Начало >> Статьи >> Архивы >> Школьная медицина

Принципы распределения школьников в различные группы физической подготовки - Школьная медицина

Оглавление
Школьная медицина
Введение
Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза
Основные теории и гипотезы причин акселерации
Динамика физического развития школьников за последнее десятилетие
Особенности полового созревания современных школьников
Взаимосвязь характера физического развития с работоспособностью
Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности
Влияние физической культуры и спорта на функциональное состояние
Принципы врачебного контроля при допуске к занятиям физической культурой
Принципы распределения школьников в различные группы физической подготовки
Виды отклонений в состоянии здоровья
Физиологический уровень реактивности и естественная резистентность организма
Актуальные проблемы иммуногенеза и иммунопатии
Измененная реактивность
Влияние хронической очаговой инфекции на реактивность
Влияние методов стимуляции иммуногенеза и вакцинации на реактивность детского организма
Причины и механизмы изменения сосудистого тонуса
Синдром вегетативно-сосудистой дистонии у детей и подростков
Кардиальный компонент синдрома вегетативно-сосудистой дистонии
Морфологические особенности сердца и крупных сосудов
Общая характеристика некоторых нарушений процесса возрастной эволюции сердца
Синдром перенапряжения у юных спортсменов
Неревматические кардиопатии
Инфекционно-аллергические миокардиты
Аллергические лекарственные и постпрививочные миокардиты
Нарушения сердечного ритма при неревматических кардиопатиях
Врожденные пороки сердца и крупных сосудов
Распространенность, этиология и патогенез ревматизма
Клиническая картина и диагностика ревматизма
Ревматические пороки сердца
Первичная и вторичная профилактика ревматизма
Лечение ревматизма
Определение понятия, методы диагностики  бронхо-легочных заболеваний
Клиническая картина и исходы хронических заболеваний бронхо-легочной системы
Аллергические заболевания бронхо-легочной системы
Патогенез, клиническая картина и лечение гломерулонефрита
Патогенез, клиника и лечение пиелонефрита
Нарушения состояния желудочно-кишечного тракта функционального характера
Хронический гастрит и дуоденит
Язвенная болезнь
Хронические холецистит и холангит
Классификация и современные методы диагностики геморрагических диатезов
Гемофилия
Тромбоцитопеническая пурпура
Геморрагический васкулит
Ожирение
Сахарный диабет
Нарушение функции щитовидной железы
Нарушения состояния надпочечников
Нарушения полового развития
Опухоли и воспалительные заболевания половых органов
Неврозы и неврозоподобные состояния
Навязчивые состояния
Истерический невроз
Системные неврозы

На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии все учащиеся распределяются для занятий физическими упражнениями на три группы: основную, подготовительную и специальную.
Дети и подростки без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии зачисляются в основную группу (табл. 12). Все учащиеся, отнесенные к основной группе, допускаются к занятиям по учебным программам физического воспитания в полном объеме. Кроме того, им разрешается заниматься в одной из спортивных секций, участвовать в соревнованиях.
Дети и подростки без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но отстающие в физическом развитии зачисляются в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подготовительной группе, допускаются к занятиям по общим программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований.

Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников


Медицинская группа

Обязательный вид занятий

Рекомендуемый дополнительный вид занятий

Основная — дети и подростки без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, имеющие достаточную физическую подготовленность

Занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме. Сдача контрольных нормативов с дифференцированной оценкой

Занятия спортом

Подготовительная — дети и подростки, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, без достаточной физической подготовленности

То же, но при условии более постепенного освоения упражнений, предъявляющих организму повышенные требования

Дополнительная тренировка для повышения уровня физической подготовленности

Специальная — дети и подростки, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к групповым занятиям в условиях учебного заведения

Занятия по специальным программам с дифференцированной оценкой

Использование доступных видов физических упражнений в режиме дня школы и в быту

Школьники, отнесенные к подготовительной группе, нуждаются в дополнительных занятиях для повышения их функциональных возможностей. В этих целях следует использовать организуемые в неучебное время секции общей физической подготовки.
Дети и подростки, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, зачисляются в специальную группу. Учащиеся, отнесенные к специальной группе, занимаются по специальным учебным программам и Должны находиться под особым вниманием школьного врача, они подлежат диспансерному наблюдению во врачебно-физкультурных диспансерах, кабинетах врачебного контроля, которые осуществляют методическое руководство работой школьных врачей.
Учебной программой по физическому воспитанию детей и подростков, отнесенных к специальной медицинской группе, должны предусматриваться следующие разделы: гимнастика, игры, легкая атлетика, лыжи, плавание.
Весь учебный процесс в специальных группах делится на два периода — подготовительный и основной.

В подготовительном периоде учитель знакомится с двигательными навыками и физическими возможностями занимающихся, уделяя основное внимание овладению навыками правильного дыхания, исполнению простейших упражнений. Школьный врач в этот период должен контролировать правильность построения и проведения занятий сообщить занимающимся необходимые сведения из области физической культуры и спорта, гигиены физических упражнений, воспитывать привычку к систематическим занятиям физкультурой, заботиться о правильной осанке учащихся, прививать и закреплять гигиенические навыки — уход за телом, мытье рук после занятий, опрятность спортивной одежды, систематическое закаливание, правильный режим дня, питания и т. д. Основной задачей подготовительного периода является постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам, в основе которых лежит умеренное воздействие с помощью физических упражнений на все системы и органы. Продолжительность занятий подготовительного периода — 1 четверть (сентябрь, октябрь, ноябрь).
В основном периоде осуществляется более интенсивная тренировка организма. Продолжительность основного периода — с ноября до окончания учебного года.
Основной формой физического воспитания школьников, занимающихся в специальной группе, является урок физической культуры. Из дополнительных форм и средств физического воспитания необходимо использовать следующие:
а)   утреннюю гимнастику, комплексы которой составляются преподавателем физической культуры в тесном контакте с врачом для каждой возрастной группы и проводятся ежедневно дома самостоятельно, по возможности на открытом воздухе;
б)  физкультурные мероприятия, проводимые в режиме учебного дня — гимнастика до уроков, физкультминутки и паузы во время уроков, подвижные игры на переменах и т. п.;
в)   различные доступные виды спортивных развлечений на открытом воздухе — прогулки на лыжах, катание на коньках, велосипеде, плавание. Следует помнить, что лишение детей возможности заниматься физической культурой приводит к еще большему отставанию их в физическом развитии. При правильно проводимых физических упражнениях увеличивается жизненная емкость легких и экскурсия грудной клетки, увеличивается мышечная сила. Ухудшение физического развития может наблюдаться после перенесенных заболеваний, а также при нерациональном проведении физической тренировки и наряду с другими признаками может явиться показанием для изменения общего режима и назначения соответствующих лечебно-профилактических мероприятий.

Школьники со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физкультурой в лечебно-профилактических учреждениях.
Результаты научных исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях у детей и подростков, отнесенных к специальной группе (в межприступном периоде ревматизма, при хронической пневмонии и др.), имеются более или менее сходные нарушения той или другой системы, примерно одинаково снижена работоспособность. Сходными оказываются и цели, преследуемые занятиями физкультурой. Поэтому возможна организация групповых учебных занятий с включением в одну группу учащихся, имеющих различные заболевания. При выраженных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата (сколиоз, поражение суставов, парез и др.), а также при значительных нарушениях здоровья любого характера необходимы занятия лечебной физкультурой.
В комплектовании групп не должно быть шаблона. Установление диагноза заболевания является основным критерием для включения в соответствующую группу, однако значительные поправки могут быть сделаны исходя из объективного состояния школьника. В случаях хронического течения заболевания ограничения физических нагрузок необходимы при его обострении с учетом характера течения, частоты, тяжести и причины рецидивов. Для учащихся с выраженными клиническими проявлениями патологического процесса следует применять по показаниям комплексы лечебной физкультуры.
При ряде заболеваний (ревматизм, хронические заболевания бронхо-легочной системы, болезни почек) противопоказаны занятия, связанные с пребыванием в неблагоприятных метеорологических условиях. Вместе с тем необходимо разумно, методически закаливать организм ребенка для повышения уровня естественного иммунитета и активации адаптационных механизмов к колебаниям температуры, изменениям атмосферного давления и др.
Определение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер, в зависимости от характера заболевания и других отклонений в состоянии здоровья.
Переход из специальной в подготовительную и далее в основную труппу должен производиться в показанных случаях последовательно при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе, благоприятной реакции на стандартную физическую нагрузку и при хорошем общем состоянии ребенка.
При недостаточности митрального клапана ревматического происхождения определение медицинской группы производится с учетом поражения миокарда, наличия или отсутствия нарушений сердечного ритма, степени миокардиосклероза, отсутствия признаков активности ревматического процесса, а также в зависимости от уровня физической подготовки. Так, например, при наличии недостаточности митрального клапана с хорошей компенсацией функции, отсутствием признаков активности процесса и поражения сократительного миокарда (отсутствие выраженного миокардиосклероза) может быть осуществлен перевод в специальную группу не ранее чем через 10— 12 мес после острой атаки, в подготовительную группу — при достаточной физической подготовке при тех же клинических данных через 2 года после атаки. Таким образом, при хорошей переносимости занятий в течение не менее двух лет по мере повышения уровня тренированности дети и подростки с наличием недостаточности митрального клапана, но без стенозирования левого венозного отверстия, могут быть переведены из специальной группы в подготовительную.

При других приобретенных пороках клапана сердца (сужение левого клапанного отверстия, аортальные и комбинированные пороки), которые прогностически менее благоприятны и протекают с нарушениями гемодинамики, ведут к гипертрофии и последующей дистрофии миокарда, следует ограничивать физические нагрузки. Распределяя детей и подростков на группы при этих пороках сердца, их следует относить в зависимости от наличия признаков активности ревматического процесса, изменений в миокарде, переносимости нагрузок к специальной медицинской группе или назначать занятия лечебной физкультурой.
Школьников с врожденными пороками сердца бледного типа, со сбросом крови слева направо (дефект межпредсердной или межжелудочковой перегородки, незаращение артериального протока) без выраженных признаков перегрузки правого желудка сердца можно зачислять в специальную группу.
После хирургических вмешательств при клапанных пороках сердца отнесение детей и подростков к той или иной медицинской группе должно определяться функциональным состоянием преимущественно малого круга кровообращения, степенью анатомических изменений, особенностями ритма сердца. Следует учитывать возможность рецидивов ревмокардита, прогрессирующей дистрофии сердечной мышцы, цирротических изменений других органов, дополнительной деструкции клапанного аппарата. Этим учащимся следует назначать преимущественно занятия лечебной физкультурой.
При наличии стойких хронических заболеваний, протекающих с изменениями в миокарде, следует ограничиваться занятиями в специальной группе в благоприятных микроклиматических условиях.
Особого внимания требуют школьники, страдающие бронхиальной астмой. Нарушение дыхания у них с затруднением фазы выдоха мешает им удовлетворительно справляться с упражнениями, быстрыми по темпу. В таких случаях целесообразнее назначать лечебную физкультуру.
При распределении на группы для занятий физическими упражнениями школьников с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей и органов слуха следует руководствоваться характером заболевания, степенью нарушения дыхательной функции, состоянием слуха, общим состоянием организма. Так, при частичном отсутствии носового дыхания (стриктуры носовых ходов, катаральные, субатрофические, атрофические процессы, искривления носовой перегородки, аденоидные вегетации, гипертрофия носовых раковин) может быть назначена подготовительная группа. При значительном нарушении носового дыхания, дистрофических явлениях, распространенности процесса на глотку, гортань назначается специальная группа. При серозных, катаральных гайморитах, фронтитах может быть назначена подготовительная группа, при гнойных и смешанных формах гайморитов, фронтитов и рецидивирующих после операции заболеваниях придаточных полостей носа — специальная. Детям с заболеваниями гортани, протекающими с нарушением дыхания, голосообразования, даже при наличии достаточной физической подготовленности назначается специальная группа. Школьникам страдающим хроническими воспалениями гнойного характера в  среднем ухе, как правило, назначается специальная группа, особенно при двустороннем поражении. Подготовительная группа может быть назначена при неосложненном одностороннем мезотимпаните, при малоизмененной слуховой функции. Так, при хронических негнойных (катаральные, адгезивные) воспалениях среднего уха с нарушением проходимости евстахиевой трубы назначается подготовительная или специальная группа в зависимости от степени нарушения слуховой функции. Важным критерием при этом является острота слуха. При уменьшении восприятия шепотной речи до 3 м может быть назначена подготовительная группа, при тугоухости, двусторонних поражениях, как правило, назначается специальная группа.
Стойкие заболевания вестибулярной системы (лабиринтит, лабиринтопатия), протекающие с нарушением функции вестибулярного анализатора (расстройства равновесия, головокружение, требуют назначения преимущественно занятий лечебной физкультурой.
Причиной временного освобождения от занятий физической культурой или ограничения в них чаще являются перенесенные школьниками острые заболевания или обострения хронических заболеваний. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях должны определяться строго индивидуально, с учетом объективных показателей (анализ крови, мочи, температура тела), жалоб ребенка, общего самочувствия его, а также функционального состояния главнейших систем и организма в целом. Школьники, страдающие частыми заболеваниями верхних дыхательных путей и хроническим тонзиллитом, требуют систематического наблюдения и консервативного лечения, а при показаниях — оперативного вмешательства. В период активного лечения этих больных необходимо временно ограничивать или полностью отстранять от занятий физическими упражнениями. Разрешать занятия при этом можно в подготовительной группе, но следует стремиться проводить их только в благоприятных условиях ,при отсутствии повышенной влажности воздуха.
В практике врачебного контроля при определении сроков возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний пользуются ориентировочной схемой профессора Д. М. Российского и доцента Л. Г. Серкина (табл. 13), в которую нами внесены некоторые уточнения.
Школьный врач осуществляет врачебно-педагогические наблюдения, которые должны охватывать все формы занятий физическими упражнениями и физкультурные мероприятия: уроки физического воспитания, физические упражнения в процессе учебного дня (гигиеническая гимнастика, физкультминутки и паузы), спортивные тренировки, туристские походы и т. п.

Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после некоторых острых заболеваний


Название болезни

С начала посещения школы

Примечание

Ангина

2—4 нед

В последующий период опасаться охлаждения (лыжи, плавание)

Бронхит, острый катар верхних дыхательных путей

1—3 нед

 

Отит острый

2—4 нед

 

Пневмония

1—2 мес

 

Плеврит

1—2 мес

 

Грипп

2—4 нед

 

Острые инфекционные заболевания

1—2 мес

При удовлетворительном результате функциональной сердечно-сосудистой пробы (20 приседаний за 30 с)

Острый нефрит

2 мес

 

Гепатит инфекционный

8—12 мес

 

Аппендицит (после операции)

1—2 мес

 

Перелом костей конечностей

1—3 мес

Обязательно продолжение лечебной гимнастики, начатой в период лечения

Сотрясение мозга

2 мес и более, до года

В зависимости от тяжести состояния и характера травмы

Программа этих наблюдений при проведении тренировочных занятий и соревнований включает оценку организации и методики проведения тренировочных занятий с учетом возраста, пола, состояния здоровья, тренированности, уровня подготовленности и функциональных возможностей растущего организма; оценку воздействия занятий, тренировок, соревнований на организм детей и подростков; проверку условий и санитарно-гигиенического содержания мест занятий, оборудования, а также спортивной одежды и обуви занимающихся, проверку мер профилактики спортивных травм, выполнения правил безопасности.
Врачебно-педагогические наблюдения, проводимые в процессе занятий физическими упражнениями, направлены на изучение правильности построения занятий физическими упражнениями соответственно состоянию здоровья занимающихся, их физическому развитию, тренированности, определению границ функциональной приспособляемости организма к физическим нагрузкам, индивидуального учета реакции.
Очень важно устанавливать плотность урока, которая определяется при помощи секундомера, учитывая время, затраченное на выполнение упражнений, и время отдыха между упражнениями. Удовлетворительной следует считать плотность занятий не ниже 60 % с изменениями в сторону увеличения при небольшой физической нагрузке и уменьшения при интенсивной нагрузке. Большое значение имеет наблюдение за внешними признаками утомления и динамикой частоты пульса в процессе выполнения физических нагрузок. При перегрузке могут возникнуть общая слабость, повышенная утомляемость, сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца и др.

Может появиться неудовлетворительное состояние после урока, что обусловлено несоответствием режима и физических упражнений состоянию здоровья занимающихся, степени их тренированности. В этих случаях необходимо изменение режима в направлении снижения физических нагрузок, достаточного отдыха, проведение углубленного клинического исследования.
Подготовка к туристским походам (изучение и выбор маршрута, подготовка необходимого оснащения, сбор средств, распределение и подготовка участников к выполнению тех или других обязанностей) происходит в течение учебного года, для чего в школе создаются специальные кружки и секции, руководимые педагогом.
Физическая подготовка учащихся к походам осуществляется во время учебных и секционных занятий в школе по физкультуре и спорту. Большое значение при этом имеют походы, проводимые во время учебного года в выходные дни, во время весенних и зимних каникул.
Школьный врач обязан принимать активное участие в подготовке к походам. Он должен заранее ознакомиться с маршрутом и режимом путешествия, проверить состав группы, идущей в поход. Перед отправлением в поход нужно провести беседу с его участниками о режиме похода и личной гигиене. Отдельную беседу нужно провести с девочками.
В туристских походах дети могут участвовать начиная с 5-го класса. При этом обычно объединяются школьники 5—6-го классов, 7-8-го, 9—10-го. Дети 5—6-х классов совершают походы чаще всего из пионерского лагеря или детской экскурсионно-туристской базы. Девочки наряду с мальчиками участвуют в походах, но начиная с 7—8-го класса вес рюкзака для них несколько снижается по сравнению с мальчиками.
Кроме возраста и пола, возможность допуска к участию в том или другом походе определяется состоянием здоровья учащегося и его физической подготовкой. К походам с активными способами передвижения допускаются учащиеся, отнесенные к основной группе для занятий по физкультуре. Школьники, включенные в подготовительную группу, могут участвовать в многодневных походах только в том случае, если они предыдущим летом совершали короткие походы и хорошо их переносили. Дети специальной группы могут участвовать только в полупоходах или однодневных походах в период пребывания их в пионерском лагере, да и то при наличии соответствующей физической подготовки. К различным походам учащихся допускают в зависимости от степени их подготовки.
Первая степень подготовки заключается в том, что учащийся занимается только в школе в учебные часы.
Второй степенью подготовки обладают учащиеся, занимающиеся в спортивной секции, сдавшие комплекс ГТО и имеющие небольшой туристский опыт в виде участия в одно- и двухдневных пешеходных, лыжных или лодочных походах.
Третью степень подготовки учащийся получает после участия в систематически проводимых многодневных путешествиях пешком, на лыжах, на лодке, во время которых он приобрел соответствующую закалку.
Первый осмотр участников похода школьный врач производит в самом начале формирования группы для похода, чтобы заблаговременно отвести тех учащихся, которые не смогут участвовать в походе. Второй осмотр врач производит перед самым походом, после того как школьники прошли соответствующую подготовку. Обследуя школьников непосредственно перед походом, школьный врач должен исключить из группы детей с кожными заболеваниями, детей, страдающих хроническими желудочно-кишечными заболеваниями, даже в период ремиссии, и детей, имевших контакт с инфекционными больными.
Большое значение имеет правильность построения режима дня во время похода, соответствие нагрузки возрасту, здоровью, подготовленности учащегося. Необходимо выделить время для дневного отдыха, причем в начале и в конце похода количество остановок должно быть больше. Продолжительность сна в среднем 8—10 ч в сутки, после трудного перехода — 12 ч.
Следует строго распределить груз в рюкзаках, придерживаясь нормативов, не допуская перегрузки детей.
Физкультура в походе применяется с гигиенической целью (утренняя гимнастика, физкультурные паузы), как развлечение во время отдыха (игры, некоторые нетяжелые виды спорта) и как средство закаливания. Закаливание организма на солнце и воздухе в походе происходит естественным путем и нет необходимости его форсировать. Не следует слишком увлекаться солнечными ваннами, так как они ослабляют организм. Воздушные ванны и купания разрешаются. Большое значение в режиме отдыха имеет физкультура, так как в основу активного отдыха должна быть положена смена деятельности. В дни отдыха лучше всего проводить недлительные подвижные и спортивные игры.
Очень важны в походе питание и питьевой режим, так как затраты организма при интенсивной деятельности следует полностью компенсировать. Ориентировочно считается, что в день школьнику 5—8-го класса необходимо получить не менее 3000—3500 калорий. Нужно обращать внимание руководителей похода на необходимость включения в меню витаминов (фрукты, овощи или поливитамины в таблетках, сухофрукты). Воду нужно употреблять вместе с пищей, а во время переходов, особенно в жару, пить не следует. Обычно достаточно прополоскать рот водой, сделать 1—2 глотка, или пососать леденец, и жажда проходит.
Перед походом следует проверить у учащихся знание правил оказания первой медицинской помощи, особенно у специально подготовленного санитара, избираемого из среды участников похода. Каждый учащийся должен быть снабжен индивидуальным пакетом, знать правила пользования им, уметь наложить повязку при ранении, при переломе костей. Следует подробно рассказать, как останавливать кровотечение, оказывать первую медицинскую помощь при укусах ядовитых насекомых и змей.
Все учащиеся должны уметь делать искусственное дыхание при утоплении и знать основные способы переноски пострадавшего на руках и на импровизированных носилках.
Важной стороной работы врача и медицинской сестры является контроль за подготовкой и проведением сдачи норм ГТО (I—III ступени).



 
« Шейный остеохондроз, профилактика и лечение   Шумы сердца »