Начало >> Статьи >> Архивы >> Школьная медицина

Виды отклонений в состоянии здоровья - Школьная медицина

Оглавление
Школьная медицина
Введение
Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза
Основные теории и гипотезы причин акселерации
Динамика физического развития школьников за последнее десятилетие
Особенности полового созревания современных школьников
Взаимосвязь характера физического развития с работоспособностью
Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности
Влияние физической культуры и спорта на функциональное состояние
Принципы врачебного контроля при допуске к занятиям физической культурой
Принципы распределения школьников в различные группы физической подготовки
Виды отклонений в состоянии здоровья
Физиологический уровень реактивности и естественная резистентность организма
Актуальные проблемы иммуногенеза и иммунопатии
Измененная реактивность
Влияние хронической очаговой инфекции на реактивность
Влияние методов стимуляции иммуногенеза и вакцинации на реактивность детского организма
Причины и механизмы изменения сосудистого тонуса
Синдром вегетативно-сосудистой дистонии у детей и подростков
Кардиальный компонент синдрома вегетативно-сосудистой дистонии
Морфологические особенности сердца и крупных сосудов
Общая характеристика некоторых нарушений процесса возрастной эволюции сердца
Синдром перенапряжения у юных спортсменов
Неревматические кардиопатии
Инфекционно-аллергические миокардиты
Аллергические лекарственные и постпрививочные миокардиты
Нарушения сердечного ритма при неревматических кардиопатиях
Врожденные пороки сердца и крупных сосудов
Распространенность, этиология и патогенез ревматизма
Клиническая картина и диагностика ревматизма
Ревматические пороки сердца
Первичная и вторичная профилактика ревматизма
Лечение ревматизма
Определение понятия, методы диагностики  бронхо-легочных заболеваний
Клиническая картина и исходы хронических заболеваний бронхо-легочной системы
Аллергические заболевания бронхо-легочной системы
Патогенез, клиническая картина и лечение гломерулонефрита
Патогенез, клиника и лечение пиелонефрита
Нарушения состояния желудочно-кишечного тракта функционального характера
Хронический гастрит и дуоденит
Язвенная болезнь
Хронические холецистит и холангит
Классификация и современные методы диагностики геморрагических диатезов
Гемофилия
Тромбоцитопеническая пурпура
Геморрагический васкулит
Ожирение
Сахарный диабет
Нарушение функции щитовидной железы
Нарушения состояния надпочечников
Нарушения полового развития
Опухоли и воспалительные заболевания половых органов
Неврозы и неврозоподобные состояния
Навязчивые состояния
Истерический невроз
Системные неврозы

Часть II
УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ, ПРОБЛЕМА РЕАКТИВНОСТИ, ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ (ПРЕДБОЛЕЗНЬ), МАЛАЯ ПАТОЛОГИЯ
Глава III
УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ И РЕАКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 10. Наиболее распространенные виды отклонений в состоянии здоровья современных школьников
Исключительная забота партии, правительства, всего народа о здоровье подрастающего поколения, линия партии, проводимая в этом вопросе. В. И. Лениным с первых дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции, остающаяся неизменной до настоящего времени, определили профилактическое направление медицинской науки и советского здравоохранения. Уже в первый период существования Советского государства были достигнуты результаты, наглядно свидетельствующие о положительном влиянии социальных условий нашего общества на развитие и состояние здоровья всего народа и прежде всего детей и подростков. В первые два десятилетия после революции неизмеримо улучшилось физическое развитие и состояние здоровья детей, а ухудшение, обусловленное Отечественной войной, было быстро ликвидировано: уже в 1950 г. показатели физического развития детей по росту и массе превзошли показатели довоенного 1940 г.
Ликвидированы такие заболевания, как оспа, малярия, бруцеллез, туляремия, врожденный сифилис, полиомиелит, редко встречаются тяжелые формы рахита. Резко снизилась заболеваемость туберкулезом.
Резко снизилась заболеваемость скарлатиной, дифтерией, корью, коклюшем, а течение этих заболеваний претерпело значительную эволюцию, стало легким, без тяжелых осложнений и смертельных исходов. Благодаря научно обоснованной профилактике ревматизма заболеваемость снизилась, а течение стало более доброкачественным.
Все вышеуказанное — результат комплекса социальных факторов, из которых основными являются значительное улучшение материального благосостояния народа, улучшение жилищных условий, питания, труда, обучения и воспитания детей и подростков, организации их отдыха, прогрессивная система медицинского обслуживания, в том числе диспансерного наблюдения детей, профилактической вакцинации против инфекционных заболеваний.
Значительный прогресс, достигнутый в деле улучшения состояния здоровья и физического развития детей и подростков, поставил на повестку дня новые проблемы и задачи. В связи с ликвидацией одних заболеваний и более легким течением других определенной эволюции подверглось и само понятие «здоровый ребенок». Раньше под этим понятием подразумевалось отсутствие тяжелых хронических заболеваний (туберкулез, ревматизм, заболевания почек, психические заболевания) и выраженных степеней отставания в физическом и умственном развитии ребенка.
