Начало >> Статьи >> Архивы >> Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Руководство к практическим занятиям по общей гигиене

Оглавление
Руководство к практическим занятиям по общей гигиене
Значение гигиенических исследований
Метод санитарного описания
Описание объектов по чертежам и топографическим картам
Методы органолептического исследования  объектов
Санитарно-физические методы исследования воздушной среды
Исследование микроклимата
Методы исследования влажности воздуха
Метода исследования подвижности воздуха
Метода комплексной оценки метеорологических факторов
Исследование ионизации воздуха
Исследование электромагнитных излучений
Исследование интенсивности инфракрасной радиации
Исследование естественной освещенности
Исследование искусственной освещенности
Исследование электромагнитных излучений радиочастот
Исследование механических колебаний воздуха
Исследование вибрации воздуха
Исследование ультразвука и инфразвука
Исследование запыленности воздуха
Методы исследования физико-механических свойств почвы
Методы гигиенических исследований тканей одежды
Испытание гигиенических свойств ткани
Исследование величины теплоизлучения тканями
Методы гигиенических исследований искусственных кож
Санитарно-химические методы исследования внешней среды
Санитарно-химические методы исследования воздушной среды
Определение показателей антропогенного загрязнения воздушной среды
Определение продуктов деструкции пластмасс
Определение в воздухе токсических примесей
Санитарно-химические методы исследования воды
Определение природного солевого состава воды
Определение веществ антропогенного происхождения
Определение в воде токсических   примесей
Санитарно-химические методы исследования почвы
Санитарно-химические методы исследования пищевых продуктов
Экспрессные методы исследования
Микроэкспресс-метод ферментного обнаружения
Бактериологические методы исследования внешней среды
Гельминтологические методы исследования внешней среды
Гидробиологические методы исследования водоемов
Расчетные методы
Исследование реакции организма на воздействие факторов внешней среды
Определение токсичности веществ при пероральном и ингаляционном поступлении
Исследование кожно-резорбтивного действия

Г. И. РУМЯНЦЕВ, Т. А. КОЗЛОВА, Е. П. ВИШНЕВСКАЯ. Руководство к практическим занятиям по общей гигиене. — Москва: Медицина, 1980.

При проведении практических занятий по общей гигиене особое внимание уделяется изучению факторов внешней среды и их действию на организм. Поэтому все методы гигиенических исследований, изложенные в руководстве, условно разделены на две группы: методы исследования различных факторов среды и методы исследования реакций организма на их воздействие.
Все гигиенические методы исследования внешней среды сгруппированы с учетом их специфики. В руководство включены разделы: метод санитарного описания, органолептические методы, санитарно-физические методы, санитарно-химические, санитарно-биологические методы, экспресс-методы, расчетные и экспериментальные методы.
Руководство написано в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения СССР, и предназначено для студентов санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов. 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Руководство к практическим занятиям по общей гигиене предназначено для студентов III курса санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов, которые впервые приступают к изучению гигиены как науки и предмета своей дальнейшей практической деятельности. Руководство содержит материалы в соответствии с новой программой по общей гигиене и новым учебным планом для санитарно-гигиенических факультетов. Согласно этой программе, предметом изучения общей гигиены является выявление факторов внешней среды, оказывающих влияние на организм человека, их количественная и качественная характеристика, выявление характера и путей воздействия конкретного фактора на организм, определение эффектов воздействия факторов внешней среды на организм.
Таким образом, содержанием практических занятий по общей гигиене является изучение различных факторов внешней среды и их действия на организм. В соответствии с этим все методы гигиенических исследований, изложенные в руководстве, условно разделены на две группы: 1) методы исследования различных свойств факторов среды и 2) методы исследования реакции организма на их воздействие. Нормативная же оценка факторов внешней среды является предметом профильных гигиенических дисциплин, и материалы по санитарной экспертизе воды, воздуха, пищевых продуктов включены в соответствующие учебные руководства по этим дисциплинам.
При описании методов исследования особое внимание уделяется разбору возможностей каждого метода в отношении как его показательности, так и объема полученной с помощью данного метода информации о санитарном состоянии внешней среды. При описании методов исследования внешней среды учтены знания студентов в области физики, химии, микробиологии.
Все гигиенические методы исследования внешней среды сгруппированы с учетом их специфики. В пособие включены разделы: метод санитарного описания, органолептические методы, санитарно-физические, санитарно-биологические методы, экспресс-методы, расчетные методы, экспериментальные и санитарно-химические методы применительно к различным объектам внешней среды.
Такая классификация акцентирует внимание студентов на методических возможностях конкретного метода исследования, дает представление о его значении в оценке санитарного состояния внешней среды, что соответствует пропедевтическому характеру общей гигиены. Руководство написано с учетом опыта преподавания курса общей гигиены в I ММИ. Авторы с благодарностью примут все критические замечания, направленные на улучшение содержания руководства.



 
« Роль опорно-двигательного аппарата в сохранении работоспособности   Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста »