Начало >> Статьи >> Архивы >> Школьная медицина

Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза - Школьная медицина

Оглавление
Школьная медицина
Введение
Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза
Основные теории и гипотезы причин акселерации
Динамика физического развития школьников за последнее десятилетие
Особенности полового созревания современных школьников
Взаимосвязь характера физического развития с работоспособностью
Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности
Влияние физической культуры и спорта на функциональное состояние
Принципы врачебного контроля при допуске к занятиям физической культурой
Принципы распределения школьников в различные группы физической подготовки
Виды отклонений в состоянии здоровья
Физиологический уровень реактивности и естественная резистентность организма
Актуальные проблемы иммуногенеза и иммунопатии
Измененная реактивность
Влияние хронической очаговой инфекции на реактивность
Влияние методов стимуляции иммуногенеза и вакцинации на реактивность детского организма
Причины и механизмы изменения сосудистого тонуса
Синдром вегетативно-сосудистой дистонии у детей и подростков
Кардиальный компонент синдрома вегетативно-сосудистой дистонии
Морфологические особенности сердца и крупных сосудов
Общая характеристика некоторых нарушений процесса возрастной эволюции сердца
Синдром перенапряжения у юных спортсменов
Неревматические кардиопатии
Инфекционно-аллергические миокардиты
Аллергические лекарственные и постпрививочные миокардиты
Нарушения сердечного ритма при неревматических кардиопатиях
Врожденные пороки сердца и крупных сосудов
Распространенность, этиология и патогенез ревматизма
Клиническая картина и диагностика ревматизма
Ревматические пороки сердца
Первичная и вторичная профилактика ревматизма
Лечение ревматизма
Определение понятия, методы диагностики  бронхо-легочных заболеваний
Клиническая картина и исходы хронических заболеваний бронхо-легочной системы
Аллергические заболевания бронхо-легочной системы
Патогенез, клиническая картина и лечение гломерулонефрита
Патогенез, клиника и лечение пиелонефрита
Нарушения состояния желудочно-кишечного тракта функционального характера
Хронический гастрит и дуоденит
Язвенная болезнь
Хронические холецистит и холангит
Классификация и современные методы диагностики геморрагических диатезов
Гемофилия
Тромбоцитопеническая пурпура
Геморрагический васкулит
Ожирение
Сахарный диабет
Нарушение функции щитовидной железы
Нарушения состояния надпочечников
Нарушения полового развития
Опухоли и воспалительные заболевания половых органов
Неврозы и неврозоподобные состояния
Навязчивые состояния
Истерический невроз
Системные неврозы

Часть I
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОРГАНИЗМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Глава I
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
§. 1 Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза
Сложный процесс роста и развития, начинающийся с момента оплодотворения яйцеклетки, иначе говоря, с первых мгновений эмбриогенеза, и кончающийся завершением формирования организма человека, т. е. весь процесс онтогенеза, составляющий, по определению представителей возрастной физиологии, прогрессивный период жизни, обусловлен закодированной в генах информацией, определяющей биологическую сущность человека как вида homo sapiens. Биологическая сущность человека является результатом длительной, сложной, продолжавшейся в течение миллионов лет эволюции всего живого и возникновения в процессе филогенеза человеческого организма, столь же сложного, сколь и совершенного. Человеческий организм характеризуется высокой дифференцированностью и одновременно благодаря высокоорганизованной структуре его нервной системы необычайной координированностью и целостностью с бесподобной системой регуляции и реактивности, предоставившей ему широчайшие возможности адаптации к внешней среде и дальнейшего совершенствования. Совершенствование достигло наивысшего уровня в периоде возникновения человеческого общества, т. е. социальной среды, придавшей биологически совершенному виду homo sapiens черты личности. Процесс формирования человека как существа социального предоставил колоссальный фактический материал для диалектического, материалистического понимания взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии организма. Знание биологических законов развития организма и понимание причин его нарушений приобрели в последние десятилетия конкретность благодаря раскрытию сущности и материальной основы наследственности, что явилось результатом прогресса исследований на молекулярном уровне. Было установлено, что дезоксирибонуклеиновая кислота является хранителем наследственной информации, определяющей структурную специфичность белка организма. Была произведена биохимическая расшифровка кода наследственности, определяемого соответствующим сочетанием органических оснований в нуклеиновой кислоте, обусловливающего аминокислотный состав специфического белка (В. М. Жданов, 1964). Расшифровка кода рибонуклеиновой кислоты для всех 20 аминокислот, образующих специфические белки, составила эпоху в науке и явилась скачком в познании тончайшего механизма белкового синтеза, в проникновении в тайны наследственности, основой которого оказалась цепь: дезоксирибонуклеиновая кислота—рибонуклеиновая кислота—белок. Была также установлена и обратная связь: белок—рибонуклеиновая кислота—дезоксирибонуклеиновая кислота (Η. Н. Жуков-Вережников, И. Н. Майский, 1958). Наличие обратной связи свидетельствует о возможности влияния химизма всего организма на дезоксирибонуклеиновую кислоту, являющуюся хранителем наследственных свойств организма. Сам факт связи наследственных структур с основным жизненным процессом — обменом веществ, так же как данные о взаимодействии клеточного ядра и цитоплазмы в процессах наследования (а не только ядра, роль которого в наследственности считалась единственной и исключительной), значительно поколебал глубокофатальный подход к процессам наследования. Полученные в настоящее время неоспоримые доказательства взаимодействия ядра и цитоплазмы в процессах наследования подтверждают возможность, с одной стороны, влияния внешней среды на наследственные свойства организма, а с другой — открывают пути разработки методов целенаправленной коррекции ее нежелательных проявлений, профилактики и лечения ряда наследственных заболеваний, совершенствования функций растущего организма.
В онтогенетическом развитии современного человека биологически (генетически) обусловлены размеры и форма тела, органов, их структурные свойства, специализация систем, органов и тканей, взаимоотношения частей. Гармоничность сочетания, взаимная приспособленность частей организма друг другу, являясь результатом эволюции человека как вида (в процессе филогенеза), генетически закреплена, определяя соответствующее развитие частей и целого в онтогенезе. Между частями организма, составляющего единую целостную систему, морфологическая и функциональная специфика которого биологически (генетически) запрограммирована, имеется строгое функциональное взаимодействие. При этом генетически обусловлены как интенсивность, так и пределы роста, очередность созревания отдельных систем и органов, их преобразований в процессе развития организма. Однако, по определению И. И. Шмальгаузена (1942), генетически обусловлен общий план формирования организма, детали которого подвержены значительным колебаниям, обусловленным внешнесредовыми влияниями на растущий организм.
Яркой иллюстрацией изменений, вносимых экологическими (внешнесредовыми) факторами в процесс развития современного молодого поколения, является феномен акселерации (лат. «accelerare» — ускорять), т. е. ускорения темпов физического развития и полового созревания. Начавшись в конце XIX в. в высокоразвитых странах, он постепенно распространялся на все большее количество стран и приобрел в XX в. характер глобального, т. е. охватил все население земного шара, получив определение «вековой тенденции» (англ, «seculare trend»). Это определение феномена акселерации стало очень популярным и применяется как синоним термина «акселерация» которым многие пользуются, называя ее «секулярным трендом». Акселерация  составляет основную особенность развития современных детей и подростков, заключающуюся в ускорении темпов физического развития (нарастание длины тела, массы) и полового созревания. При этом ускорение энергии роста тела в длину приводит не только к более раннему завершению процессов роста, но и к достижению более высоких параметров окончательного развития, т. е. современное поколение выше ростом и тяжелее, чем предшествующие.
В настоящее время накопились данные, согласно которым ускорение энергии роста детей начинается уже во внутриутробном периоде и продолжается до окончания прогрессивного периода жизни, т. е. до завершения всех процессов роста и развития организма. Несмотря на то что акселерация охватывает весь период роста и развития, в подростковом периоде, т. е. в 11 —16 лет, она достигает наибольшей интенсивности. Акселерация, начавшись в периоде внутриутробного развития, приводит к большей массе новорожденных, которая в настоящее время в среднем на 100—300 г больше, чем 100 лет назад (Р. Б. Коган, 1964; Н. А. Подъячева, 1965, и др.). Масса новорожденных детей удваивается в настоящее время к 4 месяцам, а не к 6, как было прежде. Длина тела современного годовалого ребенка в среднем на 5 см, а масса на 1,5—2 кг больше, чем 50—75 лет назад. Обычно при оценке физического развития новорожденных детей пользуются соотношением окружностей грудной клетки и головы, которые в начале столетия становились равными к 6 мес, теперь же выравнивание их происходит к 2 мес, а к 3 мес окружность груди становится больше  окружности головы; на 1—2 мес раньше, чем прежде, прорезываются молочные зубы. Длина тела детей дошкольного возраста увеличилась за последние 100 лет в среднем на 10—12 см.
Акселерация развития лучше всего изучена у детей школьного возраста (В. В. Бунак, 1960; В. Я. Белогорский, 1968; Ф. Г. Лапицкий, 1968; Г. П. Сальникова, 1968; В. Г. Властовский, 1969; В. С. Соловьева, 1969; Л. А. Тарасов, 1971, и др.). Оказалось, что увеличение энергии роста исчисляется в среднем 4 месяцами в каждое десятилетие, в результате современный 9-летний ребенок имеет рост и вес своего 10-летнего сверстника 1940 г. (J. М. Tanner, 1962), а современные подростки 14—16 лет выше своих сверстников 70-х годов прошлого столетия на 15—20 см. В связи с акселерацией раньше начинается и быстрее завершается окостенение хрящей, начало и окончание которого в определенных костях имеет строго очерченные сроки и характеризует истинный «биологический возраст» индивидуума (В. Я. Белогорский, 1968; В. Г. Ужви, 1971; М. В. Стромская, 1971, и др.).
В частности, наиболее рано наступают и заканчиваются процессы окостенения мелких костей запястья (по которым чаще всего и определяют точный биологический возраст подростка).
В настоящее время сроки окостенения сместились, оно начинается у девочек в 10—11 лет (т. е. на год раньше, чем прежде, а в 16— 17 лет разница в сроках окостенения составляет 3 года, т. е. находится на уровне 19—20-летних в 50-х годах) и заканчивается на 1—2 года раньше в сравнении с соответствующими сроками даже недавнего 1963 г. Наибольшее ускорение процессов окостенения у мальчиков обнаружено в 12—13 лет. У 17-летних юношей в 1970 г. оссификации кисти на 2 года опережает их сверстников 1960 г. В связи с указанным раньше завершается рост тела: если в прошлом веке мужчины продолжали расти до 26 лет, а до 1940 г. — до 21 года, то сейчас этот процесс заканчивается у юношей в 18—19 лет, а у девушек — в 16— 17 лет, при этом окончательные параметры тела больше, чем прежде. Соответственно развитие вторичных половых признаков ускоряется достигая к 16 годам у девочек IV степени полового созревания, у мальчиков— III и IV. Вместе с тем в настоящее время уже известно, что более рано завершающиеся рост, развитие и половое созревание не влекут за собою раннего угасания соответствующих функций, а наоборот. Например, прекращение менструаций у современных женщин наступает в среднем на 4—5 лет позже, чем в предыдущие десятилетия. Одновременно с этим возросла продолжительность жизни, сочетающаяся с дольше сохраняющейся функциональной полноценностью человека. В странах, где акселерация началась давно, т. е. в начале века, с момента появления этого феномена дальнозоркость, обусловленная старением оптических сред глаза, наступает на 5—8 лет позже, чем прежде. Таким образом, акселерация распространяется на все этапы человеческой жизни — от рождения до смерти и не приводит к более раннему старению и уменьшению продолжительности жизни.
В годы Великой Отечественной войны, явившейся тяжелым испытанием для нашего народа, периодом огромного нервно-психического и трудового напряжения, которое сочеталось с количественным и качественным недоеданием, неудовлетворительными бытовыми и жилищными условиями, наступило снижение роста и веса новорожденных и детей других возрастов. В некоторых городах в 1943 г. средняя длина тела дошкольника была на 2—3 см, масса на 2—3 кг меньше, чем до войны. Аналогичное явление наблюдалось и у школьников.
Однако в послевоенный период в СССР быстро был достигнут довоенный уровень развития детей, и уже в 1955—1956 гг. рост и масса детей превысили довоенный уровень, начался повсеместный процесс акселерации развития. По мере роста детей влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза усиливается, увеличиваются различия в тотальных размерах тела современных детей по сравнению со сверстниками прежних десятилетий, достигая особенной выраженности в возрасте 12—16 лет. Увеличение показателей тотальных размеров тела детей, живущих в различных климато-географических районах СССР, а также детей различных национальностей, входящих в СССР, протекает без существенных различий. В частности, исследования М. В. Стромской (1971) и В. Я. Белогорского (1968—1970). показали, что существенные отклонения в сроках окостенения хрящей у детей Заполярья, Москвы и Тулы отсутствуют.
Как показал опыт военных лет, общая направленность развития молодого поколения может прерываться в период войн и народных бедствий, когда происходит противоположное явление — замедление развития (ретардация) с явным отставанием всех показателей физического развития от средних норм предвоенного времени. Однако и вне периодов, когда социальные причины или другие сильно действующие на организм факторы внешней среды препятствуют проявлению феномена акселерации, даже при условии его полного и яркого проявления, среди акселерированной популяции могут встречаться индивидуумы с другим типом развития. Дело в том, что акселерация как тенденция зека характеризует общую направленность развития детей и подростков, однако отдельные индивидуумы могут развиваться в среднем темпе и даже замедленно (ретардированно), с запаздыванием, задержкой в темпах развития, которая может быть обусловлена состоянием здоровья или рядом других внешнесредовых факторов, а также их генетическими — конституциональными особенностями.
Таким образом, несмотря на акселерацию как всеобщую закономерность развития современных детей и подростков, могут существовать внутригрупповые различия в развитии детей определенной популяции, возраста и пола, обусловленные различными причинами. В капиталистических странах это преимущественно связано с классовыми различиями в уровне жизни, материальным положением детей имущих и неимущих классов. В социалистической стране это главным образом результат генетических конституциональных особенностей или заболеваний, перенесенных ребенком. Однако особенностью современных детей с несколько задержанным физическим развитием является более медленный, но более продолжительный период роста и созревания с достижением в конечном счете параметров роста и массы, нередко превосходящих таковые у акселерированных. Подобного явления не наблюдалось прежде, когда ретардированные дети обычно приходили к периоду окончания роста и зрелости со значительно меньшими ростом и массой, чем нормальные, а тем более ускоренно развивающиеся дети. Таким образом, акцелерация как тенденция века и в этих случаях проявляет себя, и ретардация, т. е. задержка развития, является в большинстве случаев явлением временным, преходящим, которое корригируется всей системой социальных мероприятий, направленных на улучшение физического развития и здоровья растущего поколения, и хорошими материально-бытовыми условиями жизни народа в СССР.
Современные дети могут быть в ряде случаев акселерированы только по росту или только по половому созреванию, но чаще всего акселерация относится ко всем параметрам физического развития (рост, масса, окружность грудной клетки) в сочетании с ускоренным и рано завершающимся половым созреванием. Сочетанный тип ускоренного роста и полового созревания отражает истинную акселерацию .
Для педагогов и психологов чрезвычайно существенно знать функциональные возможности организма при всех типах развития, т. е. у детей акселерированных, среднего развития и ретардированных (с задержкой развития) в целях правильного построения воспитательных мероприятий.
Многосторонность вызываемых акселерацией изменений в физическом и психическом развитии молодежи нередко затрудняет общую оценку этого явления, вносит путаницу не только в понятие сущности явления и причин, его обусловливающих, но также в разработку некоторых принципов воспитания, обучения, даже поведения и оценку социальной значимости и последствий его.
Усилившаяся энергия роста с более ранним соматическим и половым созреванием детей и подростков наиболее ярко выявляется в увеличении продольных размеров тела (роста) и массы (В. Г. Властовский, Л. А. Ямпольская, 1964; В. М. Левин, 1966; Ф. Г. Лапицкий, 1967; В. С. Соловьева, 1967; Г. П. Сальникова, 1968; Tanner, 1962; Winter, 1965, и др.), поэтому первоначально эти признаки считали достаточными для констатации акселерации. Однако вскоре оказалось, что ускоренно наступающим и более высоким параметрам роста и массы не соответствуют более медленные темпы развития грудной клетки, увеличение которой явно отстает от двух первых упомянутых параметров, т. е. акселерация роста, массы и сроков полового созревания сочетается с тенденцией к некоторой астенизации телосложения, т. е. с относительно узкой грудной клеткой. В связи с указанным на симпозиуме «Акселерация развития», состоявшемся в 1967 г. в Москве, было подчеркнуто, что необходимо более глубоко и всесторонне исследовать вопрос об однонаправленности и комплексности процесса акселерации в более широком морфологическом, физиологическом и психологическом плане (Р. А. Калюжная). В частности, подлежал выяснению вопрос о синхронности акселерации роста тотальных размеров тела и структурного оформления внутренних органов и механизмов регуляции их функции. Иначе говоря, возникла необходимость исследования гармоничности процессов онтогенеза в связи с акселерацией для выяснения, не усилила ли последняя имеющуюся всегда в процессе роста и созревания организма (особенно в критические периоды онтогенеза, каким, в частности, является пубертатный возраст) некоторую неизбежную временную дезинтеграцию развития, обусловленную неодновременным созреванием разных органов и систем.
Таким образом, феномен акселерации с более быстрым, чем прежде, завершением процессов роста и полового созревания современных детей и подростков поставил перед медициной, физиологией, педагогикой и рядом других наук ряд весьма существенных и сложных вопросов, среди которых основными являются следующие:

  1. гармонично ли развиты акселерированные подростки, соответствует ли большему росту и массе более быстрое развитие и формирование основных систем и органов, их функциональных возможностей, а главное механизмов регуляции функций, выносливости и работоспособности;
  2. соответствует ли умственное и интеллектуальное развитие и развитие личности в целом более рано наступающему физическому развитию и половому созреванию;
  3. следует ли, исходя из феномена акселерации, раньше начинать обучение в школе;
  4. как подойти к проблеме трудового воспитания и участия в общественно полезном труде, учитывая более высокий уровень физического развития современных школьников;
  5. как решать в школе в связи с ускорением полового созревания проблему полового воспитания школьников; следует ли, исходя из акселерации развития, изменить положение о минимальном возрасте, позволяющем вступить в брак;
  6. соответствует ли физическая и половая зрелость современной молодежи их социальной зрелости;
  7. какова роль физического воспитания, двигательной активности и спорта в вопросах гармоничности развития акселерированного поколения.

В связи с акселерацией следует правильно ориентировать проектные организации в разных областях промышленности, изготовляющей школьную мебель, одежду и обувь, спортивные снаряды и оборудование для школ, средних профессиональных и высших учебных заведений. Эти организации должны учитывать значительно изменившиеся размеры тела современных школьников.
Врачи-педиатры, средний медицинский персонал и педагоги должны знать физиологические особенности организма, особенности психики и умственного развития акселерированных подростков и строить на научной основе санитарное просвещение, медицинское обслуживание, физическое воспитание, преподавательскую и воспитательную работу. Феномен акселерации должен быть соответствующим образом учтен при построении школьных программ, режима учащихся, их трудового воспитания, спортивной нагрузке.



 
« Шейный остеохондроз, профилактика и лечение   Шумы сердца »