В связи с ликвидацией тяжелых заболеваний и значительным улучшением состояния здоровья и физического развития современных детей в настоящее время к определению полного здоровья предъявляются не только неизмеримо более высокие требования но и принципиально иной подход к оценке здоровья. Совершенно естественно, что, когда на повестке дня стояли вопросы ликвидации туберкулеза, тяжелых форм малокровия, трахомы, врожденного и бытового сифилиса, рахита и т. д., не было возможности заниматься проблемой состояния зубов, носоглотки, осанки и гармоничностью развития детей. В настоящее время в отношении физического развития вопрос состоит не только в том, чтобы не было дефицита массы или значительного отставания роста, иначе говоря, чтобы ребенок и подросток были достаточно упитанными и в среднем соответствовали: возрастной норме, а вопрос состоит в гармоничности развития, т. е. не только о высоком уровне всех показателей, но и их взаимном соответствии. В частности, школьники с избыточной упитанностью, ожиревшие, ни в коей мере не могут быть отнесены в категорию школьников с хорошим физическим развитием. Такая категория школьников оценивается как школьники с ухудшенным развитием. Ожирение, так же как дефицит массы, следует классифицировать как нарушенное физическое развитие. Таких школьников следует подвергнуть углубленному медицинскому осмотру и обследованию для выяснения причин нарушения гармоничности их развития. Такого же подхода требуют школьники очень высокого роста с не соответствующими ему параметрами окружности грудной клетки, т. е. узкогрудые, астенизированные подростки, так же как подростки с нарушением взаимоотношения длины ног и туловища. Чрезмерно, непропорционально длинные конечности — признак нарушения гормонального равновесия в организме подростка и нередко сигнализирует об отставании процесса полового созревания, недостаточной выработке половых гормонов надпочечников — андрогенов и излишней продукции гипофизарного гормона роста — соматотропного гормона, стимулирующего и определяющего рост подростка главным образом до начала полового созревания, до включения системы андрогенов.
Однако и вышеизложенных критериев недостаточно для всесторонней оценки характера развития и состояния здоровья школьника. На современном уровне культуры нашего общества, науки и здравоохранения такая оценка требует обязательного учета функциональных особенностей организма, состояния естественных защитных функций организма, т. е. реактивности, работоспособности физической и умственной, выносливости, состояния высшей нервной деятельности, уровня интеллектуального развития, поведенческих реакций, социальной зрелости.
Аналогично и оценка состояния здоровья основывается не только на прежних критериях последнего, т. е. на констатации отсутствия хронических и острых заболеваний и их осложнений или остаточных явлений, но и на оценке таких сложных и тонких показателей здоровья, как реактивность организма, под которой следует понимать уровень регуляции, обеспечивающей весь комплекс защитных и приспособительных (адаптационных) функций, и адекватную реакцию на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды, позволяющие противостоять вредным воздействиям (болезнетворным и токсическим микробам, вирусам, паразитам), включая неблагоприятные метеорологические и климатические условия (воздействие высокой температуры, резкого холода, ветра, влажности, резкой смены атмосферного давления, чрезмерной солнечной радиации или, наоборот,, ее недостатка на Крайнем Севере и т. д.), загрязнение атмосферы промышленными отбросами. При оценке состояния здоровья необходимо учитывать характер реакции организма школьника на профилактические прививки, пищевые вещества и некоторые добавки к ним (консерванты) и т. д. Соответственно новому содержанию понятия «здоровый ребенок» представители ряда отраслей науки о ребенке: физиологи, патофизиологи, гигиенисты, педиатры и представители ряда узких специальностей, так же как педагоги и психологи — изыскивают всё новые критерии здоровья, комплекс которых позволил бы получить исчерпывающую информацию и обобщенную характеристику последнего, отвечающую современному уровню науки нашего социалистического общества. Новые представления о здоровом ребенке требуют привлечения для обследования состояния здоровья школьников представителей разных медицинских и педагогических специальностей: педиатров, стоматологов, ларингологов, офтальмологов, хирургов, невропатологов, специалистов по лечебной физкультуре, врачебному спортивному контролю, психологов и т. д. В результате столь высоких требований к понятию полного здоровья в настоящее- время выявляются такие отклонения в его состоянии, которые прежде не выявлялись, не регистрировались и поэтому, естественно, не учитывались. Поэтому регистрируемая заболеваемость остается высокой. Таким образом, имеется на первый взгляд парадоксальное явление, а именно повышение уровня заболеваемости, несмотря на явное, несомненное и абсолютное улучшение физического развития и состояния здоровья современных детей и подростков. Все это необходимо учитывать для правильной интерпретации структуры заболеваемости.
Однако высокий уровень и даже «рост» регистрируемых отклонений в состоянии здоровья современных школьников являются исключительно следствием нового содержания, вкладываемого в настоящее время в понятие полного здоровья, и выявления функциональных отклонений, состояний предболезни и так называемой малой патологии, являющихся обратимыми и полностью устранимыми. Таким образом, на современном уровне охраны здоровья школьников первый этап констатации полного здоровья требует прежде всего оценки гармоничности физического развития и полноценности функционального состояния организма ребенка и подростка.
В отношении нарушения гармоничности физического развития серьезного внимания требует проблема избыточной массы. Наблюдения Boiler (1966) над большим числом юношей и девушек в Вене, окончивших среднюю школу, показали, что за время с 1947 по 1964 г. число детей и подростков с ожирением увеличилось в 3 раза и составляет 2,5% общего числа юношей.
Johnson и Mayer (1956), обследовав 6000 детей в Бостоне, выявили ожирение у 9% мальчиков и 12,5% девочек. Fetter и Horackova (ЧССР) выявили 3,9% мальчиков и 5,2% девочек с ожирением. Некоторые авторы в СССР выявили ожирение в 4,5% (Η. Н. Белгородская, 1971). Выявление в среднем в разных районах страны от 3 до 6% ожиревших детей ставит со всей серьезностью вопросы питания и физического воспитания как мер коррекции этого нарушения физического развития. С проблемой ожирения тесно связан вопрос об учащении случаев заболевания диабетом, в. связи с чем каждый школьник с обращающей на себя внимание излишней упитанностью не в меньшей мере, чем школьник с пониженным весом, должен быть под особым наблюдением школьного врача и периодически специально обследоваться для исключения диабета. Школьникам, страдающим ожирением, угрожает также опасность значительного повышения артериального давления и гипертонии, поэтому они нуждаются в наблюдении и контроле также из этих соображений.
Чрезмерно ускоренное и раннее половое созревание тоже нередко сопровождается ожирением и наклонностью к повышению сосудистого тонуса. Это очень хорошо иллюстрируется тем фактом, что артериальное давление у девочек, начинающих менструировать в 10—11 лет, в среднем на 10—20 мм рт. ст. выше, чем у начинающих менструировать в 12—13 лет, а работоспособность и выносливость вторых выше, чем первых.
При нарушении гармоничности развития в направлении значительного преобладания ростовых показателей часто отмечается выраженное отставание в развитии сердца — гипоэволюция, сочетающаяся с его функциональной неполноценностью, в результате чего ухудшаются условия кровообращения и соответственно снабжения всех органов и тканей кислородом и питательными веществами. Гипоэволюция сердца нуждается в системе мероприятий, а прежде всего в активации двигательного режима и ликвидации других причин гипоэволюции, среди которых ведущей является очаговая инфекция в ротовой полости и носоглотке, обусловленная прежде всего стрептококком (Р. А. Калюжная* 1958—1973).
Скопление большого количества населения в городах, усиление контактов, загрязнение воздуха способствуют росту заболеваемости хроническим тонзиллитом, синуситами (чаще всего гайморитом), кариесом зубов. Возникая нередко на фоне уже измененной реактивности, хроническая стрептококковая инфекция усугубляет ее нарушения, снижая естественные защитные функции, сенсибилизируя организм вплоть до развития аллергических состояний. Очаговая инфекция в носоглотке — причина нарушения гармоничности развития школьников, возникновения ряда существенных расстройств функции нервной системы, сердца, почек, желудочно-кишечного тракта и развития картины общей интоксикации организма. Не только педагоги и родители, но, к сожалению, и многие врачи, недооценивая влияние хронических очагов воспаления в зубах, миндалинах и придаточных полостях носа, недостаточно настойчиво и последовательно проводят лечение и наблюдение за детьми с такими заболеваниями, не учитывая, что длительное существование этих очагов создает «контингенты риска» в отношении развития таких тяжелых заболеваний, как ревматизм, поражение почек, хроническая пневмония, бронхиальная астма и др. Представляют интерес данные о распространенности хронического тонзиллита. Η. М. Бондаренко (1971) выявила хронический тонзиллит у 20—34% школьников различного возраста Москвы, а В. А. Минкина и В. И. Чеботарева (1969) —у 26%. По данным И. А. Наджаряна (1971) с соавторами, хронический тонзиллит у детей Еревана составляет 40%. Г. И. Баженова (1971), обследовавшая школьников Киева, выявила хронический тонзиллит у 17,4% младших школьников и у 12,3% учащихся 7-х классов.
Обследование состояния здоровья школьников г. Горького и области выявило различные поражения ЛОРорганов в 53,8%, а кариес зубов — в 54% (Η. П. Жукова, 1971). В связи с указанным заслуживают внимания данные автора о динамике морфологическое состава крови у современных школьников, свидетельствующие об аллергизации организма: снижение СОЭ и количества лейкоцитов, повышение количества эозинофилов. По нашим данным, кроме указанного, не менее типичным для состояний сенсибилизации и аллергии является относительный лимфоцитоз и моноцитоз, тромбоцитопения. Такой явно «неинфекционный» состав крови наряду с гипогаммаглобулинемией чрезвычайно характерен для сдвигов в реактивности детей, длительно страдающих хронической очаговой инфекцией ротовой полости и носоглотки.
Самое раннее неблагоприятное следствие хронической очаговой инфекции ротовой полости и носоглотки — это ряд нарушений со стороны центральной и вегетативной нервной системы, имеющих очень существенные с педагогической точки зрения последствия. Такие школьники чрезвычайно быстро утомляются, становятся медлительными, несобранными, рассеянными, что приводит не только к ухудшению восприятия учебного материала в классе, но и к выраженному удлинению времени, затрачиваемого на приготовление домашних заданий, что в свою очередь усиливает утомление, нарушает режим, укорачивает время пребывания на свежем воздухе, уменьшает двигательную активность. Создается порочный круг, в результате чего все более нарушается состояние ребенка, возникают невротические состояния, резкое снижение успеваемости.
Хронические очаги воспаления в носоглотке изменяют в неблагоприятном направлении реактивность организма: снижают его естественные защитные функции — сопротивляемость инфекционным воздействиям, поэтому данная категория ребят часто болеет в периоды подъема частоты простудных заболеваний, вирусного гриппа и т. д. и дает наибольший процент пропусков учебных дней в школе. Вместе с тем любое интеркуррентное острое инфекционное заболевание, в частности респираторная инфекция, способствует обострению хронического тонзиллита, гайморита, отита. После обострения нередко долго держится субфебрильная температура (37,1—37,3°) и значительно нарушается общее состояние ребенка, усиливается утомляемость, астенизация, резко снижается работоспособность.
Частым осложнением хронического тонзиллита является поражение сердца, преимущественно дистрофического характера, реже воспалительного. Длительное существование хронического очага инфекции в носоглотке у ряда детей провоцирует частые бронхиты и воспаления легких с нередким переходом последних в хроническую форму. Хронический тонзиллит нередко осложняется нарушениями двигательной и эвакуаторной функции желчевыводящих протоков и кишечника, что провоцирует заболевания желчного пузыря и усиливает общую интоксикацию организма вследствие попадания в ток крови продуктов нарушенного обмена и пищеварения.
У школьников с хронической интоксикацией организма, обусловленной очагами инфекции в зубах, миндалинах и придаточных полостях носа, нарушается регуляция кровообращения, в результате чего нередко развивается вегетативно-сосудистая дистония, которая может переходить в гипертонические состояния и гипертоническую болезнь. Таким образом, хроническая очаговая инфекция в зубах и носоглотке в связи с ее разносторонним и отрицательным воздействием на растущий организм должна рассматриваться не только как нарушение состояния здоровья школьника, но и как отклонение, которое при условии его неустранения нарушает развитие школьника и закладывает фундамент патологии последующих периодов жизни человека (Р. А. Калюжная, 1965).
Значительный процент среди отклонений состояния здоровья детей занимают нарушения осанки и прежде всего сколиозы.
По данным различных авторов, распространенность сколиозов среди школьников колеблется от 8 до 24%, а по данным Η. П. Жуковой, все нарушения осанки, от самых незначительных до выраженных, выявляются у 63 % школьников.
Нарушения осанки обусловлены неправильным положением тела во время учебных занятий в школе и дома в период приготовления домашних заданий, а также несбалансированным питанием и нарушенным балансом электролитов. Совершенно естественно, что методами устранения этого нарушения являются: 1) соответствующая росту и правильно сконструированная школьная парта и рабочий стол дома; 2) внимание врача, педагога и родителей к правильной позе ученика во время учебных занятий в школе и дома; 3) профилактика (в виде физкультурных пауз во время уроков) утомления, в результате которого, несмотря на наличие соответствующей мебели, ученик принимает неправильное положение за партой; 4) соответствующая диета с достаточным количеством витаминов и минеральных солей.
Актуальным остается вопрос нарушения зрения у школьников, главным образом близорукости. Η. П. Жукова (1971) получила данные о различной степени снижения зрения у 30% школьников г. Горького и области (1971), а Η. Н. Белгородская и С. Н. Белгородская (1971) —у детей Смоленска в 12,5%, В. А. Баландина, Е. В. Гудошник, Н. И. Филатова (1971) отмечают рост числа школьников с понижением остроты зрения у детей Омска с 4,5% в 1965 г. до 14,4% в 1967 г., объясняя этот факт внедрением системы кабинетного обучения, затрудняющего правильное рассаживание детей уже с 5-го класса. Увеличение распространенности нарушений зрения, вероятно, обусловлено также увеличением времени просмотра телевизионных передач и нередко приготовлением уроков в комнате, где работает телевизор, а школьник занимается только при настольной лампе с выключенным потолочным освещением. В связи с новыми условиями быта и обучения основными мерами профилактики нарушений рефракции являются:

  1. достаточный и правильно расположенный источник освещения рабочего места (парта, стол) и всего помещения (класс, комната), где идут занятия или приготовление домашних заданий;
  2. хороший шрифт учебников и детской литературы;
  3. соблюдение гигиенических форм расстояния при просмотре телевизионных передач и кинопрограмм;
  4. исключение чрезмерно длительного зрительного напряжения;
  5. правильное питание с достаточным количеством минеральных солей и витаминов, главным образом витаминов А, Р и С (каротин, рутин и аскорбиновая кислота), содержащихся в овощах и фруктах, молоке, сливочном масле, гречневой крупе и др.

Особое место среди отклонений в состоянии здоровья современных школьников занимают нарушения функционального состояния нервной системы, степень распространения которых, по мнению отдельных исследователей, составляет 4,4% (Η. Н. Белгородская, С. Н. Белгородская, 1971). Неврозы и различные степени неврастенических состояний характеризуются клинически нарушениями сна, чрезвычайной чувствительностью, впечатлительностью, ранимостью, слезливостью, быстрой утомляемостью. Такие школьники нередко возбуждены, непоседливы, часто жалуются на головные боли, головокружения, «ком в горле» при волнении, наступающем у них при малейших напряжениях и трудных ситуациях. Неврозам сопутствуют обычно вегетативные нарушения в виде усиленной потливости и разнообразных кожно-сосудистых патологических реакций: измененном дермографизме и кожной температуре, пятнах Труссо и т. п. Большинство из них с трудом справляются с учебной нагрузкой и очень быстро утомляются. Следует подчеркнуть, что выявление вышеуказанного синдрома нейропсихических нарушений обязывает педиатра всесторонне исследовать школьника и исключить прежде всего соматическую основу такого состояния, в частности хроническую интоксикацию: туберкулезную, глистную и т. п. Нередко невротический синдром развивается у школьников, перенесших подряд несколько острых заболеваний в течение небольшого срока. При исключении соматических причин и вторичности невроза эти дети нуждаются в обследовании и наблюдении психоневролога.
Одной из причин развития невротических состояний у учеников 1-го класса нередко является несоответствие степени зрелости ряда функций их организма тем требованиям, которые к ним предъявляет учеба.

В ряде стран эта проблема готовности детей к школе стала особенно острой и актуальной в связи с более ранним началом обучения в школе: в Англии — в 5 лет; в Югославии — в 6 или 7 лет по усмотрению родителей; в ГДР, Румынии, Венгрии и Болгарии — в 6 лет. Несмотря на то что в указанных странах учебные занятия чередуются с игровыми, количество неврозов у детей, начавших обучение в 5 лет, в Англии достигает 13% У девочек и 8% у мальчиков. Повышенная застенчивость, раздражительность и агрессивность выявлена у 6,5% девочек и 1,5% мальчиков. В Болгарии у детей, начавших обучение в 6 лет, неврозы выявлены в 15% случаев. Проведенные в Румынии исследования адаптации детей, начавших обучение в 6 лет, показали, что максимальное количество нарушений выявлено у них во 2-м и 4-м классе, в связи с чем подчеркивается необходимость особого внимания и разгрузки этих детей во 2-м классе. Чехословацкие исследователи считают, что неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья у этих детей наиболее ярко проявляются в 4-м классе, и солидарны с румынскими исследователями, подчеркивающими необходимость тщательного наблюдения за этими учениками до 4-го класса. Проблема «добавочных усилии» у детей, рано начинающих обучение в школе, вызвала необходимость сокращения продолжительности уроков до 30—35 мин и приема в школу на основании не паспортного возраста, а фактического развития школьника, как соматического, включая состояние основных органов и систем, так и психического, и соответствующего уровня функционального состояния центральной нервной системы.
По данным гигиенистов ГДР, в возрасте 6 лет по своим функциональным возможностям готовы к школе только 10% детей, в возрасте 6,5 лет —50%, а в возрасте от 6 лет 10 мес до 7 лет 3 мес — уже 97% детей. Соответственно, по данным румынских исследователей, в возрасте 6 лет готовы к школе 63%, а в возрасте 7 лет —79% детей. В среднем по ряду стран среди детей в возрасте 7 лет у 15% функциональные возможности организма не соответствуют требованиям, предъявляемым к школьнику 1-го класса. По общему мнению, первые 6 мес обучения составляют срок, в течение которого резко повышается степень адаптации к школе. Исходя из указанного, для детей, трудно адаптирующихся к школе, в ряде стран созданы так называемые классы ожидания (Франция, Венгрия), в которых дети занимаются по особо составленному режиму до момента достижения достаточной степени адаптации к школьной нагрузке.

В настоящее время перед физиологами и педиатрами стоит серьезная проблема разработки объективных медицинских критериев готовности ребенка к школе, а перед гигиенистами — проблема участия в разработке типовых проектов школ, которые обеспечивали бы возможность создания такого режима обучения, воспитания, труда и отдыха, который способствовал бы адаптации детей в возрасте 6 лет к школьной среде. Для осуществления этого проекта необходима соответствующая база — школы с отдельными отсеками, спальные комнаты для отдыха, комнаты для игр, музыкальных занятий. Перед Министерством просвещения СССР стоит задача подготовки соответствующих педагогов высокой квалификации.
Все вышеуказанное тем более необходимо, что только у 60 % детей развитие всех физиологических функций точно соответствует календарному возрасту, у 20% оно опережает этот возраст, у остальных 20% наблюдается временная задержка в развитии тех или иных функций. Степень индивидуального развития у поступающих в школу тоже разная. Проблема «школьной зрелости» осложняется еще больше, когда ребенок не совсем здоров и к различиям в сроках созревания ряда физиологических функций присоединяется еще фактор нездоровья, мешающий ученику в его учебе. И первый, и второй фактор требуют совместной работы врача и педагога. Совершенствование незрелых функций так же, как коррекция функций нарушенных болезнью, — в одинаковой мере дело педагога и врача, так же как квалифицированный совет последнего о той мере нагрузки и методе ее рационального распределения, которые допустимы для данного ребенка. Организованные в Эстонии «классы выравнивания» для таких учеников — хороший почин. Результаты этого мероприятия заслуживают внимания, а если оно окажется эффективным, этот опыт следует распространить и внедрить.
К актуальным проблемам состояния здоровья современных школьников следует отнести вопрос о туберкулин-положительных контингентах детей (в том числе и детей с туберкулезной интоксикацией), составляющих около. 17,5% (Η. Н. Белгородская, 1971). В связи с большими успехами в направлении снижения заболеваемости ревматизмом, достигнутыми благодаря стройной системе профилактики и этапного лечения заболевания, на повестку дня встала проблема неревматических кардиопатий как дистрофического характера, осложняющих ряд хронических токсикоинфекционных процессов: (Р. А. Калюжная, 1954—1973), так и воспалительного характера главным образом инфекционно-аллергического. Последние — это чаще всего миокардиты, осложняющие главным образом острые респираторные вирусные инфекции, занимающие в структуре заболеваемости первое место, а также другие острые инфекционные и аллергические состояния.
Серьезной и актуальной проблемой состояния здоровья современных школьников являются нежелательные изменения реактивности в направлении сенсибилизации и аллергизации организма, обусловленные главным образом: 1) значительным загрязнением внешней среды в больших городах; 2) широким и нередко необоснованным применением массивной лекарственной терапии; 3) напряженным календарем профилактических прививок; 4) большой распространенностью хронической (преимущественно стрептококковой) инфекции ротовой полости и носоглотки; 5) волнами вирусных респираторных заболеваний; 6) особенностями питания и образа жизни.
Тесно связана с фактом сенсибилизации и аллергизации детского населения проблема хронических заболеваний органов дыхания (хронические пневмонии и бронхит, бронхиальная астма), заболеваний почек и мочевыводящих путей.
Большое значение для понимания задач охраны здоровья школьников имеет оценка его динамики в процессе обучения в школе (Г. Н. Сердюковская, 1970; Н. А. Ананьева, 1971, и др.). Исследования указанных авторов показали, что у детей с 1-го по 8-й класс резко снижается заболеваемость острыми инфекциями (корь, ветряная оспа, скарлатина), но возрастает число заболеваний кожи (грибковых, гнойничковых), нарушений состояния органов зрения, увеличивается число травм, полученных на улице, во время перемен, на уроке физической культуры.
В течение всех 8 лет обучения у школьников остается высоким процент хронической очаговой инфекции в носоглотке и зубах (хронический тонзиллит, гайморит, кариес зубов). У детей к 7-8-му классу нарастает количество сердечно-сосудистых и других осложнений хронического тонзиллита, в частности, увеличивается количество школьников с повышенным, реже с пониженным артериальным давлением и с вегетативно-сосудистой дистонией. У школьников 1—3-х классов отмечается наибольшее количество невротических состояний, а у школьников последующих классов оно значительно снижается, что прежде всего можно объяснить адаптацией детей к процессу обучения. Однако в 10-м классе по сравнению с 9-м количество неврозов и случаев психической астенизации вновь нарастает. В 9-м и особенно в 10-м классах количество детей, больных хроническими заболеваниями, возрастает за счет заболеваний носоглотки и их осложнений, заболеваний нервной системы и органов пищеварения (гастриты, холециститы, язвенная болезнь). Состояние здоровья девочек в старших классах хуже, чем мальчиков, в частности среди первых выше процент заболеваний носоглотки. Девочек с нарушенном гармоничности физического развития (главным образом за счет ожирения) больше, чем мальчиков, что можно объяснить их меньшей двигательной активностью. Проведенное авторами динамическое наблюдение за одним и тем же контингентом школьников (500 детей) с 1-го по 8-й класс показало, что у 68,7% детей первоначальная оценка физического развития осталась без изменения, у 17,1% физическое развитие нормализовалось, т. е. имевшиеся при поступлении в школу отклонения были ликвидированы и оценка физического развития от «ухудшенного» перешла к «хорошему». Однако вызывает тревогу факт, что у 14,2% школьников за 8 лет обучения физическое развитие ухудшилось за счет появления избыточного веса (ожирение)—3%, дефицита веса — 8,2%, недостаточного нарастания веса и роста — 1 %, чрезмерного роста и веса — 2 %. При этом выявлена достоверная связь между заболеваемостью и физическим развитием учащихся старших классов. Количество детей с нарушениями осанки (сколиозами) за 8 лет возросло в 3 раза, и только в 19% сколиотическая осанка и сутуловатость были ликвидированы к 8-му классу.
С 1-го по 8-й класс повышается процент детей с нарушениями зрения, который достигает наиболее высоких цифр на Крайнем Севере (до 31).
Функциональные нарушения со стороны сердца, связанные с обменными и другими изменениями в миокарде, в частности, частота выявления систолических шумов в сердце, увеличиваются у детей от 8 до 11 лет, уменьшаясь затем к 12 годам и вновь нарастая к 15 годам. От 9-го к 10-му классу возрастает количество невротических состояний, особенно у девочек, повышаясь в среднем на 10%, что обусловлено меньшей двигательной активностью девочек.
В большинстве случаев астенические состояния у учеников 10-го класса развивались на фоне хронических соматических заболеваний (хронический тонзиллит, ревматизм, холецистит, аллергические заболевания), после травмы головы или в результате нейроинфекции (чаще всего осложнявшей вирусный грипп). Однако в ряде случаев эти состояния возникают самостоятельно вследствие большой учебной и эмоциональной нагрузки в результате напряжения завершающего года обучения в школе, экзаменов, предстоящих ответственных решений, связанных с выбором профессии.
Имеются различия в состоянии здоровья учеников общеобразовательных и специальных школ, в частности с преподаванием на иностранном языке (Η. Н. Преображенская и др., 1971). В последних больше учащихся высокого роста, с превышением массы при относительном отставании размеров окружности грудной клетки. Среди этих школьников за время обучения процент выявления нарушений зрения, осанки, невротических состояний больше, чем среди учеников общеобразовательной школы, которые дают лучшую, чем первые, реакцию на физическую нагрузку по показателям внешнего дыхания, газообмена, кровообращения.
Существенными для педагогической практики являются данные, характеризующие различия в работоспособности, а следовательно, и успеваемости учащихся с разным уровнем физического развития и состояния здоровья. По мнению ряда авторов, зависимость успеваемости от состояния здоровья особенно наглядна у школьников младших классов. Даже после кратковременных острых заболеваний: ангины, гриппа, катара верхних дыхательных путей — функциональные возможности организма школьника нарушены в среднем в течение 2 нед, в результате учебная нагрузка требует крайнего напряжения всех физиологических функций. Эти ученики быстро утомляются, работоспособность их снижена, что требует некоторого изменения их режима после острого заболевания в направлении максимального снижения нагрузки, освобождения от всех дополнительных заданий, ограничения зрелищных и развлекательных мероприятий, использования внеучебного времени для максимального пребывания на свежем воздухе с обязательным дневным сном после возвращения из школы. После острых заболеваний школьник должен быть осмотрен школьным врачом для установления срока возобновления занятий физической культурой, спортом, для решения вопроса о проведении профилактических прививок и для исключения обострения хронических заболеваний, которое нередко наступает после острых инфекционных заболеваний.
Школьники с хроническими заболеваниями еще в большей степени, чем перенесшие острое заболевание, нуждаются в дифференцированном, индивидуальном подходе и постоянном наблюдении школьного врача. Значительные изменения высшей нервной деятельности этих детей, вызывающие снижение внимания раньше, чем у здоровых детей, утомление и неблагоприятные сдвиги в кровоснабжении мозга при утомлении — все это нередко приводит к отставанию в учебе и низкой успеваемости школьников, страдающих хроническими заболеваниями. Вот почему каждый случай неуспеваемости требует консультации врача, тщательного обследования школьника и применения всех средств к его оздоровлению. Следует помнить, что неуспевающий ученик чаще всего нездоров и школьный врач совместно с педагогом должны приложить все усилия для выявления и устранения причин отклонений в состоянии здоровья школьника.
Совершенно естественно, что в массовой школе невозможно создавать специальные условия обучения для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, однако учитывать эти обстоятельства нужно так же, как находить методы, облегчающие таким детям преодолевать трудности в обучении. В одних случаях достаточно ограничиться дополнительным выходным днем в течение рабочей недели, в других случаях нужно продуманно изменить режим, вовремя освободить от дополнительных нагрузок.
Следует вспомнить ныне забытый опыт 30-х годов, когда организовывались специальные «классы здоровья» для ослабленных детей с более щадящим режимом, соответствующим расписанием, несколько меньшей продолжительностью урока, обязательным проведением перемен на свежем воздухе, специально организованным питанием. Для таких детей, безусловно, полезны так называемые лесные школы и школы на открытом воздухе. Необходимость повышения аэрации, т. е. максимального пребывания на свежем воздухе, категории школьников с отклонениями в состоянии здоровья, обусловленными хронической очаговой инфекцией, имеет глубокое научное обоснование. В настоящее время известно, что эти дети страдают скрытой гипоксией, не выявляемой при определении у них насыщения крови кислородом в покое, когда существенных отличий в его уровне по сравнению со здоровыми детьми не выявляется. Однако после физической нагрузки степень насыщения их крови кислородом значительно снижается, отличаясь от уровня здоровых (Е. И. Голбан, Р. А. Калюжная, 1971). Если учесть, что наиболее чувствительным к недостатку кислорода органом является мозг, станет очевидной причина утомляемости и снижения работоспособности этих детей.
Особого внимания требует проблема сосудистого тонуса современных школьников. Ряд исследований выявил повышение уровня артериального давления у учеников к концу рабочего дня. Чем больше умственная нагрузка и чем старше школьники, тем значительнее повышается артериальное давление. К концу учебного года в среднем артериальное давление у школьников выше, чем после каникул. Активный двигательный режим способствует нормализации артериального давления, а недостаточная двигательная активность способствует закреплению и даже усилению расстройств гемодинамики дисрегуляторного происхождения.

Связь уровня артериального давления у школьников с умственной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью и напряжением учебного года подтверждается также разными результатами, полученными при определении возрастных норм артериального давления у здоровых московских школьников во время учебного года, когда получены более высокие цифры, чем данные аналогичных исследований, проводимых во время каникул в подмосковных пионерских лагерях.
Особенно значительное количество школьников с высокими показателями артериального давления выявлено в выпускных классах. По данным И. И. Слепушкиной и А. Г. Глущенко (1971), в киевских школах среди учащихся 8-х классов выявлено высокое артериальное, давление у 3,2%, а среди учащихся 10-х классов — у 10,2%. Процент нарушения регуляции функции кровообращения, о чем свидетельствует замедленное возвращение показателей пульса, артериального давления и ударного выброса сердцем крови к исходным величинам после физической нагрузки, тоже нарастает у школьников старших классов, составляя 23,4% в 8-х классах, 26,3% в 10-х классах. Если учесть еще, что уровень артериального давления зависит от характера физического развития и полового созревания, достигая у рослых и интенсивно созревающих подростков более высоких цифр, станет ясным, как много факторов способствует повышению сосудистого тонуса у современных школьников. Главными среди этих факторов являются гиподинамия, умственное утомление, эмоциональное напряжение, акселерация развития, хроническая очаговая инфекция в ротовой полости и носоглотке (Р. А. Калюжная, 1971).
Повышение сосудистого тонуса в большинстве случаев протекает бессимптомно, однако у некоторых школьников старших классов оно сопровождается головной болью, нарушением сна, головокружением, утомляемостью, раздражительностью. Появление таких жалоб и симптомов повышенной утомляемости и раздражительности у ученика должно послужить причиной тщательного, углубленного медицинского осмотра и в зависимости от результатов обследования изменений режима, а в случае необходимости — проведения лечения.
Большой удельный вес среди всех отклонений в состоянии здоровья школьников имеет синдром вегетативно-сосудистой дистонии, именно синдром, т. е. комплекс вторичных нейро-вегетативных и сосудистых нарушений, осложняющих ряд заболеваний. Клиническими проявлениями этого синдрома, наиболее ярко проявляющегося у школьников старших классов в период полового созревания, являются колебания (преимущественно в сторону повышения) артериального давления, учащение и значительная лабильность пульса, повышенная потливость, наличие acne vulgaris, яркие кожные вазомоторные реакции (белый или красный дермографизм с укороченным латентным периодом, пятна Труссо), головокружения, тошнота, иногда обмороки, изменение дыхания, перистальтики кишечника (чаще спастического характера с запором, реже поносом), нарушениями сна, головными болями, эмоциональной лабильностью и т. п. Синдром может носить постоянный характер или выявляться периодически, иногда в виде «вегетативных взрывов» вплоть до явлений пароксизмальной тахикардии предсердного типа. Несмотря на свою яркость, синдром вегетативно-сосудистой дистонии при тщательном обследовании таких школьников оказывается лишенным сколько-нибудь серьезной морфологической, нервной, висцеральной и сосудистой основы и оказывается результатом обратимых нарушений регуляции вегетативных функций. По полученным нами данным, вегетативнососудистые нарушения составляют около 60% У подростков 13—16 лет, страдающих хронической очаговой инфекцией в полости рта и носоглотке, желчном пузыре, туберкулезной интоксикацией. Другая группа школьников старших классов с вегетативно-сосудистыми расстройствами страдает ими в связи с грубыми нарушениями режима, эмоциональным стрессом, информационными и учебными перегрузками, резким снижением двигательной активности (гипокинезией). Крайние варианты полового созревания, протекающие с высокой активностью гипоталамической области, нередко в связи с раздражением последней сопровождаются вегетативно-сосудистой дистонией.
Нередко вегетативно-сосудистая дистония является следствием перенесенной нейроинфекции, вирусного гриппа, травмы черепа, сотрясения мозга, различных интоксикаций. Вегетативно-сосудистая дистония непременно сопутствует неврозам различного характера и возникает, когда к вегетативно-сосудистым расстройствам присоединяются личностные нарушения типа страха, тревоги, повышенной эмоциональной чувствительности, ранимости и утомляемости, изменчивого, часто подавленного настроения, раздражительности.
Ряд аллергических состояний и сенсибилизация организма у детей и подростков сопровождаются синдромом вегетативно-сосудистой дистонии. Сенсибилизация и вегетативно-сосудистые нарушения у детей и подростков — два тесно взаимосвязанных и взаимозависимых процесса (Р. А. Калюжная, 1965—1973), протекающих на фоне своеобразных сдвигов в функционировании симпатико-адреналовой системы.
Оценивая клиническую картину вегетативно-сосудистой дистонии, следует всегда помнить, что это не самостоятельная нозологическая форма, а вторичный синдром, возникающий на фоне основного заболевания, которое необходимо выявить, иначе лечение синдрома не может быть этиологическим и патогенетическим и тем самым достаточно эффективным.



 
« Шейный остеохондроз, профилактика и лечение   Шумы сердца »