исследования, успешно исследовались функции центральной нервной системы, стали активно использоваться гистологические и гистохимические методы исследования. Благодаря широкому использованию различных методов исследования реакции организма на воздействие вредных факторов и привлечению к гигиеническим исследованиям различных специалистов — физиков, химиков, физиологов, патоморфологов, клиницистов и др. стала возможной разработка большого количества предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде, воздухе, пищевых продуктах. В этот период были также разработаны различные санитарные правила и рекомендации по оздоровлению внешней среды, условий труда и проживания населения.
С активным использованием эксперимента на животных возникла необходимость применения статистических методов для определения достоверности экспериментальных данных при использовании относительно небольших по численности групп животных. Статистическая обработка полученных в эксперименте данных, стала обязательной частью гигиенических исследований.
С 60-х годов в связи с интенсивным развитием промышленности и усиливающимся загрязнением внешней среды стали активно изучать совместное и комбинированное действие нескольких вредных факторов при различных путях их поступления в организм, а также отдаленные последствия действия на организм различных факторов малой интенсивности. Это потребовало дальнейшего развития экспериментальных методов исследования, использование методик, позволяющих выявить эмбриотропный и мутагенный эффекты.
Значительное развитие получил предупредительный санитарный надзор с широким применением экспертизы проектов строительства различных объектов, изучением ситуационных планов местности, генеральных планов застройки и внутренней планировки различных объектов.

 В настоящее время многие практические санитарно-гигиенические работы по своему характеру являются исследовательскими. В них на основании исследования различных свойств и признаков конкретного фактора внешней среды, изучения реакции организма на воздействие этого фактора, установления закономерностей взаимосвязи «вредный фактор — организм» и определения вероятности этого воздействия делается вывод о степени опасности данного фактора для здоровья человека. На основании этого разрабатываются оздоровительные мероприятия различного направления — административные, планировочные, технологические, медицинские, ставящие своей целью устранение данного вредного фактора или снижение его интенсивности до предельно допустимого уровня с целью сохранения здоровья и работоспособности человека. Санитарный врач должен уметь обобщить сведения по характеристике неблагоприятных факторов внешней среды, их влияния на организм и наметить конкретные пути по устранению этого вредного влияния. Поэтому санитарный врач работает в тесном контакте не только с врачами других специальностей, но и со специалистами немедицинского профиля — химиками, физиками, технологами, архитекторами, социологами, физиологами и др. Основной целью этой совместной работы является разработка мероприятий по профилактике заболеваний.



 
« Ротавирусный гастроэнтерит   Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста »