Начало >> Статьи >> Архивы >> Школьная медицина

Ожирение - Школьная медицина

Оглавление
Школьная медицина
Введение
Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза
Основные теории и гипотезы причин акселерации
Динамика физического развития школьников за последнее десятилетие
Особенности полового созревания современных школьников
Взаимосвязь характера физического развития с работоспособностью
Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности
Влияние физической культуры и спорта на функциональное состояние
Принципы врачебного контроля при допуске к занятиям физической культурой
Принципы распределения школьников в различные группы физической подготовки
Виды отклонений в состоянии здоровья
Физиологический уровень реактивности и естественная резистентность организма
Актуальные проблемы иммуногенеза и иммунопатии
Измененная реактивность
Влияние хронической очаговой инфекции на реактивность
Влияние методов стимуляции иммуногенеза и вакцинации на реактивность детского организма
Причины и механизмы изменения сосудистого тонуса
Синдром вегетативно-сосудистой дистонии у детей и подростков
Кардиальный компонент синдрома вегетативно-сосудистой дистонии
Морфологические особенности сердца и крупных сосудов
Общая характеристика некоторых нарушений процесса возрастной эволюции сердца
Синдром перенапряжения у юных спортсменов
Неревматические кардиопатии
Инфекционно-аллергические миокардиты
Аллергические лекарственные и постпрививочные миокардиты
Нарушения сердечного ритма при неревматических кардиопатиях
Врожденные пороки сердца и крупных сосудов
Распространенность, этиология и патогенез ревматизма
Клиническая картина и диагностика ревматизма
Ревматические пороки сердца
Первичная и вторичная профилактика ревматизма
Лечение ревматизма
Определение понятия, методы диагностики  бронхо-легочных заболеваний
Клиническая картина и исходы хронических заболеваний бронхо-легочной системы
Аллергические заболевания бронхо-легочной системы
Патогенез, клиническая картина и лечение гломерулонефрита
Патогенез, клиника и лечение пиелонефрита
Нарушения состояния желудочно-кишечного тракта функционального характера
Хронический гастрит и дуоденит
Язвенная болезнь
Хронические холецистит и холангит
Классификация и современные методы диагностики геморрагических диатезов
Гемофилия
Тромбоцитопеническая пурпура
Геморрагический васкулит
Ожирение
Сахарный диабет
Нарушение функции щитовидной железы
Нарушения состояния надпочечников
Нарушения полового развития
Опухоли и воспалительные заболевания половых органов
Неврозы и неврозоподобные состояния
Навязчивые состояния
Истерический невроз
Системные неврозы

Глава XII
ЭНДОКРИНОПАТИИ У школьников
§ 46. Ожирение
Детей с ожирением можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся дети, у которых ожирение является результатом врожденного или приобретенного заболевания нервной или эндокринной системы и с самого начала имеет патологическое значение (адипозо-генитальная дистрофия Фрелиха; синдром Лоренса — Муна — Берде — Бидля; синдром Кушинга; гипоталамическое ожирение и т. д.). Ожирение у таких детей является лишь одним из признаков болезни, в основе которой могут лежать различные факторы (травма, опухоль, инфекция, врожденные дефекты). В зависимости от конкретного заболевания этот вид ожирения может сочетаться с проявлениями дисплазии и дистрофии, с умственной отсталостью. Несмотря на множество видов ожирения этой группы, фактическое количество больных им невелико.
Ко второй группе относятся дети с экзогенно-конституциональным ожирением, возникновение которого связано с избыточным употреблением пищи при недостаточных энергетических тратах (малоподвижный образ жизни, недостаток физических упражнений). Важное значение при этом имеет конституциональное предрасположение к полноте: известно, что при одном и том же рационе и образе жизни одни люди полнеют, а другие — нет. При этом важное значение имеют также особенности функции желудочно-кишечного тракта — скорость перистальтики, интенсивность всасывания и т. д. Характерно, что склонные к полноте люди нередко страдают запорами, у них отмечаются застойные явления в системе желчеотделения и т. д. Конституционально-экзогенное ожирение встречается значительно чаще, чем все вместе взятые виды ожирения первой группы.
У детей второй группы ожирение само по себе исчерпывает сущность болезненного состояния и не является признаком какого- либо другого заболевания. Одновременно оно может рассматриваться как преморбидный фон для некоторых распространенных заболеваний и, несмотря на кажущуюся безобидность экзогенно-конституционального ожирения в сравнении с другими его видами, в целом оно наносит здоровью и деятельности человека существенный вред. Известна связь ожирения с атеросклерозом, гипертонической болезнью, сахарным диабетом, у этой категории школьников снижена работоспособность и активность.
В патогенезе ожирения основными являются следующие факторы: а) избыточное (в сравнении с потребностями организма) поступление пищи вследствие вредной привычки или нарушения функции пищевого центра (его постоянно возбужденного состояния) и повышенная эффективность всасывания продуктов пищеварения; б) изменение обмена веществ с чрезмерным образованием жира из углеводов и белка с нарушением нормального соотношения этих видов обмена; в) повышенная склонность клеток к накоплению жира (липофилия ткани) и затруднение его мобилизации — извращение функции депонирования.
Привычка переедать возникает еще в детстве; при этом постепенно складывается индивидуальный уровень обмена веществ, который может сохраняться и в дальнейшем. При установлении характера ожирения следует иметь в виду, что ожирение, сочетающееся с высоким ростом, относительно редко связано с какими-либо серьезными нарушениями в организме; напротив, случаи ожирения, сочетающегося с маленьким ростом и тем более с отставанием в росте, требуют тщательного обследования, так как при этом почти всегда имеется серьезная патология. Благоприятным признаком также является большая физическая активность ребенка и отсутствие недомогания.
Ожирение, относящееся к первой группе, чаще всего является казуистикой и может встречаться в семьях, где другие члены семьи не склонны к ожирению; напротив, экзогенно-конституциональное ожирение в большинстве случаев имеет семейный характер и может быть связано как с семейными особенностями конституции, так и с особенностями бытового уклада. Врач должен также выяснить, имеет ли ожирение стабильный характер или же оно нарастает.
Таким образом, при дифференциальном диагнозе ожирения следует, учитывать в качестве относительных положительных признаков: 1) сочетание ожирения с высоким ростом и большой активностью ребенка; 2) семейный характер ожирения (необходимо подчеркнуть, что семейный характер ожирения может рассматриваться и в качестве неблагоприятного признака, но в другой связи — при рассмотрении ожирения как предиабетического состояния); 3) стабильный и умеренный характер ожирения.
У некоторых детей в пубертатном периоде может развиваться преходящее ожирение, связанное с функциональными обратимыми расстройствами диэнцефальной области. Это так называемое пубертатное ожирение протекает вполне благоприятно и не требует специального лечения. При его диагностике важно четко сопоставить появление полноты с признаками полового созревания. В этих случаях распределение жировой ткани имеет равномерный характер и не сочетается с какими-либо нарушениями в состоянии и самочувствии ребенка.
Таким образом, основной задачей школьного врача является дифференцирование вида ожирения. В случае, если ожирение может быть отнесено к первой группе, ребенка необходимо направить к эндокринологу. При пубертатном ожирении необходимо разъяснить ребенку и его родственникам природу и характер нарушения, подчеркнуть его временный, обратимый характер и дать соответствующие рекомендации по режиму. При эндогенно-конституциональном ожирении необходимо резко увеличить двигательную активность школьника и назначить диету с ограничением углеводов и жидкости, богатую витаминами и правильно сбалансированную.
Детей с истощением можно разделить на три группы: первая — это дети, у которых истощение является результатом и проявлением патологии — истощение при интоксикациях, при нарушениях обмена веществ типа сахарного диабета или повышения функции щитовидной железы; вторая — это истощение психогенного эмоционального типа (anorexia mentalis); третья — истощение как следствие антенатальной вредности, действующей на плод, и нарушения плацентарного питания. Ко второй группе относятся все дети, худоба которых носит конституциональный характер и никак не отражается на их самочувствии и общем состоянии.
Задачей школьного врача является дифференциальная диагностика вида истощения и дальнейшая тактика полностью определяется диагнозом. Ребенок с подозрением на диабет должен быть направлен к эндокринологу; при истощении, связанном с интоксикацией, необходимо проведение патогенетического лечения (санация носоглотки, дегельминтизация, выведение лямблий, лечение туберкулезной интоксикации); при лечении последствий нарушений внутриутробного развития и плацентарного питания целесообразно назначение средств, стимулирующих обмен веществ, и, в частности, анаболических препаратов. В случае психогенного истощения приходится обращаться к помощи психолога или психиатра, и нередко такие дети нуждаются в стационарном лечении.



 
« Шейный остеохондроз, профилактика и лечение   Шумы сердца »