Начало >> Статьи >> Архивы >> Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Исследование микроклимата - Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Оглавление
Руководство к практическим занятиям по общей гигиене
Значение гигиенических исследований
Метод санитарного описания
Описание объектов по чертежам и топографическим картам
Методы органолептического исследования  объектов
Санитарно-физические методы исследования воздушной среды
Исследование микроклимата
Методы исследования влажности воздуха
Метода исследования подвижности воздуха
Метода комплексной оценки метеорологических факторов
Исследование ионизации воздуха
Исследование электромагнитных излучений
Исследование интенсивности инфракрасной радиации
Исследование естественной освещенности
Исследование искусственной освещенности
Исследование электромагнитных излучений радиочастот
Исследование механических колебаний воздуха
Исследование вибрации воздуха
Исследование ультразвука и инфразвука
Исследование запыленности воздуха
Методы исследования физико-механических свойств почвы
Методы гигиенических исследований тканей одежды
Испытание гигиенических свойств ткани
Исследование величины теплоизлучения тканями
Методы гигиенических исследований искусственных кож
Санитарно-химические методы исследования внешней среды
Санитарно-химические методы исследования воздушной среды
Определение показателей антропогенного загрязнения воздушной среды
Определение продуктов деструкции пластмасс
Определение в воздухе токсических примесей
Санитарно-химические методы исследования воды
Определение природного солевого состава воды
Определение веществ антропогенного происхождения
Определение в воде токсических   примесей
Санитарно-химические методы исследования почвы
Санитарно-химические методы исследования пищевых продуктов
Экспрессные методы исследования
Микроэкспресс-метод ферментного обнаружения
Бактериологические методы исследования внешней среды
Гельминтологические методы исследования внешней среды
Гидробиологические методы исследования водоемов
Расчетные методы
Исследование реакции организма на воздействие факторов внешней среды
Определение токсичности веществ при пероральном и ингаляционном поступлении
Исследование кожно-резорбтивного действия

Тема 1 .
ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРОКЛИМАТА
Продолжительность изучения темы — 8 ч.
Цель занятия: изучить санитарно-физические методы исследования микроклимата с целью определения гигиенической характеристики воздушной среды.
Практические навыки:   освоить санитарно-физические методы исследования микроклимата, приобрести навыки работы с инструментами и аппаратурой, а также номограммами для оценки комплексного воздействия метеорологических факторов на организм.
Данная тема содержит четыре задания:

  1. Методы исследования температурного режима помещений (2 ч).
  2. Методы исследования влажности воздуха (2 ч).
  3. Методы исследования подвижности воздуха (2 ч).
  4. Методы комплексной оценки метеорологических факторов (2 ч).
  5. Методы исследования температурного режима помещений


Задания студентам: 1. Ознакомьтесь с устройством термометров различных назначений.
2.   Измерьте температуру воздуха при наличии источника радиации. Укажите на значение экранирования источника радиации. Отметьте разницу в показаниях истинной температуры воздуха и климатической температуры.

  1. Определите температурный режим помещения. Для этого измерьте температуру воздуха в трех точках помещений (у окна, в центре комнаты, у внутренней стены), на различных уровнях (0,1—1, 0—1,5 м) от пола. Полученные данные занесите в таблицу и определите перепады температуры по вертикали и горизонтали. Сделайте чертеж (план помещения и его вертикальный разрез), нанесите на него точки замеров и показания температур. Дайте оценку полученным результатам.
  2. Ознакомьтесь с устройством шарового термометра.
  3. Измерьте радиационную температуру на уровне 0,1 и 1,5 м от пола в различных точках помещения. Дайте оценку полученным результатам.

Методические указания к выполнению задания

Определение температуры воздуха. Приборы, измеряющие температуру воздуха, могут быть разделены на фиксирующие (максимальные и минимальные), т. е. такие, которые сохраняют максимальное или минимальное показание за период наблюдения, и измеряющие, рассчитанные на измерение температуры в момент наблюдения.

Максимальные термометры обычно бывают ртутными, минимальные — спиртовыми.
Измеряющие термометры могут быть ртутными, спиртовыми, электрическими. Они используются для измерения внутренней или наружной температуры воздуха. Наиболее часто в гигиенических исследованиях для определения температуры используется сухой термометр аспирационного психрометра.
Для записи колебаний температуры воздуха за определенный отрезок времени применяются самопишущие приборы — термографы (рис. 5).
При наличии источников тепловой радиации можно определить истинную и климатическую температуру воздуха. Истинная температура воздуха показывает значение температуры без воздействия на термометр тепловой радиации. Климатическая температура показывает суммарное значение температуры воздуха и влияния тепловой радиации на термометр.

Приборы-самописцы
Рис. 5. Приборы-самописцы. а — термограф; б — гигрограф; а — барограф.

Для гигиенической характеристики условий труда в некоторых производствах (в горячих цехах) оба показателя имеют важное значение. Для измерения температуры воздуха источник радиации необходимо экранировать. В лабораторных условиях истинная и климатическая температуры измеряются на установке, состоящей из источника тепла и экрана, по обе стороны которого укреплены термометры.

Термометр за экраном показывает истинную температуру, перед экраном — климатическую.
С целью выявления перепадов температур в помещении изучают температурный режим.
Для измерения колебаний температуры по вертикали и горизонтали (пространственный температурный режим) измеряют температуру воздуха в трех точках помещения (у окна, в центре комнаты, у внутренней стены) на различных уровнях (0,1, 1,0, 1,5 м) от пола. Полученные данные заносят в таблицу и определяют перепады температур по вертикали и горизонтали. На плане помещения и его вертикальном разрезе наносят точки замеров и показания температур.
Для измерения колебаний температуры во времени (временной температурный режим) используют термографы, которые устанавливают в трех точках по диагонали помещения на уровне 1,5 м от пола. Перед началом записи перо термографа устанавливают на тот уровень температуры, который показывает в данный момент контрольный термометр. В период записи колебаний температуры следует периодически сверять показания термографа с точным ртутным или спиртовым термометром.
Вращение барабана термографа рассчитано на сутки или на неделю.

Техника работы с термографом: 1. Открыть крышку прибора, отвести в сторону стрелку с пером и снять барабан с оси.  

  1. На барабан наложить ленту записи температуры, зафиксировать ее стальной пружиной, которая входит в специальные пазы на барабане.
  2. Барабан с лентой закрепить на оси прибора.
  3. Заполнить полость пера специальными чернилами. Арретиром прижать стрелку с пером к ленте на барабане и регулировочными винтами установить перо стрелки на показания температуры, определенной в момент установки прибора.
  4. Прибор закрыть крышкой и поставить в исследуемое место помещения.

Временной температурный режим в помещении характеризуется среднесуточной или средненедельной температурой воздуха, минимумом и максимумом температур во времени, величиной разности температур в различных участках помещения.
Определение радиационной температуры. При наличии в помещении тепловой радиации, больших поверхностей с высокой или низкой температурой или большой площади остекления приходится учитывать совместное воздействие на организм конвекционного и лучистого тепла. В этих условиях человек не только подвергается влиянию температуры воздуха, но и находится в зоне действия лучистого тепла от тепловых источников нагретых или охлажденных поверхностей окон, что особенно проявляется в помещениях современной конструкции при наличии ленточного остекления. Особое значение имеет определение радиационной температуры при неравномерной тепловой нагрузке на человека в производственных условиях. В этих условиях определяют радиационную температуру, т. е. температуру, показывающую совместное действие всех видов радиационного воздействия. Для этой цели используется шаровой термометр. Прибор состоит из термометра, помещенного в полый шар, покрытый слоем пористого пенополиуретана, материала, имеющего
сходные с кожей человека коэффициенты адсорбции инфракрасной радиации.
Измерение радиационной температуры производится на различных уровнях от пола, на уровне щиколоток (0,1—0,15 м) и дыхания стоящего человека—1,5 м.

Таблица 3
Рекомендуемые величины радиационных температур для различных помещений


Вид помещения

Радиационная
температура

Жилые помещения

20

Учебные лаборатории, классы

18

Аудитории, залы

16—17

Физкультурные залы

12

Ванные комнаты, бассейн

21—22

Больничные палаты

20—22

Врачебные кабинеты

22—24

Операционные

25—30

Шаровой термометр устанавливается на определенный уровень с помощью специального раздвижного штатива. Прибор имеет значительную инерцию (до 15 мин), следовательно, показания термометра снимаются не ранее этого срока.
При комфортных условиях микроклимата разница в показаниях шарового термометра на уровне 1,5 и 0,1 м не превышает 3°.
Для различных помещений рекомендуются определенные величины радиационной температуры (табл. 3).

Образец протокола выполнения задания:

Методы исследования температурного режима помещений

  1. Для исследования температуры воздуха использовались следующие приборы ....
  2. У источника тепловой радиации истинная температура воздуха . . . климатическая температура . . . .Прилагается рисунок установки по определению истинной и климатической температуры.
  3. Радиационная температура воздуха, измеренная на уровне 0,1 м   на уровне 1,5 м . . . .
  4. Температурный режим на различных уровнях и плоскостях.
  5. Временной температурный режим помещения: минимальная температура воздуха в. .ч,

Температурный режим помещения (показания сухого термометра)


Вертикальные уровни, м

Горизонтальные уровни

Температурный перепад по
горизонтали

внешняя
стена

середина
комнаты

внутренняя
стена

1,5
1
0,1
Температурный перепад по вертикали

 

 

 

 

максимальная температура воздуха в . . . ч, среднесуточная температура



 
« Роль опорно-двигательного аппарата в сохранении работоспособности   Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста »