Начало >> Статьи >> Архивы >> Самовнушение и его влияние на организм

Восприятие и запоминание речи в период сна - Самовнушение и его влияние на организм

Оглавление
Самовнушение и его влияние на организм
Методы самовнушения
Влияние самовнушения на организм человека
Общая методика работы
Влияние самовнушения на температуру кожи
Влияние самовнушения на психомоторные функции
Самовнушенные автоматические действия
Влияние самовнушения на изолированное сокращение мышц брюшного пресса
Влияние самовнушения на болевую чувствительность
Влияние самовнушения на гликемию
Влияние самовнушения на время реакции
Влияние самовнушения на скорость зрительного восприятия
Восприятие и запоминание речи в период сна
Течение зрительных последовательных образов в период самовнушения
Психические феномены при самовнушении
Обсуждение
О механизме действия самовнушения
О прикладном использовании самовнушения
Аспекты использования самовнушения у здоровых людей
Метод активного самовнушения
О критериях овладения способностью к самовнушению
Границы применения самовнушения
Заключение

ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ РЕЧИ
В ПЕРИОД ЕСТЕСТВЕННОГО СНА
С ПОМОЩЬЮ САМОВНУШЕНИЯ
Изучение восприятия и запоминания речи в период естественного сна является одним из актуальных вопросов целого ряда исследований, посвященных поиску способов увеличения суточной активной деятельности человека и связанных, в частности, с необходимостью усвоить большее количество информации. Активная научная разработка этой темы начата в 40-х годах XX века и связана в первую очередь с исследованиями, проведенными А. М. Свядощем (351). В настоящее время в СССР указанной проблемой активно занимается группа научных коллективов (52, 139, 404, 263 и др.). Хотя возможность восприятия и запоминания речи во время естественного сна и не вызывает сомнения, имеются отдельные исследования, не подтверждающие существующую точку зрения на возможность обучения во сне (439 и др.).
В последнее время в связи с расширением путей психотерапевтического воздействия появились и специальные работы, посвященные никтосуггестии — внушению во время ночного сна (359, 388). В частности, А. М. Свядощ (359) считает, что задачи гипнопедии и никтосуггестии различны, так как при лечении внушением во время сна умение воспроизвести воспринятое не требуется, а опыт гипнотерапии показывает, что внушение действует даже более сильно тогда, когда по пробуждении наступает амнезия внушенного.
Каких-либо сообщений о возможности воспринимать и запоминать с помощью самовнушения речь во время естественного сна в литературе мы не обнаружили.
Соответствующие исследования и были проведены нами в 1960 г. Некоторые данные впоследствии опубликованы нами (336, 360), а также сообщены А. М. Свядощем в 1962 г. (354).
Характеристика состава испытуемых и методики работы. В опытах участвовало 5 здоровых испытуемых (I мужчина и 4 женщины) в возрасте 20—28 лет, из них 4 студента и служащий. Длительность занятий самовнушением у 4 — 3—4 месяца и у одного —I год. Раньше никто из них в аналогичных исследованиях не участвовал и не отмечал у себя случаев спонтанного восприятия речи в период естественного сна или способности пробуждаться в заданное время.
В начале исследования ставились контрольные опыты для угашения реакции на незнакомую обстановку и дли выявления способности к восприятию и запоминанию речи в период сна без специальной подготовки. Они включали следующие серии экспериментов: 1. Испытуемым в период естественного ночного сна (бет предварительной подготовки) читался импровизированный рассказ или отрывок текста и наутро их просили рассказать нее, что они испытывали ночью. Обычно испытуемые не помнили, что нм читалось ночью, если и просыпались (особенно в первых исследованиях) от звука голоса экспериментатора, то утром сообщали лишь о споем пробуждении. 2. Испытуемых будили ночью, читали нм текст и просили его запомнить и рассказать утром. В этот период они осознавали, что участвуют в опыте, понимали, что читалось, нередко обещали рассказать утром все прочитанное. Hayтpo почти ничего не могли вспомнить из прочитанного, а иногда не помнили и сам факт пробуждения ночью. Испытуемые засыпали с вечера. Спустя 1,5—2 часа после того, как они заснули, на расстоянии 1,5—2 м от изголовья спящего читался негромко определенный текст в течение 5—10 минут ровным голосом с легкими интонационными колебаниями, иногда с предварительным счетом до 10. Утром, сразу после пробуждения, каждого из исследуемых спрашивали о ночных переживаниях. Затем проводились основные исследования. Испытуемым сообщалось о цели эксперимента и предлагалось перед сном, лежа в постели, вызвать у себя состояние покоя и мышечного расслаблении, после чего внушить себе, что все, что нм будут читать ночью, услышат, не просыпаясь, запомнят и смогут рассказать утром. Обычно использовались самовнушения: «Я буду спать и все слышать не просыпаясь. Все услышу, все услышу не просыпаясь. Все услышанное запомню и смогу рассказать утром...» Через 2—3 часа после засыпания им читалось 2—3 рассказа с промежутками 30 мин. — 1 час. Утром проводился детальный опрос о ночных переживаниях.
Читаемый текст по сложности был нами разделен на 3 группы: сложный, включающий математические расчеты и цифровые данные; простой, включающий обычно небольшие рассказы с конкретным образным содержанием; средний — смешанный. Для удобства анализа текст был также расчленен на части. Опыты ставились неоднократно, и порядок чтения менялся.
С 5 испытуемыми проведено 25 основных исследований.
Результаты исследований. Никто из испытуемых не мог без специальной самовнушенной подготовки воспринять и запомнить речь во время сна. Трое испытуемых смогли «с места» с помощью предварительно проведенного направленного самовнушения воспринять и запомнить прочитанный им ночью текст. В одном случае это возможно было выработать лишь после трехразовой подготовки. Указанная способность была более выраженной у тех, кто смог оказать большее направленное произвольное воздействие на психофизиологические процессы организма, т. е. был лучше подготовлен в самовнушении вообще. Репродукция была высокой и составляла более 70% прочитанного текста. Нередко отмечались явления реминисценции. Так, например, если ночью читалось 2 рассказа, а при утреннем опросе испытуемый помнил лишь 1,  то спустя 4—6 часов, а иногда и сутки он мог передать содержание и второго рассказа. Узнать же об этом тексте он ни у кого, кроме экспериментатора, не мог.
Самочувствие испытуемых наутро было хорошим, они чувствовали себя отдохнувшими, жалоб не было.
Анализ полученных данных позволил установить, что лучше усваивался материал, прочитанный между вторым-четвертым часом после засыпания. В случае конкретно-образного содержания читаемого текста он трансформировался в образные яркие зрительные переживания, при этом испытуемые являлись активными участниками событий или пассивными наблюдателями в период своих сновидений, что зависело от содержания текста. Абстрагированная тема воспринималась часто без сопутствующих запоминающихся сновидений. В основном эксперименте исследуемые хотя и знали, что им будут что-то читать ночью, но сам процесс восприятия речи во время сна не помнили.
У 3 испытуемых воспринятый с помощью самовнушения текст трансформировался в яркие соответствующие сновидения.
Испытуемая 3.. 21 год, студентка мединститута, самовнушением занимается  3 месяца, научилась изменять температуру кожи, вызывать каталептический мост. В опыте от 16/V 1960 г. перед сном внушила себе, что будет ночью слышать, не просыпаясь, то, что ей прочтут, все запомнит и сможет рассказать утром. Ночью ей был прочитан рассказ о пребывании на морском пляже. Наутро 3. сообщила, что испытывает такое ощущение, как будто ночью была на пляже. Приводим краткое содержание ее рассказа: «Был жаркий солнечный день на пляже. Небо безоблачное. На пляже все были загорелые, только изредка мелькали белые пятнышки незагорелых отдыхающих... Очень ясно видела эти белые лица... Потом решила искупаться и начала входить в воду, ясно ощущая прохладу воды. Стало очень приятно, свежо. Все окружающее меня было ярким, красочным... Такое ощущение, что отдыхала ночью на пляже».
Особое внимание в период проведенных исследований уделялось формулам самовнушения. Они должны были обязательно содержать конкретное указание, что прочитанным в период сна текст услышиться, запомнится без пробуждения и сможет быть рассказан утром. Одна испытуемая, например, сообщила, что в период самовнушения, проводимого на ночь, она успела вызвать только состояние покоя и мышечного расслабления и уснула. Провести направленное самовнушение о необходимости воспринять и запомнить то, что услышит во время сна, не успела и что-либо сообщить утром о рассказе, прочитанном ей ночью, не могла.
Катамнестические данные отметили, что воспринятый при помощи самовнушения в период естественного сна текст надолго сохраняется в памяти. В одном случае испытуемый через 8 лет после опыта помнил содержание того, что ему читалось во время сна, и не мог даже вкратце воспроизвести содержание ни одного из рассказов, прочитанных в тот же период при бодрствовании.

Заключение.

Проведенные исследования показали возможность с помощью самовнушения воспринимать и запоминать речь во время естественного сна. При этом испытуемые обычно вызывали у себя состояние покоя и релаксации и затем уже проводили целенаправленные самовнушения. В случае внушения себе одного только состояния покоя и релаксации прочитанный ночью текст не воспринимался.
Полученные данные, открывая еще одну сторону возможного воздействия на организм человека самовнушением, показывают и определенные пути его направленного применения в прикладных целях.



 
« Руководство по контрацепции   Санаторно-курортное лечение сердечно-сосудистых болезней »