Начало >> Статьи >> Архивы >> Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Методы исследования физико-механических свойств почвы - Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Оглавление
Руководство к практическим занятиям по общей гигиене
Значение гигиенических исследований
Метод санитарного описания
Описание объектов по чертежам и топографическим картам
Методы органолептического исследования  объектов
Санитарно-физические методы исследования воздушной среды
Исследование микроклимата
Методы исследования влажности воздуха
Метода исследования подвижности воздуха
Метода комплексной оценки метеорологических факторов
Исследование ионизации воздуха
Исследование электромагнитных излучений
Исследование интенсивности инфракрасной радиации
Исследование естественной освещенности
Исследование искусственной освещенности
Исследование электромагнитных излучений радиочастот
Исследование механических колебаний воздуха
Исследование вибрации воздуха
Исследование ультразвука и инфразвука
Исследование запыленности воздуха
Методы исследования физико-механических свойств почвы
Методы гигиенических исследований тканей одежды
Испытание гигиенических свойств ткани
Исследование величины теплоизлучения тканями
Методы гигиенических исследований искусственных кож
Санитарно-химические методы исследования внешней среды
Санитарно-химические методы исследования воздушной среды
Определение показателей антропогенного загрязнения воздушной среды
Определение продуктов деструкции пластмасс
Определение в воздухе токсических примесей
Санитарно-химические методы исследования воды
Определение природного солевого состава воды
Определение веществ антропогенного происхождения
Определение в воде токсических   примесей
Санитарно-химические методы исследования почвы
Санитарно-химические методы исследования пищевых продуктов
Экспрессные методы исследования
Микроэкспресс-метод ферментного обнаружения
Бактериологические методы исследования внешней среды
Гельминтологические методы исследования внешней среды
Гидробиологические методы исследования водоемов
Расчетные методы
Исследование реакции организма на воздействие факторов внешней среды
Определение токсичности веществ при пероральном и ингаляционном поступлении
Исследование кожно-резорбтивного действия

Г л а в а II.
МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОЧВЫ
Продолжительность изучения темы — 2ч
Цель занятий: изучить методы гигиенического исследования физико-механических свойств почвы.
Практические навыки: освоить лабораторные методы исследования проб почвы с гигиеническими целями.
Задание студентам: 1. Ознакомьтесь с правилами и методами отбора проб почвы для гигиенических исследований.

  1. В предложенном образце почвы определите механический состав, влажность, пористость, воздухопроницаемость, капиллярность.
  2. Дайте заключение о гигиенических свойствах почвы.

Методические указания к выполнению задания

При изучении санитарного состояния почвы применяются различные методы исследования в зависимости от того, для какой цели будет использован данный участок.
В санитарной практике необходимость изучения почвы возникает: при строительстве населенных мест,
отдельных зданий, открытых спортивных сооружений, при устройстве колодцев, при выборе способов очистки твердых и жидких отбросов почвенным методом, при оценке эффективности их работы.
Во всех этих случаях первоначально производят санитарно-топографическое обследование земельного участка, которое дополняется сведениями о геологическом составе почвы и уровне стояния грунтовых вод. Эти данные дополняются сведениями об эпидемиологическом состоянии в районе, о наличии и динамике заболеваний, связанных с загрязнением почвы (гельминтозы; кишечные инфекции и др.). Если поблизости находятся промышленные предприятия, следует получить сведения о составе и количестве выбросов, загрязняющих почву.
Затем производится отбор проб для лабораторного анализа. Отбор проб завершается составлением сопроводительного документа, в котором указывается место и время взятия пробы, глубина, метеорологические условия в момент отбора пробы и др.
После исследования составляют санитарно-гигиеническое заключение о данном образце почвы.
Гигиенические исследования почвы дополняются составлением схематического чертежа земельного участка, на котором отмечают расположенные на нем объекты и места, где проводился отбор проб.

Выемка образцов пробы.

Для определения механического и химического состава почвы образцы почв отбирают с участка площадью 25 м2 в 3—5 точках по диагонали. В намеченных местах вырывают шурфы с гладкими стенами размером 1,5X1 м, глубиной 1—1,5 м.
Из каждого шурфа пробы берут на глубине 10— 20 см от .поверхности почвы, затем на расстоянии 50 см от первого слоя, а далее через каждые последующие 50 см до дна шурфа.
Пробы берут буравом или лопатой, тщательно перемешивают и составляют среднеотобранную пробу массой 1 кг, состоящую из проб одного горизонта. Для ее составления первичные пробы рассыпают на брезенте или листе фанеры, перемешивают, разравнивают в виде прямоугольника и делят диагоналями на четыре части в виде треугольников (метод конвертов). Почву из двух противоположных частей отбрасывают, а остальные две части снова перемешивают и разравнивают, после чего выбрасывают другие две части и так делают до тех пор, пока не останется средняя проба массой 1 кг. Такая проба будет соответствовать действительному составу почвы на данной глубине.
Из среднеотобранной пробы таким же образом готовят среднесоставляющую пробу всего участка.
Затем подвергают анализу пробу в натуральном виде или в воздушно-сухом состоянии, для чего почву высушивают на воздухе в течение 2—3 дней при комнатной температуре с последующим дополнительным просеиванием через сито с отверстиями 1 мм. Анализ натуральной почвы необходимо производить незамедлительно, так как биохимические процессы в почве могут способствовать изменению ее состава.

Определение механического состава почвы.

Изучение механического состава (структуры) почвы имеет большое гигиеническое значение, так как позволяет судить о степени проницаемости почвы для воздуха, указывает на возможность проникновения в почву кислорода, обеспечивающего аэробное разложение органических веществ.

Методика определения.

Для определения структуры почвы массу ее разделяют на отдельные части, отличающиеся друг от друга величиной почвенных частиц. Для этого применяют набор металлических сит с отверстиями 10; 5; 2; 3; 0,5; и 0,25 мм в диаметре, которые при работе соединяют друг с другом в последовательном порядке: сита с более крупными отверстиями помещают вверх, с мелкими — вниз.
В верхнее сито насыпают 200—300 г воздушно-сухой почвы и, сотрясая набор сит, просеивают через них всю навеску почвы.
Почвенные частицы распределяются по отдельным ситам соответственно их величине (диаметру отверстий сит). На ситах № 1, 2, 3 отбирают частицы почвы более 3 мм (камни и гравий), на ситах № 4 и 5 — частицы размером 1—3 мм (крупный лесок); на ситах № 6 и 7 — средний песок с диаметром частиц 0,25—1 мм; на дне набора сит собираются мелкий песок, пыль и глинистые частицы.
По окончании просеивания содержимое каждого сита и дна прибора взвешивают и вычисляют механический состав почвы в процентах. Для санитарных целей используется следующая классификация видов и типов почвы:

  1. Каменистая, хрящевая, песчаная — содержат свыше 80% песка.
  2. Супесчаная, глинистая —содержат свыше 60% глины.
  3. Суглинистая, известковая—содержат свыше 50% извести.
  4. Гумусовая содержит свыше 20% гумуса.

Определение влажности почвы.

В предварительно  взвешенную стеклянную бюксу помещают 10 г исследуемой свежей почвы и выдерживают в сушильном шкафу при температуре 105 °С в течение 5 ч. После охлаждения бюксы повторно взвешивают на аналитических весах.
Вычисляют процентное содержание воды в почве по формуле:

где А1 — первоначальная масса образца почвы, г; А2 — масса образца почвы после высушивания, г.

Определение пористости почвы (общего объема лор).

В мерный цилиндр на 1000 мл помещают 400 см3 суховоздушной почвы, затем наливают 600 мл водопроводной воды. Смесь перемешивают. Число миллилитров, не достающее до 1000, в пересчете на 100 составит общий объем пор почвы в процентах.
Например: после перемешивания 400 см3 почвы с 600 мл воды общий объем составил 880 мл, т. е. в 400 см3 почвы объем пор был 1000—880= 120 мл воздуха. Отсюда пористость (общий объем пор почвы):

Определение водопроницаемости почвы.

Водопроницаемость определяется временем, необходимым для просачивания воды слоем в 4 см через слой почвы в 20 см. Определение водопроницаемости проводится следующим образом. Мерный цилиндр высотой 30—35 см и диаметром 3—4 см без дна укрепляют в штативе, прикрывают нижнее отверстие фильтровальной бумагой и подвязывают полотном.
В цилиндр насыпают образец почвы до уровня 20 см. На слой почвы наливают воды толщиной 4 см (т. е. до уровня 24 см) и отмечают время, за которое через слой сухой почвы в 20 см пройдут первые капли воды. Давление воды поддерживают постоянным за счет сохранения слоя воды над почвой в 4 см.

Определение капиллярности почвы.

В стеклянные трубки диаметром 2—3 см укрепленные в штативе вертикально с подвязанными полотном нижними отверстиями, насыпают исследуемые образцы почвы в суховоздушном состоянии. Нижний конец трубок погружают в воду на глубину 0,5 см. Отмечают время поднятия уровня воды в трубках через 10, 15, 30 мин и 24 ч.
Величина капиллярности выражается предельным уровнем поднятия воды в трубках в сантиметрах.

Образец протокола по теме:

Методы гигиенических исследований физико-механических свойств почвы

  1. Проба почвы отобрана на участке ... площадью м2, предназначенного для ...

Объекты, загрязняющие почву участка  

  1. Пробы почвы отобраны в количестве ... кг на глубине . . . м.
  2. Механический состав почвы:

№ сита

Диаметр частицы, мм

Характеристика

Про
цент

1, 2, 3

Более 3

Камни, гравий

 

4,5

1—3

Крупный песок

 

6,7

0,25—1

Средний »

 

Остаток

Менее 0,25

Пыль, ил, глинистые частицы

 

  1. Влажность пробы почвы

  1. Пористость пробы почвы

  1. Водопроницаемость . . . мин.
  2. Капиллярность: время поднятия воды через

10 мин................... см
15 мин ... см
30 мин................... см



 
« Роль опорно-двигательного аппарата в сохранении работоспособности   Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста »