Начало >> Статьи >> Архивы >> Школьная медицина

Основные теории и гипотезы причин акселерации - Школьная медицина

Оглавление
Школьная медицина
Введение
Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза
Основные теории и гипотезы причин акселерации
Динамика физического развития школьников за последнее десятилетие
Особенности полового созревания современных школьников
Взаимосвязь характера физического развития с работоспособностью
Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности
Влияние физической культуры и спорта на функциональное состояние
Принципы врачебного контроля при допуске к занятиям физической культурой
Принципы распределения школьников в различные группы физической подготовки
Виды отклонений в состоянии здоровья
Физиологический уровень реактивности и естественная резистентность организма
Актуальные проблемы иммуногенеза и иммунопатии
Измененная реактивность
Влияние хронической очаговой инфекции на реактивность
Влияние методов стимуляции иммуногенеза и вакцинации на реактивность детского организма
Причины и механизмы изменения сосудистого тонуса
Синдром вегетативно-сосудистой дистонии у детей и подростков
Кардиальный компонент синдрома вегетативно-сосудистой дистонии
Морфологические особенности сердца и крупных сосудов
Общая характеристика некоторых нарушений процесса возрастной эволюции сердца
Синдром перенапряжения у юных спортсменов
Неревматические кардиопатии
Инфекционно-аллергические миокардиты
Аллергические лекарственные и постпрививочные миокардиты
Нарушения сердечного ритма при неревматических кардиопатиях
Врожденные пороки сердца и крупных сосудов
Распространенность, этиология и патогенез ревматизма
Клиническая картина и диагностика ревматизма
Ревматические пороки сердца
Первичная и вторичная профилактика ревматизма
Лечение ревматизма
Определение понятия, методы диагностики  бронхо-легочных заболеваний
Клиническая картина и исходы хронических заболеваний бронхо-легочной системы
Аллергические заболевания бронхо-легочной системы
Патогенез, клиническая картина и лечение гломерулонефрита
Патогенез, клиника и лечение пиелонефрита
Нарушения состояния желудочно-кишечного тракта функционального характера
Хронический гастрит и дуоденит
Язвенная болезнь
Хронические холецистит и холангит
Классификация и современные методы диагностики геморрагических диатезов
Гемофилия
Тромбоцитопеническая пурпура
Геморрагический васкулит
Ожирение
Сахарный диабет
Нарушение функции щитовидной железы
Нарушения состояния надпочечников
Нарушения полового развития
Опухоли и воспалительные заболевания половых органов
Неврозы и неврозоподобные состояния
Навязчивые состояния
Истерический невроз
Системные неврозы

Большое количество точек зрения, гипотез и теорий, пытающихся объяснить причины акселерации, обусловлено прежде всего разными мировоззрениями ученых, занимающихся этой проблемой. Тем не менее все известные теории едины в одном: в попытках объяснения причин акселерации прежде всего внешнесредовыми воздействиями на организм, однако в вопросе о сущности этих факторов мнения значительно расходятся. Большинство теорий ученых капиталистических стран характеризуется последовательным стремлением уйти от социальных факторов, обусловивших акселерацию. В лучшем случае признается роль питания, чаще, однако, из внешнесредовых причин акселерации преувеличенное внимание отдается климатическим факторам и тем влияниям, которые обусловлены прогрессом цивилизации в самом общем смысле этого слова, не учитывая при этом, что по отношению к разным классам и слоям капиталистического общества эти факторы действуют по-разному.
Гипотеза, отводящая основную роль питанию, заслуживает особого внимания. Совершенно очевидно, что питание в большой мере обусловлено социальными факторами. Питание современного человека существенно отличается от питания человека, жившего 100 лет назад, как в качественном, так и в количественном отношении. Резко возросло потребление мяса, особенно свинины, жиров, сахара. По мнению некоторых авторов (Lenz, 1959), значительное потребление мяса стимулирует функцию гормональной системы — желез внутренней секреции, в том числе половых желез и надпочечников, играющих решающую роль в процессах акцелерации. Мотивируя основную роль питания, швейцарский исследователь Du Pan (1959) приводит данные, согласно которым недостаточное питание задерживает рост, в частности в Париже в 1944 г. по сравнению с 1938 г. длина тела мальчиков 5—11 лет уменьшилась на 3,5 см, а девочек — на 2,3 см. Аналогичное явление наблюдается во время экономических кризисов. Этот же автор в Австрии у детей безработных в 1930 г. наблюдал регресс длины и массы, в это же время дети работающих родителей развивались нормально, а дети имущих классов уже в полной мере обнаруживали влияние феномена акселерации. Таким образом, в теорию, объясняющую акселерацию лишь фактором питания, значительные поправки, иногда помимо воли исследователей, вносит социальный, в частности классовый, фактор. Немецкий ученый Winter (1962) приводит сравнительные данные о росте и массе заводских учеников и учеников средних школ в 1920—1923 и 1956 гг. В 20-х годах эта разница была очень значительной, к 1956 г. в ГДР она почти полностью исчезла, так как в результате социалистических преобразований в стране исчезла классовая дифференциация этих групп, сохраняющаяся в ФРГ, где различия в физическом развитии детей разных социальных групп остаются прежними. В связи с указанными и аналогичными данными по другим странам автор подчеркивает классовый характер акселерации в капиталистическом обществе, которому свойственны резкие различия в уровне жизни разных слоев населения. Однако в результате крайне низкого уровня жизни рабочего класса в прошлом веке в последние десятилетия акселерация детей рабочих в высокоразвитых странах выражена даже сильнее, чем в обеспеченных слоях, среди детей которых процесс акселерации начался еще в прошлом веке и в настоящее время стабилизировался. Указанное обусловлено тем, что уровень жизни последних устойчиво высокий. Несмотря, однако, на более быстрый темп акселерации необеспеченных слоев населения, вырвавшихся из тисков крайней нужды и недоедания, характерных для жестокой эксплуатации рабочего класса в прошлом столетии, представители различных социальных слоев продолжают отличаться по размерам тела.
Du Pan основное значение в процессе акселерации придает витаминам В, A, D и кальцию. Tanner поддерживает точку зрения об особом значении в феномене акселерации широкого применения витаминов. Однако объяснение феномена акселерации только изменением питания населения настолько односторонне, что ряд оговорок исходит даже от приверженцев этой теории.
Часть ученых пытаются объяснить акселерацию климатическими факторами и главным образом интенсивностью солнечной радиации — гелиогенная теория.
Односторонность этих гипотез очевидна. Гелиогенная теория явно противоречит известному факту, что сельские подростки, особенно в капиталистических странах, созревают значительно позже, чем городские, хотя совершенно очевидно, что солнечные лучи попадают на тело ребенка и подростка во время сельскохозяйственных работ в деревне в гораздо большем количестве, чем в задымленном большом городе. Нет также данных о более раннем созревании горных народов, подвергающихся интенсивному ультрафиолетовому облучению.
Некоторые приписывают большую роль искусственному электрическому освещению, в частности, обильному освещению больших городов, световым рекламам и всему комплексу искусственно продленного светового дня (Lang, 1962). В связи с последней гипотезой следует упомянуть о теории, объясняющей акселерацию «комплексной травмой», наносимой организму, а точнее его нервной системе, факторами большого города: физическим и умственным напряжением, ранним сексуальным просвещением и другими раздражителями, вытекающими из специфики современного большого города, который, кроме всего прочего, способствует уменьшению двигательной активности (гиподинамии), сочетающейся с повышенной умственной нагрузкой и огромным потоком информации (учебной и неучебной), обрушивающейся на городского ребенка.

Однако теория «комплексной травмы» не в состоянии объяснить симптомы внутриутробной акселерации и увеличение массы и длины тела новорожденных, так же как и дальнейшее ускорение темпа их развития в раннем детском возрасте. Тем не менее нельзя не учитывать влияния на развитие детей ряда факторов внешней среды большого города, особенно применительно к личности подростка, обостренно воспринимающего впечатления окружающей его обстановки, в том числе очень своеобразно реагирующего на сексуальные мотивы в кинофильмах, театральных пьесах, радиовещании, телевидении, литературе, одежде.
Однако факторы большого города оказывают не только стимулирующее влияние на рост и развитие молодого поколения, но могут и тормозить его. Например, по данным Benholdt-Thomsen (1942), переселившиеся в город сельские девочки начинают менструировать еще позже, чем оставшиеся в деревне, а умственная перегрузка в школах Швеции оказала тормозящее влияние на развитие школьников. По данным некоторых авторов, в ряде развивающихся стран Азии и Африки девочки из местного коренного населения, воспитывающиеся и обучающиеся в городских школах, начинают менструировать позже чем девочки не обучающиеся, оставшиеся в деревне.
Опосредованное воздействие разнообразных (в том числе воздействующих и на сексуальную сферу) раздражителей внешней среды, оказывающих влияние через нервную систему на систему желез внутренней секреции, усиливающих процесс полового созревания молодежи, выдвигается как основная причина акселерации рядом исследователей (Grimm, 1961; Бр. Братанов, 1965 и др.)·
Bendholdt-Thomsen (1942) пытается объяснить феномен акселерации не только внешнесредовыми факторами, но и их сочетанием с биологическими совершая, однако, при этом серьезную ошибку, применяя к сложным общественным, социальным явлениям биологические законы. В частности, социальный процесс миграции населения из деревни в город он пытается объяснить конституциональными факторами, доказывая, что деревню покидает особый тип людей, более одаренных и реактивных, на которых в условиях города особо сильно действуют все факторы цивилизации, вызывая у них самих, если они переселились в город в периоде роста, или у их потомства, яркую картину акселерации. Таким образом, автор проводит идею своеобразного «естественного отбора», объясняя этим разницу в росте и развитии сельского и городского населения, а также разницу между социальными слоями в городе. Такая «биологизация» сложных социальных явлений не выдерживает никакой критики с точки зрения марксистско-ленинского подхода к вопросу соотношения биологического и социального в природе и обществе. Выдвинутая Benholdt- Thomsen конституционально-генетическая гипотеза причин акселерации дополняется и усиливается, по мнению автора, учащением у этих переселенцев числа браков между людьми из удаленных друг от друга мест рождения, что приводит к увеличению размеров тела и улучшению соматических и психических качеств потомства. Такая точка зрения разделяется и рядом других исследователей, а авторы большинства генетических (наследственных) гипотез акцелерации придают большое значение бракам людей из отдаленных друг от друга населенных мест. Сторонники этой гипотезы проводят аналогию с результатами скрещивания растений а также животных. В частности Tanner считает, что ускорение процесса роста обусловлено факторами окружающей среды, но конечное увеличение длины тела связано с прогрессивно увеличивающимся количеством «отдаленных браков», что Nold оценивает как своеобразную «гибридизацию» в человеческом обществе.
Вряд ли целесообразно перечислять все множество гипотез акселерации, само количество которых является убедительным доказательством их односторонности, далеко не исчерпывающей сложного диалектически взаимодействующего социально-биологического комплекса причин акселерации.

Сравнительные данные физического развития учащихся поселка Глухово (по данным Г. П. Сальниковой)

Возраст в годах

Мальчики

1880— 1885 гг.

1927 г.

1934 г.

1945 г.

1956 г.

1962 г.

Длина тела (см)

8

—,

119,8

116,5

121,8

123,5

9

123,8

123,9

122,5

127,3

127,4

10

122,4

127,5

128,3

127,5

133,1

131,8

11

126,3

131,6

132,1

129,9

135,6

137,1

12

129,9

136,5

137,1

134,2

140,3

143,2

13

134,4

140,2

141,0

140,0

147,4

147,9

14

137,7

145,6

147,2

143,8

154,6

156,1

15

141,2

152,1

153,4

157,3

162,3

Масса тела (кг)

8

23,1

21,4

24,2

24,8

9

24,2

24,6

24,2

26,5

26,3

10

25,6

26,9

27,1

26,5

29,6

29,0

11

27,6

28,5

29,3

28,0

31,7

32,1

12

29,1

31,0

31,6

30,3

34,7

36,0

13

30,3

32,6

33,6

33,3

39,1

39,2

14

32,7

36,5

37,4

37,2

41,4

45,5

15

35,2

41,2

42,5

48,1

51,9

Окружность грудной клетки (см)

8

61,0

60,7

60,6

61,3

9

61,9

62,8

62,0

61,3

62,5

10

61,9

63,1

64,4

64,0

64,8

64,3

11

63,1

65,4

66,2

66,0

66,8

66,1

12

64,5

67,2

67,6

67,8

68,8

68,1

13

66,2

68,3

69,1

70,4

72,0

70,7

14

67,4

70,9

71,8

72,5

74,8

75,1

15

69,2

74,5

75,1

 

76,5

78,8

Девочки

1880—1885 гг.

1927 г.

1934 г.

1945 г.

1956 г.

1962 г.

Длина тела (см)

119,6

116,2

121,9

122,5

 

123,2

123,6

122,0

126,0

126,3

123,0

127,4

128,5

126,0

132,8

132,5

ί26,5

130,3

132,1

130,0

138,8

139,5

131,0

137,4

138,3

135,0

143,8

144,9

135,5

141,6

143,1

140,4

148,6

150,8

140,0

147,7

148,5

146,9

152,6

154,4

143,5

150,6

152,6

154,2

156,8

Масса тела (кг)

21,6

21,2

23,4

23,9

23,9

24,5

23,0

25,8

25,3

25,4

26,4

25,1

29,0

28,3

27,5

28,5

27,4

33,1

32,0

30,7

32,3

30,9

36,1

36,9

34,7

35,7

34,5

41,1

41,8

30,0

40,6

40,1

45,3

47,5

45,5

49,0

50,6

Окружность грудной клетки (см)

58,4

58,3

58,7

58,9

60,2

60,7

60,8

60,8

62,0

59,2

61,7

62,3

62,3

63,2

63,7

61,7

62,7

64,6

64,9

66,1

65,3

62,9

65,7

66,3

67,7

68,8

67,9

64,9

68,5

69,4

70,5

73,0

72,1

67,3

72,0

72,4

74,9

76,1

74,8

70,1

75,0

75,4

 

77,4

77,0

Большой объем и преемственность исследований, проводимых тремя поколениями русских и советских антропологов, гигиенистов и врачей позволили получить ряд данных, вносящих ясность в вопросы причин акселерации. Особый интерес представляют исследования динамики физического развития подростков поселка Глухово Московской области, проведенные в 1880 г. видным русским социал-гигиенистом Ф. Ф. Эрисманом, в 1927 г. — Л. А. Сыркиным, а в 1962 г. — Г. П. Сальниковой. Важно подчеркнуть, что Глухово — поселок текстильной промышленности со стабильным населением, это особенно важно для оценки полученных сдвигов. По данным Ф. Ф. Эрисмана, в 1880 г. 15-летние подростки в этом поселке имели средний рост 141 см, по данным Л. А. Сыркина, в 1927 г. — 151 см, а по данным Г. П. Сальниковой, в 1962 г. — 162 см (табл. 1).
Таким образом, за 80 лет средний рост подростков в поселке Глухово увеличился на 21 см (!). Соответственно изменились и темпы их роста и полового созревания, о чем свидетельствует соотношение ростовых показателей мальчиков и девочек, а как известно, интенсификация роста тесно связана с началом эндокринной перестройки и процессом полового созревания. Так, по данным Ф. Ф. Эрисмана, девочки поселка Глухово в 1880 г. начинали обгонять мальчиков в росте с 12 лет, иначе говоря, процесс полового созревания начинался у них с 12 лет, в 1927 г. Л. А. Сыркин зарегистрировал этот факт у девочек с 11 лет, а Г. П. Сальникова получила данные, согласно которым в 1962 г. девочки начинали обгонять в росте мальчиков уже в 10 лет, т. е. процесс полового созревания у современных девочек — жительниц поселка Глухово происходил в среднем на 2 года раньше, чем у их сверстниц в 1880 г., и на год раньше, чем в 1927 г. Соответственно мальчики начинают обгонять девочек, по данным Ф. Ф. Эрисмана, в 16 лет, по данным Л. А. Сыркина, — в 15 лет, по данным Г. П. Сальниковой, — в 14 лет, т. е. у мальчиков сроки полового созревания сдвинулись на 2 года. Почти одновременно с Ф. Ф. Эрисманом вран Л. Зак исследовал работающих подростков и гимназистов в 1890 г. в Петербурге, обнаружив значительные различия в физическом развитии между рослыми, упитанными гимназистами и низкорослыми, пониженного питания работающими подростками.
Разительная перемена и скачок в физическом развитии и сроках полового созревания в поселке Глухово, далекого от перекрестка больших дорог, без миграции населения, трудно объяснить, если не учесть тех колоссальных изменений в жизни народа до и после Великой Октябрьской социалистической революции, резко различающейся по условиям быта, воспитания, обучения, труда, питания, медицинского обслуживания, уровню культуры населения.
При рассмотрении теорий, выдвигающих на первый план роль климатических факторов, включая гелиогенную теорию акселерации небезынтересен анализ данных, полученных у нас в стране при оценке физического развития детей и подростков в разных климатических зонах страны. Результаты, исследования физического развития подростков в Норильске (Г. Н. Сердюковская и др., 1969), в Мурманска (Ф. Г. Лапицкий, 1968; В. Я. Белогорский, 1968) показали практически одинаковые средние параметры физического развития детей Крайнего Севера и мурманских детей, близкие данные получены также при обследовании ряда детей в южных городах, в частности в Ростове-на-Дону, и в других районах страны (В. В. Бунак, 1962; 13. С. Соловьева, 1966, 1970; Г. В. Фетисов, 1967). Указанные результаты наглядно свидетельствуют об эффективности комплекса таких социальных мероприятий, как сплошная диспансеризация детей на Крайнем Севере, кварцевое облучение детей и помещений, имеющих целью компенсацию недостатка солнечных лучей в условиях длинной (6-месячной) полярной ночи, правильное, полноценное, сбалансированное питание, насыщение организма детей и подростков соответствующими витаминами и минеральными солями, правильно построенное физическое воспитание, позволивших нивелировать неблагоприятные климато-географические (внешние биологические) факторы, которые действуют в условиях Заполярья на детский организм.
Вышеприведенные факты полностью опровергают ведущую роль климата, солнечной радиации, а также генетические, в том числе расовые, гипотезы акселерации.
Оказалось также, что показатели физического развития детей из среды представителей всех классов социалистического общества (рабочие, служащие, интеллигенция) с периода новорожденности до завершения роста практически не отличаются (А. С. Кулаков, 1955, 1958; Η. Ф. Подъячева, 1968; Р. В. Коган, 1964; А. М. Эгикян, 1965), так же как и степень их акселерации. Этот очень существенный факт приобретает особое значение в сравнении с капиталистическими странами, где имеются существенные различия в уровне физического развития, состояния здоровья и выраженности феномена акселерации между детьми из разных классов. Данные о всеобщей акселерации, полученные в Советском Союзе в различных климато-географических ее зонах, показали, что социальные условия и целенаправленные, научно обоснованные воздействия на растущий организм позволяют нивелировать отрицательные климатические влияния, национальные различия, а прогрессивный социалистический строй, предоставляющий юным гражданам страны благоприятные условия обучения, воспитания, быта, является причиной отсутствия различий в уровне физического развития и состояния здоровья детей разных национальностей и различных социальных групп населения: рабочих, служащих, интеллигенции и т. д.
В настоящее время существенной задачей является достижение гармоничности развития акселерированного поколения, т. е. приведение в соответствие роста и массы с окружностью грудной клетки, с функциональными возможностями организма, а усиливающуюся энергию полового созревания — с процессами формирования личности и ведущих систем организма: нервной, дыхательной, сердечнососудистой.
Акселерация не может продолжаться бесконечно, максимальный уровень параметров тела, как и других признаков, генетически определен и при достижении определенных пределов эти параметры прекращают повышаться. Уже сейчас имеются данные о затухании процесса акселерации в ряде стран, где этот феномен начался раньше, чем в нашей стране. Следует также отличать вековую тенденцию к развитии детей и подростков, характеризующуюся акселерацией с достижением более высоких параметров развития, от внутригрупповых различий среди данной популяции, где могут быть индивидуумы и акселерированные в своем физическом развитии, и ретардированные. Последнее в капиталистических странах чаще всего обусловлено классовым положением родителей и тяжелыми условиями жизни. Ретардация развития может быть также результатом перенесенных заболеваний, врожденной гипотрофии, связанной с нарушением внутриутробного развития, и генетически обусловленной, конституциональной.
Таким образом, особенности онтогенеза человека определяются взаимодействием его биологической сущности с социальной средой. Деятельность человека изменяет окружающую среду — природную и социальную, а последняя в свою очередь воздействует на человека, формируя фенотип. Феномен акселерации — яркий пример влияния социальной среды на биологические свойства человека, на процессы роста, развития, созревания и формирования организма.



 
« Шейный остеохондроз, профилактика и лечение   Шумы сердца »