Начало >> Статьи >> Архивы >> Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Санитарно-химические методы исследования внешней среды - Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Оглавление
Руководство к практическим занятиям по общей гигиене
Значение гигиенических исследований
Метод санитарного описания
Описание объектов по чертежам и топографическим картам
Методы органолептического исследования  объектов
Санитарно-физические методы исследования воздушной среды
Исследование микроклимата
Методы исследования влажности воздуха
Метода исследования подвижности воздуха
Метода комплексной оценки метеорологических факторов
Исследование ионизации воздуха
Исследование электромагнитных излучений
Исследование интенсивности инфракрасной радиации
Исследование естественной освещенности
Исследование искусственной освещенности
Исследование электромагнитных излучений радиочастот
Исследование механических колебаний воздуха
Исследование вибрации воздуха
Исследование ультразвука и инфразвука
Исследование запыленности воздуха
Методы исследования физико-механических свойств почвы
Методы гигиенических исследований тканей одежды
Испытание гигиенических свойств ткани
Исследование величины теплоизлучения тканями
Методы гигиенических исследований искусственных кож
Санитарно-химические методы исследования внешней среды
Санитарно-химические методы исследования воздушной среды
Определение показателей антропогенного загрязнения воздушной среды
Определение продуктов деструкции пластмасс
Определение в воздухе токсических примесей
Санитарно-химические методы исследования воды
Определение природного солевого состава воды
Определение веществ антропогенного происхождения
Определение в воде токсических   примесей
Санитарно-химические методы исследования почвы
Санитарно-химические методы исследования пищевых продуктов
Экспрессные методы исследования
Микроэкспресс-метод ферментного обнаружения
Бактериологические методы исследования внешней среды
Гельминтологические методы исследования внешней среды
Гидробиологические методы исследования водоемов
Расчетные методы
Исследование реакции организма на воздействие факторов внешней среды
Определение токсичности веществ при пероральном и ингаляционном поступлении
Исследование кожно-резорбтивного действия

Данный раздел содержит четыре главы:

  1. Санитарно-химические методы исследования воздушной среды.
  2. Санитарно-химические методы исследования воды.
  3. Санитарно-химические методы исследования почвы.
  4. Санитарно-химические методы исследования пищевых продуктов.

Санитарная химия — особый раздел применения химических методов в гигиенических исследованиях. Санитарная химия использует различные методы химических исследований — объемный анализ, колориметрию, нефелометрию, спектральный анализ и др.
В зависимости от целей гигиенических исследований могут использоваться методы различной степени точности. Для определения наличия какого-либо вещества в воде, воздухе или почве достаточно применения методов с небольшой степенью точности, для количественного определения высокотоксичных соединений необходимы очень точные методы исследования.
С помощью санитарно-химических методов проводятся гигиенические исследования с целью:

  1. исследования химических веществ нормального состава объектов внешней среды;
  2. исследования веществ, являющихся для данного объекта внешней среды вредными примесями. Разнообразные вредные примеси могут поступать в различные объекты внешней среды как загрязнители;
  3. исследования веществ — косвенных показателей состояния среды («сигнальных», или, как их еще называют, санитарно-показательных);
  4. определение химических веществ со специальными щелями.


Рис. 20. Фотоэлектрокалориметр (ФЭК-56).

Химические исследования являются обязательной частью комплексных санитарно-гигиенических исследований объектов внешней среды. Их результаты имеют различную информационную ценность: в одних случаях они указывают на санитарное неблагополучие исследуемого объекта внешней среды, в других — постоянные и стабильные химические показатели являются факторами надежности в санитарном отношении.
Результаты химических исследований в одних случаях сами по себе могут подвергаться гигиенической оценке, в других — лишь при сопоставлении с другими показателями. Например, при определении содержания паров ртути, свинца или других вредных веществ в воздухе промышленного предприятия проводится сравнение полученной концентрации с предельно допустимой. При определении в воде азотсодержащих веществ оценка результатов производится путем сопоставления их с данными бактериологического исследования, со сведениями о химическом составе почвы и др.
В санитарно-химических исследованиях часто применяется метод колориметрии.
Метод фотоэлектроколориметрии является наиболее совершенным методом колориметрии. Он основан на способности окрашенных растворов поглощать световые лучи, в зависимости от концентрации растворенного вещества. При этом изменяется сила тока, которая регистрируется на фотоэлементе.
Метод фотоэлектроколориметрии позволяет определить с большой точностью малые концентрации исследуемого вещества. В санитарной практике используют фотоэлектроколориметры различной конструкции


Рис. 21. Схема устройства фотоэлектроколориметра
ФЭК-М, ФЭК-56, ФЭК-57 и т. д.), относящиеся к группе колориметров-нефелометров (рис. 20).

Приборы используются для измерения оптической плотности растворов или степени их светопропускания абсолютным методом — по отношению к растворителю, и относительным — по отношению к эталонному раствору. Прибор градуируется по набору стандартных растворов, с построением градуировочной кривой для каждого вещества.
Приёмниками световой энергии в приборе служат два сурьмяно-цезиевых фотоэлемента, включенных по дифференциальной схеме через усилитель на индикаторную лампу. Питание прибора осуществляется от сети переменного тока через специальное устройство, входящее в комплект прибора.
Принцип работы ФЭК-56 заключается в следующем. Световой пучок от источника света, пройдя через светофильтр, попадает на призму, которая делит пучок на два: правый и левый. Источник света помещен в фокусе линз, поэтому световые пучки, отразившись от зеркал, пройдя через линзы, выходят параллельными. Далее параллельные пучки идут через кюветы и попадают на линзы, в фокусе которых помещены матовые стекла, а за ними фотоэлементы (рис. 21).
В правый световой пучок последовательно вводят кюветы с исследуемым раствором и с растворителем.

Раздвижная диафрагма «кошачий глаз», расположенная в правом пучке света, при вращении связанного с ней барабана меняет свою площадь и тем самым меняет интенсивность светового потока, падающего на левый фотоэлемент. Правый световой поток — измерительный левый — компенсационный.
Принцип измерения светопропускания состоит в том, что на фотоэлементы направляют поочередно световые потоки — полный и пропущенный через исследуемую среду (воду) — и определяют отношение этих потоков.
В правый световой пучок помещают кювету с исследуемым раствором. Раздвижная диафрагма справа при этом полностью открыта, что соответствует полному световому потоку. (Отсчет производят по черной шкале светопропускания или по красной шкале оптической плотности.)  
Вследствие поглощения или рассеивания света раствором на правый фотоэлемент будет падать световой поток меньшей интенсивности, чем на левый фотоэлемент, и сектор на индикаторной лампе будет либо разомкнут, либо перекрыт. Вращая барабан левой раздвижной диафрагмы, уравнивают интенсивности обоих световых, потоков, при этом сектор на индикаторной лампе смыкается. Затем кювету с раствором справа заменяют такой же кюветой, но с растворителем, по отношению к которому производится измерение раствора. При этом фотометрическое равновесие вновь нарушается, так как растворитель прозрачнее и интенсивность светового потока, падающего на правый фотоэлемент, увеличивается.
Вращая правый барабан, уменьшают интенсивность, правого светового пучка до первоначального. При этом сектор на индикаторной лампе снова должен сомкнуться. Полученный результат по красной шкале правого барабана будет соответствовать оптической плотности раствора, по которой, пользуясь градуировочной кривой, приготовленной для данного вещества, определяют его концентрацию.

Методика определения. 1. Предварительно производят построение градуировочной кривой. Для этого готовят ряд стандартных растворов с различными концентрациями исследуемого вещества и определяют их оптическую плотность.

Таблица светофильтров для выбора


Цвет раствора

Область поглощения света

Цвет применяемого светофильтра

Фиолетовый

Оранжевая до зеленой

Оранжевый, зеленый, желто-зеленый

Синий

Красная до желтой и зеленой

Желтый, красный

Голубой

Красная до желтой

Светло-желтый, светлооранжевый

Зеленый

Красная до оранжевой

Красный, оранжевый,
пурпурный

Оранжевый

Зеленая до фиолетовой

Зеленый, фиолетовый, голубой

Желтый

От синей к фиолетовой

Синий, фиолетовый

Красный

Синяя, фиолетовая

Синий, зеленый

На основании полученных результатов строят градуировочную кривую для каждого определяемого вещества. На горизонтальной оси откладывают концентрацию данного вещества, на вертикальной — значение ее оптической плотности.

  1. Выбор светофильтров производят экспериментальным путем для каждого испытуемого раствора. Необходимо подобрать такой светофильтр, который пропускает часть спектра, наиболее полно поглощаемую испытуемым раствором. Для этого определяют при разных светофильтрах плотность двух растворов, отличающихся друг от друга по концентрации на 10—15%. Выбор падает на фильтр, дающий наибольшую величину оптической плотности.

Ориентировочно выбор светофильтра можно производить по специальной таблице (табл. 18).

  1. Выбор кюветы определяется интенсивностью окраски испытуемого раствора. Колориметрию темных, малопрозрачных растворов проводят в коротких кюветах с длиной слоя 1—3 мм. Прозрачные светлые растворы колориметрируют в кюветах большей длины, с толщиной слоя 30—50 мм.
  2. Измерение на приборе производят спустя 20— 30 мин после включения питающего устройства в сеть (время прогревания и создания стабильного режима прибора).


 
« Ротавирусный гастроэнтерит   Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста »