Начало >> Статьи >> Архивы >> Школьная медицина

Введение - Школьная медицина

Оглавление
Школьная медицина
Введение
Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза
Основные теории и гипотезы причин акселерации
Динамика физического развития школьников за последнее десятилетие
Особенности полового созревания современных школьников
Взаимосвязь характера физического развития с работоспособностью
Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности
Влияние физической культуры и спорта на функциональное состояние
Принципы врачебного контроля при допуске к занятиям физической культурой
Принципы распределения школьников в различные группы физической подготовки
Виды отклонений в состоянии здоровья
Физиологический уровень реактивности и естественная резистентность организма
Актуальные проблемы иммуногенеза и иммунопатии
Измененная реактивность
Влияние хронической очаговой инфекции на реактивность
Влияние методов стимуляции иммуногенеза и вакцинации на реактивность детского организма
Причины и механизмы изменения сосудистого тонуса
Синдром вегетативно-сосудистой дистонии у детей и подростков
Кардиальный компонент синдрома вегетативно-сосудистой дистонии
Морфологические особенности сердца и крупных сосудов
Общая характеристика некоторых нарушений процесса возрастной эволюции сердца
Синдром перенапряжения у юных спортсменов
Неревматические кардиопатии
Инфекционно-аллергические миокардиты
Аллергические лекарственные и постпрививочные миокардиты
Нарушения сердечного ритма при неревматических кардиопатиях
Врожденные пороки сердца и крупных сосудов
Распространенность, этиология и патогенез ревматизма
Клиническая картина и диагностика ревматизма
Ревматические пороки сердца
Первичная и вторичная профилактика ревматизма
Лечение ревматизма
Определение понятия, методы диагностики  бронхо-легочных заболеваний
Клиническая картина и исходы хронических заболеваний бронхо-легочной системы
Аллергические заболевания бронхо-легочной системы
Патогенез, клиническая картина и лечение гломерулонефрита
Патогенез, клиника и лечение пиелонефрита
Нарушения состояния желудочно-кишечного тракта функционального характера
Хронический гастрит и дуоденит
Язвенная болезнь
Хронические холецистит и холангит
Классификация и современные методы диагностики геморрагических диатезов
Гемофилия
Тромбоцитопеническая пурпура
Геморрагический васкулит
Ожирение
Сахарный диабет
Нарушение функции щитовидной железы
Нарушения состояния надпочечников
Нарушения полового развития
Опухоли и воспалительные заболевания половых органов
Неврозы и неврозоподобные состояния
Навязчивые состояния
Истерический невроз
Системные неврозы

Особенности развития и характер отклонении в состоянии здоровья современных школьников своеобразно окрашиваются целым рядом факторов. Одним из существенных является феномен акселерации — ускорения физического развития и полового созревания, создающий ряд проблем не только в области возрастной физиологии, психологии, педагогики и медицины, но и в области социологии. Раннее физическое развитие и половое созревание требуют синхронного развития личности, обеспечивающего ответственность за свои поступки, тем более, что сопутствующее акцелерации более интенсивное интеллектуальное развитие не всегда, особенно при недостаточном воспитании, находится в соответствии с социальной зрелостью индивидуума.
Не в меньшей мере, чем на синхронизацию физического и личностного, акселерация оказала влияние на гармоничность соматического развития, т. е. на соотношение частей и целого в плане соответствия развития органов и систем, а также механизмов регуляции их функции по отношению к размерам тела.
Существенными факторами, влияющими на состояние здоровья современных школьников, являются обусловленные научно-техническим прогрессом коренные изменения образа жизни населения, которые наравне с рядом положительных моментов принесли с собой и отрицательные: это прежде всего снижение двигательной активности (гиподинамия, или гипокинезия) и стремительный рост потока информации, восприятие которого при неправильной организации обучения и быта может привести к хроническому умственному утомлению со всеми вытекающими отсюда последствиями.
И наконец, существенным фактором, определяющим характер патологии и заболеваемость современных школьников, является общее изменение структуры заболеваемости в высокоразвитых странах, заключающееся в снижении удельного веса острых инфекционных и паразитарных заболеваний и росте так называемых дегенеративных заболеваний: онкологических, сердечно-сосудистых, обменных, эндокринно-вегетативных и аллергических, а также неврозов.

Последовательно профилактическое направление советского здравоохранения требует от педиатра выявления нарушений состояния здоровья еще в преморбидной фазе, т. е. в стадии предболезни, до сформирования очерченного патологического процесса, что невозможно осуществить без знания и понимания физиологии развития, в процессе которого нередко возникают варианты возрастных изменений, стоящие на грани патологии либо имитирующие ее. Исходя из указанного, в настоящем руководстве большое внимание уделено особенностям развития современных школьников, отклонениям физиологического процесса возрастной эволюции и состояниям, пограничным с патологией: нарушениям реактивности, возрастной эволюции сердца и сосудов, вегетативно-сосудистым дистониям.
Связь умственной и физической работоспособности школьника с состоянием его здоровья кажется столь очевидной, что на первый взгляд не нуждается в доказательствах. Однако при более глубоком рассмотрении этого вопроса становятся ясными его новые, современные аспекты, основанные в первую, очередь на эволюции понятия «здоровый ребенок» и, следовательно, на высоких требованиях к «эталону здоровья». Возникает необходимость выявления самых начальных, только намечающихся отклонений в состоянии здоровья ребенка, когда с чисто житейских и устаревших медицинских представлений он еще «практически здоров» и, естественно, посещает школу. Тем не менее комплекс функциональных расстройств может постепенно трансформироваться в очерченную нозологическую форму, т. е. привести к конкретному заболеванию. Исходя из вышеизложенного, в настоящем руководстве освещены как особенности развития современных школьников, так и механизмы возникновения в прогрессирования преморбидных состояний, их клинические проявления, методы профилактики и устранения.
Следует подчеркнуть, что уже в преморбидной фазе работоспособность ребенка и его толерантность к школьной нагрузке начинают снижаться. Кроме того, эти школьники составляют «контингенты риска» в отношении развития наиболее распространенных в настоящее время заболеваний.
Одновременно в руководстве освещены избранные формы патологии детей школьного возраста, наиболее актуальные как с точки зрения их распространенности, так и тех существенных последствий, которые они оказывают на состояние здоровья в последующие периоды жизни.



 
« Шейный остеохондроз, профилактика и лечение   Шумы сердца »